Особенности развитие отечественной психологии в 20-30-е годы XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:42, практическая работа

Краткое описание

1. Указать отличие житейских психологических знаний от научных.
2. Укажите особенности психологии как науки.
3. Дать классификацию (например, по Б.Г. Ананьеву) и краткую характеристику методов психологических исследований.

Файлы: 1 файл

АКАДЕМИЯ ФСИН РОССИИ.docx

— 46.01 Кб (Скачать)

АКАДЕМИЯ ФСИН РОССИИ

 

Кафедра юридической психологии и педагогики

 

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ

 

Практическое  задание 2.

 

  1. Указать отличие житейских психологических знаний от научных?

 

  Отличие 1. Житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси - тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как мы знаем довольно часто - прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим - с отцом, и снова совсем иначе - с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

     Научная же психология, как и  всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные  понятия. Отработка понятий - одна  из важнейших функций науки.  В научных понятиях отражаются  наиболее существенные свойства  предметов и явлений, общие  связи и соотношения. Научные  понятия четко определяются, соотносятся  друг с другом, связываются в  законы.

     Например, в физике благодаря  введению понятия силы И. Ньютону  удалось описать с помощью  трех законов механики тысячи  различных конкретных случаев  движения и механического взаимодействия  тел.

     То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать  человека, перечисляя в житейских  терминах его качества, черты  характера, поступки, отношения с  другими людьми. Научная же психология  ищет и находит такие обобщающие  понятия, которые не только  экономизируют описания, но и  за конгломератом частностей  позволяют увидеть общие тенденции  и закономерности развития личности  и ее индивидуальные особенности.  Нужно отметить одну особенность  научных психологических понятий:  они часто совпадают с житейскими  по своей внешней форме, т.  е. попросту говоря, выражаются  теми же словами. Однако внутреннее  содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские  термины обычно более расплывчаты  и многозначны.

     Отличие 2. Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний.

     Подобный способ особенно отчетливо  виден у детей. Он апробируется  в ходе ежедневных и даже  ежечасных испытаний, которым  они подвергают взрослых и  о которых последние не всегда  догадываются. И вот "в ходе  этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно "вить веревки", а из кого нельзя".

     Часто педагоги и тренеры находят  эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же  путем: экспериментируя и зорко  подмечая малейшие положительные  результаты, т.е. в определенном  смысле "идя па ощупь". Нередко  они обращаются к психологам  с просьбой объяснить психологический  смысл найденных ими приемов.

     В отличие от этого научные  психологические знания рациональны,  вполне осознанны. Обычный путь  состоит в выдвижении словесно  формулируемых гипотез и проверке  логически вытекающих из них  следствий.

     Отличие 3. Состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта - его конкретного и интуитивного характера.

     Отличие 4. Состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

     Суть экспериментального метода  состоит в том, что исследователь  не ждет стечения обстоятельств,  в результате которого возникает  интересующее его явление, а  вызывает это явление сам, создавая  соответствующие условия. Затем  он целенаправленно варьирует  эти условия, чтобы выявить  закономерности, которым данное  явление подчиняется. С введением  в психологию экспериментального  метода (открытия в конце прошлого  века первой экспериментальной  лаборатории) психология, как я  уже говорила, оформилась в самостоятельную  науку.

     Отличие 5. Преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда - условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т. п., - психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию.

 

  1. Укажите особенности психологии как науки.

Наука – это получение знаний с соответствиями с определенными  правилами и это система знаний, полученных в соответствии с определенными  правилами. Таким образом, объектом психологии как науки выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. Психология - наука об общих психических закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей деятельности. Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

 

3.   Дать классификацию  (например, по Б.Г. Ананьеву) и краткую  характеристику методов психологических  исследований.

Для решения  задач психологии применяются следующие  методы:

  • лабораторный и естественный эксперимент;
  • наблюдение;
  • исследование продуктов деятельности;
  • анкетирование и тестирование;
  • биографический метод;
  • психологическое моделирование;
  • сравнительно-генетический метод и др.

Метод эксперимента — основной метод психологии; отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Эксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности.

Лабораторный эксперимент характеризуется применением специального лабораторного оборудования, дающего возможность точно фиксировать количество и качество внешних воздействий и вызываемых ими психических реакций. При лабораторном эксперименте деятельность испытуемых стимулируется специальными заданиями и регламентируется инструкцией. Так, для определения объема внимания испытуемого ему с помощью особого прибора (тахистоскопа) предъявляется на очень короткое время (десятые доли секунды) группа объектов (букв, фигур, слов и т. п.) и ставится задача — обратить внимание на значительно большее количество объектов. Полученные результаты статистически обрабатываются.

В естественном эксперименте сохраняются привычные для данного человека условия его деятельности, но она специально организуется в соответствии с целью эксперимента. Испытуемые, как правило, не знают о проведении эксперимента и поэтому не испытывают напряжения, характерного для лабораторных условий.

Методы наблюдения предполагают объяснение психического явления в процессе специально организованного его восприятия. Целенаправленное научное наблюдение основывается на определенной теоретической гипотезе; оно осуществляется по заранее разработанному плану, а его ход и результаты четко фиксируются.

К методу наблюдения примыкают: метод исследования продуктов деятельности, который позволяет определить способности человека, уровень его знаний, умений и навыков; метод анкетирования, и в частности метод клинической беседы.

Метод тестирования (англ. test — проба, испытание) — метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков). Широкое распространение тестов началось с 1905 г., когда был предложен тест Бинс-Симона для диагностики развития детского интеллекта.

Психологический тест — краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени  испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время  широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тесты достижения (определяющие уровень овладения знаниями и навыками), диагностики личностных качеств, клинические тесты и др.

Ценность тестов зависит от их валидности и надежности — их предварительной  экспериментальной проверки.

Наиболее распространены тесты  интеллекта (тест Кеттелла и др.) и  тесты личности (MMPI), ТАТ-тест тематической апперцепции, тесты Г. Роршаха, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, С. Розснцвейга (16-факторный  личностный опросник) и др.

В последние годы в целях психологической  диагностики стали широко использоваться продукты графической деятельности индивида — почерк, рисунки. Графический  метод психологической диагностики, являясь модификацией проективного метода, позволяет исследовать особенности  проецирования личностью действительности и се интерпретации. При этом используются разработанные в западной психологии стандартизированные приемы и процедуры: «рисунок человека» (тест Ф. Гудинафа и  Д. Харриса), тест «дом-дерево-человек» (Д. Бука), «рисунок семьи» (В. Вульфа).

Биографический метод  исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится каузометрия (от лат. causa — причина и греч. metro — измерение) — причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.

Биографический метод исследования направлен на выявление стиля  жизни индивида, типа его адаптации  в среде. Он используется как для  анализа, так и для коррекции  жизненного пути личности. Возможна диагностика  обследуемого при помощи компьютерной программы «Биограф». Метод позволяет  выявить факторы, наиболее влияющие на поведение личности. Полученные данные используются для коррекции  поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов.

В последнее время в психологических  исследованиях стал широко применяться  метод психологического моделирования. Он выражается в знаковой имитации психических явлений или организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, логического мышления, а также создавать бионические модели психической деятельности (например, перцептроны — распознающие системы).

Сравнительно-генетический метод — способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов.

Социальная психология использует как методы общей психологии, так  и методы социологии — групповой  эксперимент, беседу, анкетирование  и интервьюирование, изучение документов, включенное наблюдение (путем внедрения  исследователя в изучаемую среду), наблюдение в тестовых ситуациях  и др. Существуют и специфические  методы социальной психологии, одним  из них является метод социометрии  — измерение неофициальных взаимоотношений  людей в группе. Графическое изображение  этих отношений называется социограммой.

Для исследования влияния социальной группы на позиции личности применяется  метод подставной группы.

Для диагностики социально значимых качеств личности используется метод  экспертных оценок и метод групповой  оценки личности.

Для исследования той или иной психологической  проблемы применяется соответствующая  система приемов и правил исследования, т. е. методика конкретного исследования: выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных  групп испытуемых, определение серий  эксперимента, статистическая и теоретическая  обработка экспериментального материала  и т. п.

По задачам и методам исследования психология находится на стыке общественных и естественных наук.

Научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рассмотрении совокупности психических явлений. Абсолютизация отдельных сторон психики приводит к ограниченным концепциям и теориям.

Информация о работе Особенности развитие отечественной психологии в 20-30-е годы XX века