Особенности психологического консультирования в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:49, реферат

Краткое описание

Данная работа посвящена проблемам, возникающим при использовании психологических тестов в практике психологического консультирования. Не секрет, что многие психологи-консультанты испытывают затруднения в процессе тестирования клиентов. Еще большее количество психологов, ориентированных на применение стандартных психодиагностических методик в своей практической деятельности, допускают ошибки, связанные с нарушением принципов консультирования.

Оглавление

Введение
В каких случаях целесообразно психологическое тестирование?
Что мешает применению тестирования в психологическом консультировании?
Когда использование тестирования в консультировании не требуется?
Что дает тестирование в консультировании?
Какие тесты могут использоваться в консультировании?
Что требуется от психолога для использования тестирования?
Ошибки, встречающиеся при использовании психологических тестов в
консультировании:
Выбор неадекватных тестовых методик;
Принятие неправильных диагностических решений;
Некорректное сообщение результатов психологической диагностики клиенту:
передача клиенту заключения по результатам тестирования в письменном виде или в виде компьютерной распечатки;
изложение результатов тестирования без предварительной работы с клиентом.
использование некорректного языка описания и принципов понимания личности.
1Х. Диагностика интеллектуальной сферы.
Х. Рекомендуемая литература

Файлы: 1 файл

Копия Реферат по диагностике .doc

— 423.00 Кб (Скачать)
  • использование 16-факторного личностного опросника Кеттелла для оценки профессиональной пригодности, выявления противопоказаний к той или иной профессии,
  • использование методики Люшера для диагностики психологических особенностей личности,
  • использование методики Майерс-Бриггс для выявления способностей личности,
  • использование компьютерной программы "Профи" для диагностики профессиональных интересов и склонностей.

Причинами подобных ошибок могут быть:

  • недостаточные знания психометрических свойств методик,
  • субъективная привлекательность или внешняя эффектность методик,
  • стремление сэкономить время или силы за счет применения экспресс-тестов.
  1. Принятие  неправильных диагностических  решений.

Эти ошибки могут возникать вследствие неверной интерпретация диагностических показателей. Например, могут быть сделаны:

  • выводы о чертах и типе характера личности при "пограничном профиле" методики MMPI,
  • суждение о наличии отклонений от нормы при значении какого либо фактора личностного опросника Кеттелла равном 8 или 9 стенам,
  • заключение о различии в уровне развития интеллекта у двух клиентов по методике Амтхауэра при разнице IQ менее 5 баллов.

Подобные ошибки могут объясняться:

  • недостаточным уровнем знаний о диагностируемых явлениях,
  • переоценкой степени точности и объективности применяемых методик.
  1. Некорректное  сообщение результатов  психологической  диагностики клиенту.
  1. Передача  клиенту заключения по результатам тестирования в письменном виде или в виде компьютерной распечатки.

К сожалению, некоторые психологи выдают клиентам на руки письменные заключения по результатам диагностики. Это можно рассматривать как грубую ошибку. Из того, что консультант говорит клиенту вслух, клиент, как правило, запомнит только то, что поймет, с чем согласится или не согласится. Информация, которая может нанести психологический вред, забудется или переработается. Кроме того, только в процессе беседы психолог в состоянии проконтролировать полученный эффект и может при необходимости его откорректировать. Напротив, когда клиент постоянно возвращается к своим данным и перечитывает заключение, результаты могут быть непредсказуемы. Иногда после этого клиентов приходится в буквальном смысле лечить.

Эти ошибки могут быть вызваны:

  • затруднениями при устном изложении результатов диагностики,
  • стремлением сэкономить время и силы на сообщении результатов тестирования,
  • просьбами клиента.
  1. Изложение результатов тестирования без предварительной работы с клиентом.

Иногда психологи торопятся сообщить тестовые результаты клиенту. Между тем, сообщение результатов тестирования требует предварительного знакомства с клиентом, установления контакта, выявления запросов, снятия излишнего эмоционального напряжения. Результаты тестирования должны проверяться с помощью беседы, наблюдения и использования дополнительных источников информации. Игнорирование проблем и запросов клиента, его состояния и индивидуальных особенностей, отсутствие обратной связи, категоричность выводов:

  • как правило, воспринимаются клиентом как давление на него,
  • могут приводить к потере контакта, недоверию клиента, его сопротивлению независимо от точности полученных результатов,
  • препятствует пониманию и принятию клиентом сообщаемой информации,
  • мешают клиенту принять активное участие в решении своих проблем и сотрудничать с консультантом,
  • не удовлетворяют потребностей клиента в безопасности, контакте и уважении.

Причинами подобных ошибок могут быть:

  • отсутствие знаний о процессе и принципах консультирования,
  • стремление поскорее закончить работу с клиентом, избавиться от него.
  1. Использование некорректного языка  описания и принципов  понимания личности.

Традиционные представления характеризуют личность как совокупность постоянных свойств, качеств, черт, проявляющихся безотносительно к содержанию и специфике ситуации.

Это выражается в употреблении таких терминов как тревожность, агрессивность, сдержанность, уверенность в себе, способность к самоконтролю, ответственность, невнимательность и т.п. Клиенту часто говорится, какой он (упорный, замкнутый, осмотрительный). Его осведомляют, чем он характеризуется, какими качествами обладает (педантичностью, упрямством, раздражительностью и т.п.). Это может подкрепить у клиента иллюзию постоянства собственной личности, невозможности изменения поведения, отсутствия выбора поступков в зависимости от ситуации.

При этом клиенту редко сообщается, в каких условиях, когда и где (в ситуациях угрозы, в процессе принятия решения, при знакомстве и т.п.) проявляются указанные качества. Игнорирование условий проявления качеств личности, отсутствие указаний на контекст, в котором они обнаруживаются, может вводить клиента в заблуждение относительно глобальности, обобщенности этих качеств. Клиенту косвенно дается понять, что он такой всегда и везде.

Наконец, клиент часто получает информацию о том, чего ему не хватает, какими способностями он не обладает, что он не умеет или не может делать. Кроме того, иногда сообщения ограничиваются отрицательными результатами тестирования, свидетельствующими о недостатках, проблемах, затруднениях, без определения позитивных качеств, сильных сторон, способностей клиента.

В результате такой подачи информации у клиента может создаваться представление об отсутствии альтернатив в выборе поведения, ситуаций, ресурсов. Клиент может лишиться надежды на изменения и возможность решения проблем. Таким образом, психолог может сослужить плохую службу клиенту, если будет говорить, какой клиент есть и кем он не является. Самое худшее, что может произойти в подобном случае, это то, что клиент может в это поверить.

Более выраженным психокоррекционным потенциалом характеризуется представление о личности как о совокупности способов реагирования человека в различных ситуациях. В этом случае черта понимается как способ поведения или переживаний человека в определенном классе ситуаций. Любая черта личности может быть определена как способность человека, как позитивное качество, дающее возможность приспособления человека к определенным обстоятельствам. Например, педантичность может быть сформулирована как стремление к порядку и точности в своих делах. Тревожный человек может быть описан как человек, способный испытывать чувство страха и беспокойства в ситуациях, которые он воспринимает как угрожающие. Человек, характеризующийся притворством, умеет изображать чувства, которые он на самом деле не испытывает, когда ему нужно воздействовать на других людей. Невнимательные люди могут отвлекаться от того, чем они занимаются, и переключаться на более интересные и привлекательные дела.

Для того чтобы корректно охарактеризовать личность клиента, можно использовать следующие принципы рефрейминга личностных черт:

1) Принцип деноминализации - переформулирование терминов, характеризующих черты личности, из существительных или прилагательных в глаголы. В соответствии с принципом деноминализации психолог говорит не о том, каким является клиент или какими качествами обладает, а о том, что он делает или чувствует.

2) Принцип контекстуализации - указание на содержание ситуаций, в которых могут наблюдаться черты личности. В соответствии с этим принципом психолог говорит о том, когда и где человек ведет себя тем или иным образом.

3) Принцип позитивной реинтерпретации - замена отрицаний в определении поведения человека на утверждения, не содержащие частицу "не". Позитивная реинтерпретация предполагает отказ психолога от употребления выражений "не может", "не умеет", "не способен", предполагающих представление об ограниченных возможностях клиента и отсутствие тех или иных качеств.

Например, в соответствии с принципами рефрейминга личностных черт нерешительного человека можно представить как человека, медленно, но тщательно принимающего решения в ситуациях выбора. Непослушный человек может быть определен как человек, который умеет отказаться от выполнения требований других людей и действовать по-своему.

Использование рефрейминга личностных черт может помочь клиенту:

  • более точно и правильно понять свои собственные психологические особенности или особенности других людей, по-новому оценить качества личности, обнаружить неожиданные достоинства,
  • расширить представления о возможностях выбора того или другого способа поведения в определенных обстоятельствах,
  • ориентироваться в различных ситуациях, выбирать ситуации, наиболее соответствующие его возможностям.
  1. Диагностика интеллектуальной сферы

Диагностика интеллектуальной сферы детей и подростков имеет  более чем столетнюю историю. В ней были разные периоды, отражавшиеся на общественном отношении к ней, — восхищения и критики, больших надежд и разочарований. На современном этапе диагностика интеллектуальной сферы школьников рассматривается специалистами как весьма актуальная, призванная обеспечить функцию обратной связи, заключающуюся в информировании общества о том, насколько результаты работы системы образования соответствуют поставленным перед ней целям и задачам.

В число важнейших  образовательных задач школы  входят:

  • обеспечение активного, сознательного, прочного и систематического усвоения детьми знаний;
  • развитие у учащихся мышления на таком уровне, который поможет создать адекватную картину мира и условия для самореализации.

От каких факторов зависит успешность решения этой задачи? Известно, что важнейшие психологические характеристики школьников, среди которых первое место занимает уровень умственного развития, в значительной степени задаются содержанием и методами учебно-воспитательной работы в школе. Современная система образования характеризуется многообразием научно-методических рекомендаций, типов учебных заведений, программ и методов обучения. Широко обсуждаются концепции модернизации школы. Оценить все эти предложения и нововведения возможно только в том случае, если имеется адекватный инструментарий.

В качестве такового вполне могут рассматриваться психологические тесты, диагностирующие умственное развитие учащихся. Сошлемся на справедливые слова К. М. Гуревича, который пишет: «...В психическом облике учащегося как бы сосредотачиваются все результаты работы системы образования, ведь именно на него самого обращена работа системы, и по его облику общество, в конце концов, судит об этой работе». Несомненно, говоря о психическом облике школьника, психологи прежде всего имеют в виду уровень его умственного развития, поскольку в настоящее время школа видит свою задачу не только в обучении основам наук, но и в умственном развитии учащихся.

Однако содержание и организация учебной деятельности, представленные в программах учебных предметов и методах их преподавания, реализуемые в работе конкретных учителей, не могут быть прямо соотнесены с ее эффективностью. В анализ непременно должен быть включен субъект этой деятельности — ученик — со всеми присущими ему индивидуально-психологическими особенностями. Можно сказать, что процесс обучения опосредуется последними. Овладение содержанием среднего образования зависит от того уровня психического и, прежде всего, умственного развития учеников, который должен быть сформирован на каждой возрастной стадии. Школьники неодинаково подготовлены к требованиям учебной деятельности, и выявить степень их готовности возможно с помощью тестов умственного развития.

Термином интеллектуальная {когнитивная) сфера принято обозначать совокупность познавательных процессов, выполняющих функции получения и обработки информации, ее запечатления и использования.

Для характеристики основных количественных и качественных изменений, происходящих в когнитивной сфере индивида со временем, чаще всего используется понятие интеллектуального (умственного) развития.

Чаще всего  те психологические характеристики, которые за рубежом рассматриваются в свете изучения интеллекта, в отечественной психологии трактуются в связи с понятием умственного развития.

Информация о работе Особенности психологического консультирования в образовании