Особенности психодиагностики с проблемами в развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 08:13, контрольная работа

Краткое описание

Психическое развитие - это закономерное изменение психических процессов, оно имеет сложную организацию во времени. Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в разные периоды жизни детей, а так же тем, что одни психические функции формируются на основе других, ранее сформировавшихся. На каждом возрастном этапе происходит перестройка межфункциональных связей, а развитие каждой психической функции зависит от того, в какую систему связей оно включено.

Оглавление

Введение
Проблема развития детей
Психодиагностика детей, направляемых на ПМПК
Выводы

Файлы: 1 файл

Особенности психодиагностики с проблемами в развитии.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

     – с нарушениями поведения;

     – со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения.

     Каждая  категория детей имеет специфические  психолого-педагогические особенности, которые необходимо учитывать при  определении стратегии и тактики  психолого-педагогического изучения.

     Таким образом, в результате сочетания первичных и вторичных нарушений при аномальном развитии формируется сложная картина нарушений, которая, с одной стороны, индивидуальна у каждого ребенка, а с другой — имеет много сходных характеристик в пределах каждого типа нарушенного развития.

     Эти сходные характеристики — та специфика, которая определяет необходимость  создания специальных образовательных  условий, соответствующих психофизическим  особенностям детей, относящихся к  каждому типу нарушенного развития. [1, 2] 

     2. Психодиагностика  детей, направляемых  на ПМПК.

      Успешность  воспитания, обучения, социальной адаптации  ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его  возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психолого-педагогическая диагностика. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Именно психодиагностика нарушений развития позволяет выявить детей с психофизическими недостатками в популяции, определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям.

      В настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьезную социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья детей характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. У 54% российских детей, прошедших осмотр специалистами в рамках Всероссийской детской диспансеризации, выявлены отклонения в состоянии здоровья.

      Психолого-педагогическая диагностика базируется на теоретических  представлениях об аномальном развитии. Эти представления отражены в  трудах Л.С.Выготского, В.И. Лубовского, В.В.Лебединского и др. Согласно этим представлениям, у детей с отклонениями в развитии в силу различных причин (биологических и социальных) нарушается процесс формирования высших психических функций. Этот процесс у детей растянут на годы. Он зарождается в речевом общении и завершается полноценной символической деятельностью.

      Психическое развитие ребенка, формирование его  личности тесно связаны с процессами обучения и воспитания. Отечественные  психологи (А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев) указывали, что физиологической основой высших психических функций являются функциональные системы совместно работающих зон коры головного мозга. Эти функциональные системы формируются в процессе жизнедеятельности ребенка, постепенно приобретая характер прочных межфункциональных связей. В исследованиях физиологов и психологов показано, что зрелость отдельных функциональных систем на определенных этапах развития не одинакова: одни системы уже сформировались, другие только начинают формироваться. В этом и заключается принцип гетерохронности — неодновременности развития функциональных систем.

      Каждая  функциональная система и даже отдельные  ее звенья имеют собственную, особую программу развития, но работают как  единое целое. Интегративная деятельность коры головного мозга определяет теснейшее взаимодействие различных функциональных систем, их взаимообусловленность. Согласно современным представлениям, дети с нарушениями развития (с проблемами в развитии, с отклонениями в развитии, с недостатками психофизического развития) — это дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы имеются отклонения от нормативного развития психических функций.

      В некоторых случаях нарушения развития могут быть вызваны и микросоциальными, средовыми причинами, не связанными с патологией анализаторов или центральной нервной системы. К таким факторам можно отнести неблагоприятные формы семейного воспитания, социальную и эмоциональную депривацию и т.д. Особенно тяжелые последствия имеет действие негативных микросоциальных факторов в период возрастных кризисов, когда отмечаются существенные качественные и количественные изменения в психическом развитии ребенка и подростка.

      В психолого-педагогическом диагнозе указывается педагогическая категория нарушенного развития, степень выраженности нарушения, недостатки развития, осложняющие ведущие нарушения, на которые необходимо обратить внимание в ходе коррекционно-педагогической работы. Если обследование проводится перед поступлением ребенка в школу, то необходимо определить готовность ребенка к обучению в школе общего назначения или в специальной (коррекционной) школе. Психодиагностика нарушений развития выявляет своеобразие психического развития ребенка, его психолого-педагогические особенности. Знание этих особенностей позволяет определить тип образовательного учреждения, соответствующий возможностям ребенка, программу его дошкольного и школьного образования, разработать индивидуальную программу медико-психолого-педагогической помощи.

     Цель  ПМПК -- выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.

     Основными задачами ПМПК являются:

     -- раннее выявление и предупреждение  отклонений в развитии, затрудняющих  социальную адаптацию ребенка;

     -- комплексная, всесторонняя, динамическая  диагностика резервных возможностей  ребенка и нарушений его развития;

     -- определение специальных условий  для получения образования несовершеннолетними;

     -- подбор, проектирование и инициирование организации специальных условий обучения и воспитания, а также -- лечения и медицинской поддержки, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;

     -- разработка и апробация индивидуально  ориентированных методов диагностико-коррекционной  работы с детьми, проходящими обследование, отражение в рекомендациях способов внедрения наиболее эффективных из этих методов с последующим отслеживанием динамики и уровня социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в соответствующие образовательные условия;

     -- формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии;

     -- использование и/или формирование  информационной базы данных о  научно-исследовательских, лечебно-профилактических, оздоровительных, реабилитационных  и других учреждениях, в которые ПМПК направляет детей и подростков с отклонениями в развитии в соответствии с показаниями, при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;

     -- консультирование родителей (законных  представителей), педагогических и  медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;

     -- участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической  и медико-социальной культуры  населения;

     -- стимуляция процессов интеграции в социум детей и подростков с отклонениями в развитии.

     Обеспечение диагностико-коррекционного процесса осуществляется педагогическими работниками: специалистами в области коррекционной  педагогики, дефектологии (олигофрено-, сурдо-, тифлопедагогики, логопедии), социальной педагогики; психологами: специалистами в области специальной психологии, клинической (медицинской) психологии; медицинскими работниками: специалистами в области психиатрии, неврологии, офтальмологии, сурдологии, ортопедии и др., а также другими педагогическими, медицинскими работниками, психологами, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности ПМПК.

     Медицинское обследование детей и подростков с отклонениями в развитии обеспечивается штатными или специально закрепленными за ПМПК органами управления здравоохранением медицинскими работниками.

     Направление несовершеннолетних в ПМПК осуществляется по заявлению родителей (законных представителей). Инициаторами обследования несовершеннолетнего  в ПМПК могут быть специалисты образовательных учреждений, учреждений, занимающихся обеспечением и защитой прав детей и подростков с отклонениями в развитии. Предварительная запись ребенка на обследование осуществляется с согласия родителей (законных представителей). Родители (законные представители) ставятся в известность о необходимости представления в ПМПК следующих документов:

     -- свидетельства о рождении ребенка  (предъявляется);

     -- копии коллегиального заключения  психолого-медико-педагогического  консилиума (ПМПк), копий заключений специалистов ПМПк (представляются, только если ребенок обучается и/или воспитывается в образовательном учреждении);

     -- подробной выписки из истории  развития ребенка с заключениями  врачей (педиатра, невропатолога, сурдолога,  офтальмолога, ортопеда), наблюдающих ребенка в детской поликлинике по месту жительства. При необходимости получения дополнительной медицинской информации ПМПК направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка;

     -- педагогической характеристики (представляется  только на обучающегося, воспитанника образовательного учреждения, составляется педагогом, непосредственно работающим с ребенком, и заверяется директором (заведующим) образовательным учреждением).

     К документам прилагаются образцы  письменных работ по русскому (родному) языку, математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

     Обследование  ребенка в ПМПК осуществляется индивидуально  каждым специалистом или несколькими  специалистами одновременно, что  определяется психолого-медико-педагогическими показаниями, исключающими возникновение психотравмирующих и неэтичных ситуаций. По результатам обследования каждый специалист составляет заключение.

     На  основании заключений специалистов ПМПК составляется коллегиальное заключение ПМПК, которое является документом, подтверждающим право ребенка с отклонениями в развитии на обеспечение специальных условий для получения им образования.

     В случае несогласия с коллегиальным  заключением ПМПК родители (законные представители) имеют право обратиться в вышестоящую ПМПК.

     Контроль  эффективности пребывания ребенка  в рекомендованных образовательных  условиях осуществляется ПМПК не реже одного раза в год. [3] 

     Вывод

     Дети с нарушениями развития (с проблемами в развитии, с отклонениями в развитии, с недостатками психофизического развития) — это дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы имеются отклонения от нормативного развития психических функций. В некоторых случаях нарушения развития могут быть вызваны и микросоциальными, средовыми причинами, не связанными с патологией анализаторов или центральной нервной системы. К таким факторам можно отнести неблагоприятные формы семейного воспитания, социальную и эмоциональную депривацию и т.д. Особенно тяжелые последствия имеет действие негативных микросоциальных факторов в период возрастных кризисов, когда отмечаются существенные качественные и количественные изменения в психическом развитии ребенка и подростка.

      Психодиагностика нарушений развития выявляет своеобразие психического развития ребенка, его психолого-педагогические особенности. Знание этих особенностей позволяет определить тип образовательного учреждения, соответствующий возможностям ребенка, программу его дошкольного и школьного образования, разработать индивидуальную программу медико-психолого-педагогической помощи.

     Таким образом, дети с подобными проблемами испытывают трудности при усвоении всех или некоторых разделов программы дошкольного учреждения, так как оказываются стихийно интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников без специально организованной коррекционно-педагогической помощи. Несмотря на то, что для многих из этих детей не требуются особые образовательные условия, отсутствие своевременной коррекционно-развивающей помощи может привести к их дезадаптации.

Информация о работе Особенности психодиагностики с проблемами в развитии