Особенности психодиагностики с проблемами в развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 08:13, контрольная работа

Краткое описание

Психическое развитие - это закономерное изменение психических процессов, оно имеет сложную организацию во времени. Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в разные периоды жизни детей, а так же тем, что одни психические функции формируются на основе других, ранее сформировавшихся. На каждом возрастном этапе происходит перестройка межфункциональных связей, а развитие каждой психической функции зависит от того, в какую систему связей оно включено.

Оглавление

Введение
Проблема развития детей
Психодиагностика детей, направляемых на ПМПК
Выводы

Файлы: 1 файл

Особенности психодиагностики с проблемами в развитии.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

Особенности психодиагностики с  проблемами в  развитии.

План 

Введение 

  1. Проблема развития детей
  2. Психодиагностика детей, направляемых на ПМПК

    Выводы 

     Введение

     Психическое развитие - это закономерное изменение  психических процессов, оно имеет  сложную организацию во времени. Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в разные периоды жизни детей, а так же тем, что одни психические функции формируются на основе других, ранее сформировавшихся. На каждом возрастном этапе происходит перестройка межфункциональных связей, а развитие каждой психической функции зависит от того, в какую систему связей оно включено. Следовательно, обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития ребенка, что свидетельствует о необходимости учета сензитивных периодов.

     В психическом развитии детей со всеми  типами нарушений можно выделить специфические закономерности (В.И.Лубовский).

     При всех типах нарушений наблюдается  снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации.

     Успешность  воспитания, обучения, социальной адаптации  ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его  возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психолого-педагогическая диагностика. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Именно психодиагностика нарушений развития позволяет выявить детей с психофизическими недостатками в популяции, определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям.

     В настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьезную социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья детей характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. У 54% российских детей, прошедших осмотр специалистами в рамках Всероссийской детской диспансеризации, выявлены отклонения в состоянии здоровья.

     Эти дети испытывают существенные трудности  в адаптации к условиям в дошкольном и школьном учреждениях, не усваивают  образовательные программы. Все  они требуют пристального внимания врачей, педагогов, психологов, целенаправленной помощи с учетом проблем и потребностей каждого ребенка.

     Таким образом, в массовых детских садах  и общеобразовательных школах встречается  большое количество детей, неблагополучных  в психофизическом развитии. Выраженность этих отклонений может быть различна. Значительную по численности группу составляют дети с нерезко выраженными, а следовательно, трудно выявляемыми отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы, с нарушениями слуха, зрения, оптико-пространственных представлений, опорно-двигательного аппарата, фонематического восприятия, с эмоциональными нарушениями, с недостатками речевого развития, с расстройствами поведения, задержкой психического развития, соматически ослабленные дети.

     Однако  дети с подобными проблемами испытывают трудности при усвоении всех или  некоторых разделов программы дошкольного  учреждения, так как оказываются  стихийно интегрированными в среду  нормально развивающихся сверстников  без специально организованной коррекционно-педагогической помощи. Несмотря на то что для многих из этих детей не требуются особые образовательные условия, отсутствие своевременной коррекционно-развивающей помощи может привести к их дезадаптации. 

 

      1. Проблема развития детей

     Согласно  современным представлениям, дети с нарушениями развития (с проблемами в развитии, с отклонениями в развитии, с недостатками психофизического развития) — это дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы имеются отклонения от нормативного развития психических функций. В некоторых случаях нарушения развития могут быть вызваны и микросоциальными, средовыми причинами, не связанными с патологией анализаторов или центральной нервной системы. К таким факторам можно отнести неблагоприятные формы семейного воспитания, социальную и эмоциональную депривацию и т.д. Особенно тяжелые последствия имеет действие негативных микросоциальных факторов в период возрастных кризисов, когда отмечаются существенные качественные и количественные изменения в психическом развитии ребенка и подростка.

     Остановимся на важнейших положениях теории аномального  развития, без которых невозможно понимание основ психодиагностики.

     Еще Г.Я.Трошин выдвинул идею об общих закономерностях  нормального и аномального развития, что подтвердилось в дальнейшем в работах многих исследователей (Т.А.Власовой, Ж.И.Шиф, В.И.Лубовского). Суть этой идеи в том, что и при нормальном, и при нарушенном развитии формирование психики ребенка носит поступательный характер. Каждый из этапов развития завершается формированием принципиально новых качеств — новообразований, которые, в свою очередь, становятся основой для следующего этапа.

     Обосновывая положения об общности законов нормального  и аномального развития, Л.С.Выготский  подчеркивал, что общим для них  является социальная обусловленность  психического развития: социальное, в  том числе педагогическое, воздействие  составляет источник формирования высших психических функций — как в норме, так и при нарушенном развитии.

     В то же время может быть выделен  ряд закономерностей, не наблюдающихся  у «нормальных» детей, но характерных  для нарушенного развития. Общие  закономерности аномального развития были систематизированы и обобщены в трудах Т.А.Власовой и В.И.Лубовского.

     Идея  Выготского о системном строении дефекта позволила ему выделить в аномальном развитии две группы явлений. Это — первичные нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни, и вторичные нарушения, возникающие в ходе социального развития ребенка, его взаимодействия с окружающим миром. Аномальное развитие определяется временем возникновения первичного нарушения и тяжестью его выраженности. Механизм формирования вторичных нарушений может быть различным, но существенную роль в нем всегда играет социальный фактор. Отклонения, возникающие вследствие поражения органов зрения, слуха или тех или иных структур головного мозга, различны по своему характеру, силе и значимости у каждой категории детей с нарушениями развития. Однако общим для всех этих случаев является то, что наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка. Вторичные нарушения являются основным объектом психодиагностики и психолого-педагогического коррекционного воздействия.

     В работах ведущих отечественных  специалистов показано, что при нарушенном развитии у детей наблюдаются  нарушения умственной работоспособности, недостатки общей мелкой моторики, трудности во взаимодействии с окружающим миром, изменения способов коммуникации и нарушение средств общения, недостаточность словесного опосредствования, в частности нарушение вербализации, нарушение познания окружающего мира, бедность социального опыта.

     К общим особенностям, характерным для разных отклонений в развитии, относятся трудности социальной адаптации, нарушения взаимодействия с социальной средой, которые отмечал еще Выготский.

     Ж.И. Шиф подчеркивала, что еще одной  общей закономерностью аномального  развития являются изменения в развитии личности ребенка. Особенностями такой личности являются пониженный фон настроения, астенические черты, нередко ипохондричность, тенденция к ограничению социальных контактов, низкая самооценка, тревожность, легкость возникновения страха. Такие нарушения особенно вероятны при неправильном семейном воспитании и при неправильно организованном обучении. Изменения способов коммуникации проявляются в том, что у детей нарушается речевое общение, возрастает роль невербальных средств коммуникации.

     Как общую закономерность аномального  развития В.И.Лубовский отмечал нарушение  способности к приему и переработке  информации: уменьшается скорость и  объем воспринимаемой информации, нарушаются условия хранения информации и ее использования. Еще одной общей закономерностью аномального развития является нарушение словесной регуляции деятельности, что проявляется в недостаточности и специфических особенностях словесного опосредствования.

     Трудности при приеме и переработке информации, трудности словесного опосредствования, особенно вербализации, искажение запоминаемого материала ведут к нарушениям в развитии мышления, в частности к замедленному формированию процессов обобщения и отвлечения, трудностям символизации.

     Все эти особенности формирования познавательной и речевой деятельности ведут к нарушениям познания окружающего мира, запас знаний и представлений о котором у детей с проблемами в развитии всегда недостаточен.

     Однако  наряду с особенностями развития, влекущими за собой трудности  адаптации и обучения детей с нарушениями развития, существуют и закономерности положительного характера. Одна из них была отмечена еще Выготским, который показал наличие потенциальных возможностей формирования психики у детей с нарушениями развития в виде «зоны ближайшего развития». Еще одна закономерность была сформулирована В.И.Лубовским при изучении словесной регуляции действий у детей. Он показал, что возможна выработка новых условных связей без участия речи или при частичном словесном опосредствовании, что может рассматриваться как компенсаторный механизм, способствующий более легкому образованию условных связей.

     Таким образом, нарушенное развитие имеет  закономерности, характеризующие как  отставание в формировании психики, так и возможную компенсацию  нарушений.

     Помимо общих, есть и специфические закономерности или особенности, которые свойственны только некоторым типам нарушенного развития и не наблюдаются у детей других категорий. Именно наличие этих специфических закономерностей позволяет нам разграничивать категории детей между собой, то есть специфические закономерности выступают как дифференциально-диагностические категории. Однако Лубовский указывал, что специфических закономерностей установлено гораздо меньше, чем общих. Этот факт объясняет те трудности, которые возникают при дифференциальной диагностике нарушения развития у детей.

     В настоящее время наиболее многочисленной в популяции является группа детей  с недостатками интеллектуального  развития разной степени выраженности. Отмечается рост количества детей с  легкими признаками интеллектуальной недостаточности, в частности с минимальной мозговой дисфункцией. Такие дети обычно посещают массовые образовательные учреждения. У детей, имеющих интеллектуальные нарушения, наиболее часто отмечаются резидуально-органические расстройства. Эти патологические состояния обусловлены последствиями органических поражений головного мозга.

     Основное  место среди резидуально-органических нервно-психических расстройств  принадлежит ранним резидуальным нарушениям, обусловленным внутриутробными (возникшими до момента рождения), родовыми (в период родов) и ранними послеродовыми поражениями головного мозга. В клинической картине у детей с подобными нарушениями наиболее часто проявляются психоорганические, церебрастенические, неврозоподобные и психоподобные резидуально-органические синдромы.

     В настоящее время принято выделять несколько категорий (типов) детей  с нарушениями развития:

     – дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие);

     – с нарушениями зрения (незрячие и  слабовидящие);

     – с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

     – с тяжелыми нарушениями речи;

     – с задержкой психического развития;

     – умственно отсталые;

     – с тяжелыми нарушениями эмоционально-волевой  сферы;

Информация о работе Особенности психодиагностики с проблемами в развитии