Особенности проявления типа темперамента в спортивной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Среди динамических особенностей спортивной деятельности имеется целый ряд таких, которые, по всей видимости, зависят от типологических свойств нервной системы и темперамента. К типологически обусловленным свойствам, вероятно, относятся такие, как легкость и скорость возникновения интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов; их динамика и устойчивость; сопротивление всем внешним и внутренним сбивающим факторам; пластичность — ригидность деятельности, ее активность; способность переносить физические нагруз¬ки и восстанавливать работоспособность и т. д.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Изучение проявления типа темперамента в спортивной деятельности………………………………………………………………4
1.1. Темперамент. Типология темперамента………………….……...4

1.2. Свойства темперамента.………………..……………………..…...10
1.3. Изучение проявления темперамента в спортивной деятельности…………………………………………………………..13
Глава 2. Эмпирические исследования темперамента у спортсменов……………………………………………………………...18
2.1. Методы исследования темперамента…………………………....18
2.2. Методики выявления типов и свойств темперамента………...19
2.3. Эмпирическое исследование темперамента футболистов…….21
2.4. Анализ и интерпретация результатов исследования………….22
Заключение………………………………………………………………27
Литература……………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

Методика Д. Кейрси.                                                                       Методика предназначена для определения типа темперамента. Опросник разработан в 1956 г. профессором Калифорнийского университета Девидом Кейрси. Перевод и адаптация методики осуществлены Б.В. Овчинниковым, К.В. Павловым, И.М. Владимировой. Это опросник для изучения типичных способов поведения и личностных характеристик.

Тест – опросник для  диагностики свойств и типа темперамента (EPQ, форма А) (Г. Айзенк). Психологический тест базовых черт личности взрослых

Экстраверсии-интраверсии  и нейротизм. Эмоциональная неустойчивость. Учет базовых личностных черт. Изучение и коррекция индивидуально-психологических  особенностей характерологических  проявлений у взрослых. Обучение. Профессиональный отбор. Профориентация.

 

Опросник Г. Айзенка (подростковый).                                                        С его помощью определяются особенности  темперамента ребенка. Психологический тест базовых черт личности подростков

Экстраверсии-интроверсии  и нейротизм. Изучение и коррекция  индивидуально-психологических особенностей характерологических проявлений у  подростков. Шкала лжи.

 

    1. Эмпирическое исследование темперамента футболистов.

Цель: исследование типов темперамента футболистов.

Задачи:

1. Сформировать группу методик, позволяющих исследовать психологию данной группы.

2. Тестирование спортсменов  на выявление доминирующих типов  темперамента.

3. Провести эмпирическое исследование, позволяющее доказать или опровергнуть гипотезу.

Описание выборки  и процедура исследования

В исследовании приняли  участие 20 футболистов мальчиков  и юношей в возрасте 13–15 лет, занимающихся 2–3 года.

Исследование проводилось  во время работы секций во второй половине дня до начала непосредственной тренировки.

Детям предлагалось заполнить  тест, отметив свои ответы на специально приготовленном бланке.

Выбор методики

Методика Айзенка (опросник EPQ)

Цель. Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качеств существенных компонентов личности: нейротизма, экстра-, интроверсии и психотизма. Опросник содержит вопросы, на который испытуемые должны ответить “да” (+) либо “нет” (–). Время ответов не ограничивается, хотя затягивать процедуру обследования не рекомендуется.

Инструкция. “Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый “естественный” ответ, который придет вам в голову.

    1. Анализ и интерпретация результатов.

Методика содержит 4 шкалы: экстраверсии — интроверсии, нейротизма, психотизма и специфическую шкалу, предназначенную для оценки искренности  испытуемого, его отношения к  обследованию.

Айзенк рассматривал структуру личности как состоящую из трех факторов.

1. Экстраверсия  — интроверсия.

Характеризуя типичного  экстраверта, автор отмечает его  общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость  в контактах. Он действует под  влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт  — это спокойный, застенчивый, интроективный  человек, склонный к самоанализу  Сдержан и отдален от всех, кроме  близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным  побуждениям, серьезно относится к  принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

2. Нейротизм.

Характеризует эмоциональную  устойчивость или неустойчивость (эмоциональная  стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

3. Психотизм.

Эта шкала говорит  о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных  психологические свойства и состояния  личности, реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию. Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму – состоянию тревоги или реактивной депрессии. Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве “предрасположенности” к соответствующим видам патологии.

Высокие оценки по шкале  экстраверсии—интроверсии соответствуют  экстравертированному типу, низкие – интровертированному.

Средние показатели по шкале  экстра-, интроверсии: 7–15 баллов.

Средние показатели по шкале  нейротизма: 8–16.

Средние значения по шкале  психотизма: 5–12.

Если по шкале искренности  количество баллов превышает 10, то результаты обслёдования считаются недостоверными и испытуемому следует отвечать на вопросы более откровенно.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что  сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро- и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстра-, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный), черт темперамента, в жизни в чистом виде они встречаются редко.

 

Полученные результаты

В исследовании приняли  участие 20 человек, из них результаты 2 человек по шкале искренности считаются недостоверными.

В результате исследования были получены следующие данные

Рис. 2 Средние показатели экстра- и интроверсии, нейротизма и психотизма

    1. средние показатели экстра- и интроверсии;
    2. средние показатели нейротизма;
    3. средние показатели психотизма;

Таким образом, из представленных графиков видно, что в группе футболистов  преобладают дети с холерическим типом темперамента. В процентном соотношении таковых в группе 58%, остальные 42% – сангвиники и флегматики, либо ребята со смешенными типами (сангвиник – холерик, сангвиник – флегматик).

Эти данные можно представить  графически.

Рис. 2 Соотношение холериков  и флегматиков.

58% Холерик     42% Сангвиник

Футболисты  холерики характеризуются: повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Им свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, они склонны действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных

По результатам проведенного исследования становиться ясно, что  при работе в разных секциях необходима корректировка программы с учетом темперамента спортсмена:

- индивидуальный подход;

- постепенное увеличение  нагрузок;

- чередование работы  и отдыха;

- разносторонняя физическая  подготовка.

Выводы

Так как темперамент  человека связан непосредственно с  особенностями нервной системы, то изучение психологии в группах спортсменов становиться необходимым. Данная работа позволила оценить доминирующие типы темперамента в группах футболистов. Основной вывод, который был сделан, заключается в том, что в группе футболистов преобладают холерики. Что может служить подтверждением нашей гипотезы, но, основываясь на выше изложенном материале и исследованиях, проводимых раннее наш результат нельзя считать однозначным. Так как исследование проводилось на подростках, с небольшой группой, и основывалось на одной методике. Все перечисленное не дает нам права принимать результаты исследование как подтверждение гипотезы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, подводя итог вышесказанному хочется еще раз отметить, что  изучением темперамента занимались и занимаются психологи разных стран. Методы изучения его достаточно условны и не объективны, но работы в этом направлении ведутся и приносят свои плоды. Выдвинуто множество теорий относительно природы темперамента и методов его изучения.

 В настоящее время выделение и осознание типичных особенностей психического склада различных людей имеет большое значение.

Каждый темперамент, которым  наделен человек, имеет положительные и отрицательные стороны. И поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправления, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств. С помощью типологий можно предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.

Для решения этих задач  используется практическая психодиагностика, с помощью которой у человека устанавливается наличие определенного свойства или особенности поведения, определяется степень развития данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.

Таким образом, изучение проявлений темперамента, которые, в конечном счете, становятся свойствами личности, определяют дальнейшее обучение и воспитание человека, связанные с его индивидуальной деятельностью.

Каждый тип темперамента может проявлять себя как в  положительных, так и в отрицательных  психологических чертах. Это необходимо учитывать при подходе к профессиональным требованиям.

В своей работе я постарался освятить физиологическую основу темперамента, дать их психологическую характеристику, раскрыть связь темперамента с личностью, рассказать о методах его изучения, а так же зависимость типа темперамента и успехов в спортивной деятельности.

Тема данной курсовой работы актуальна, многогранна, обширна  и требует дальнейших исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

  1. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий. От темперамента - к характеру и типологии личности. М.: Владов, 2000.
  2. Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. Сборник трудов. — М.: 1975.
  3. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. –СПб.: Питер, 2004.-701 с.: ил.
  4. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань. 1969
  5. Краткий словарь системы психологических понятий /К.К.Платонов - М. Высшая школа 1984.
  6. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента, М., 1964
  7. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. — М.: ВЛАДОС. 1998.
  8. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 2, 3. — М.: ВЛАДОС, 1997.
  9. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 1995.
  10. Овчинников Б. В. , Владимирова И. М. , Павлов К. В. Типы темперамента в практической психологии. СПб., 2003.
  11. Першина Л.А. Общая психология: Учебное пособие для ВУЗов. М., 2004.
  12. Петровский А.В. Введение в психологию. — М.: Академия, 1995.
  13. Платонов К.К., Голубев Г.Г.. "Психология" "Высшая школа", Москва, 1977 г.
  14. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. А.А Крылова. СПб Петербургский университет.

Информация о работе Особенности проявления типа темперамента в спортивной деятельности