Особенности проявления типа темперамента в спортивной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Среди динамических особенностей спортивной деятельности имеется целый ряд таких, которые, по всей видимости, зависят от типологических свойств нервной системы и темперамента. К типологически обусловленным свойствам, вероятно, относятся такие, как легкость и скорость возникновения интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов; их динамика и устойчивость; сопротивление всем внешним и внутренним сбивающим факторам; пластичность — ригидность деятельности, ее активность; способность переносить физические нагруз¬ки и восстанавливать работоспособность и т. д.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Изучение проявления типа темперамента в спортивной деятельности………………………………………………………………4
1.1. Темперамент. Типология темперамента………………….……...4

1.2. Свойства темперамента.………………..……………………..…...10
1.3. Изучение проявления темперамента в спортивной деятельности…………………………………………………………..13
Глава 2. Эмпирические исследования темперамента у спортсменов……………………………………………………………...18
2.1. Методы исследования темперамента…………………………....18
2.2. Методики выявления типов и свойств темперамента………...19
2.3. Эмпирическое исследование темперамента футболистов…….21
2.4. Анализ и интерпретация результатов исследования………….22
Заключение………………………………………………………………27
Литература……………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

 

Во многих видах спорта подбираются лица с определенной преобладающей тенденцией в проявлении свойств нервной системы. В тех видах спорта, где комплекс быстродействия является одним из главных факторов, определяющих успех спортивной деятельности, спортсмены в большинстве случаев имеют слабую нервную систему, подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения или уравновешенность по «внешнему» балансу. В видах спорта, требующих выносливости и устойчивости к однообразию тренировочных нагрузок, у большинства спортсменов имеются типологические особенности, способствующие проявлению этих качеств: слабая или средняя сила нервной системы, инертность нервных процессов, уравновешенность или преобладание торможения по «внешнему» балансу и преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу. В технически сложных видах спорта преобладают спортсмены с уравновешенностью по «внешнему» балансу и инертностью нервных процессов, т.е., с типологическими особенностями, обеспечивающими точность движений и хорошую двигательную память. Наконец, в видах спорта, требующих проявления скоростной выносливости, большинство спортсменов имеют сильную нервную систему, среднюю подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу, т.е., типологию, способствующую проявлению терпеливости к утомлению и недостатку кислорода в крови.

 

В игровых видах спорта дифференциация спортсменов по типологическим особенностям выражена хуже. Общим лишь является преобладание игроков с подвижностью нервных процессов, что обеспечивает быстрое переключение с одной ситуации на другую. В принципе же в спортивных играх хорошо себя проявляют спортсмены с любой типологией, все зависит от того, на какое амплуа они попадают. Игроки с подвижностью нервных процессов и слабостью нервной системы эффективнее действуют в начале тайма или партии и хуже проводят концовки. Это связано, с одной стороны, с их более быстрой врабатываемостью, а с другой – меньшей возможностью сопротивляться усталости в конце тайма или матча. Спортсмены с сильной нервной системой и инертностью нервных процессов, наоборот, лучше проводят концовки таймов и матчей и хуже – начало игры. Они медленнее врабатываются, но могут лучше мобилизовываться в конце игры.

 

По данным Т. Градовской, волейболисты с чертами слабого  типа нервной системы на тренировочных  занятиях отличаются недостаточной  работоспособностью, которая, в общем, мало увеличивается в условиях соревнований. Сильные или длительные раздражители вызывают у них тормозные процессы, проявляющиеся в снижении темпа, точности и эффективности игры. В условиях соревнования наибольшие различия между «сильными» и «слабыми» волейболистами наблюдаются в характере игры, а именно в степени активности, агрессивности, эффективности действий, настойчивости.

 

М.С. Полишкис, О.В. Дашкевич и И.А. Клесов обследовали юных футболистов  для определения их личностных особенностей, обеспечивающих эффективность и надежность выступлений в соревнованиях. На основании полученных результатов были сделаны выводы о том, что активным игрокам свойственна умеренно выраженная подвижность нервной системы, неуравновешенность нервных процессов с преобладанием возбуждения. С другой стороны, чрезмерно выраженная подвижность нервной системы неблагоприятна для реализации точностных параметров действий. Благоприятными предпосылками являются уравновешенность нервных процессов и сила процессов торможения. С надежностью точности достоверно коррелируют такие свойства нервной системы, как сила торможения, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

 

Известно, что субъектам  с преобладанием силы нервной  системы по торможению свойственны  такие качества, как собранность, хладнокровность, владение собой и др., которые необходимы для надежности деятельности в экстремальных условиях. По-видимому, сила процесса торможения является одним из базисных психофизиологических свойств нервной системы, тесно связанных с надежностью деятельности юных футболистов.

 

Тип нервной системы  исследователи определяли при помощи теста Я. Стреляу.

Очень популярен также  тест Г. Айзенка для определения  типа темперамента.

 

Б.А. Вяткиным была разработана  методика определения типа темперамента спортсменов, основанная на наблюдении за проявлениями свойств нервной системы в разных условиях их деятельности (учебно-тренировочные занятия, соревнования и др.). Основу методики составляет перечень высказываний из трех групп, соответствующих показателям силы нервной системы со стороны возбуждения, силы нервной системы со стороны торможения, подвижности нервных процессов. Преимущество этой методики в том, что не всегда есть возможность провести тестирование спортсменов с помощью опросника, а в данном тесте в качестве эксперта может выступать тренер, врач, сотрудник КНГ – человек, имеющий возможность регулярно наблюдать за деятельностью и поведением спортсменов.

 

Ю.П. Парашин в результате исследования эффективности игровых  действий в зависимости от экстремальности  игровой ситуации на примере 60 волейболистов  различной квалификации пришел к  выводу, что при низкой экстремальности («легкая» игра) лучшие результаты показывали игроки с более слабой нервной системой, с повышением же сложности игры преимущество имели лица с сильным типом нервной системы. Таким образом, с повышением экстремальности (увеличение темпа и интенсивности поступающей игровой информации, повышенная ответственность) высокая выносливость, работоспособность нервных структур способствует сохранению «рабочих параметров», основным из которых является мгновенное реагирование, и быстрое принятие решений при жестко ограниченном лимите времени.

 

Однако темперамент – это сложная система закономерно связанных свойств с широкими возможностями взаимокомпенсаций одних свойств другими. Именно соотношение свойств, а не их рядоположенные характеристики определяют реакцию спортсмена на экстремальную ситуацию. У обладателей слабого типа нервной системы низкая работоспособность в ряде случаев может компенсироваться, например, возрастанием чувствительности, что позволяет более четко улавливать изменения в окружающей действительности. И не только компенсация «отрицательных» свойств «положительными» может влиять на ход спортивной деятельности. Темперамент непосредственным образом влияет на формирование индивидуального стиля деятельности спортсмена, и за счет именно индивидуального стиля деятельности спортсмены с различными свойствами темперамента могут достичь одинаково высокого результата.

 

К тому же современный  спорт все более и более  из борьбы мускулов превращается в  борьбу умов и нервов. В таких  условиях слабому типу легче проявить свои положительные стороны и  добиться успехов в тех видах спорта, которые требуют высокой координации и точности движений, высокого уровня развития интеллекта, быстроты реакции. Там же, где необходима длительная работа большой интенсивности, спортсменов слабого типа очень мало. В спорте высших достижений в силу его высочайших нагрузок, как физических, так и нервных, людям со слабым типом нервной системы также крайне нелегко добиться успеха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирические исследования темперамента у спортсменов.

    1. Методы исследования темперамента.

Наибольшую популярность в исследованиях темперамента, особенно в павловском его понимании, получил метод лабораторного эксперимента, который, по мнению его сторонников, позволяет максимально освободиться от маскирующего влияния прошлого опыта. В таком эксперименте можно точно измерять реакции, что особенно важно для получения их временных характеристик и для оценки энергетических параметров поведения. Наконец, лишь в лабораторных условиях можно измерять непроизвольные реакции, не поддающиеся сознательному контролю субъекта и именно поэтому раскрывающие свойственные ему подлинные особенности темперамента.

Значение этих условий, типичных для лабораторного эксперимента, подчеркивают главным образом те психологи, которые занимаются изучением  типов нервной системы. Однако применительно к диагнозу темперамента лабораторные методы имеют некоторые недостатки, главный из которых состоит в том, что в таких условиях, как правило, производятся измерение по необходимости кратковременно, происходит в небольшом временном интервале, а это значит, что его результаты, по которым судят о темпераменте, могут оказаться случайными, маловероятными. Это связано, в частности, с тем, что физиологические механизмы темперамента, как мы уже говорили, очень сложны; так тонус нервной системы, определяющий интенсивность реакции, обычно на разных ее уровнях различен. Известно также, что некоторые реакции зависят не только от темперамента индивида, но и от ряда других факторов, в принципе не поддающихся одновременному контролю.

Для преодоления этих трудностей все чаще применяются комплексные, полифункциональные исследования, в которых одновременно применяется ряд измерительных приемов, многочисленные показатели свойств темперамента и регистрация различных реакций. Конечно, такие исследования, учитывая используемую в них аппаратуру, довольно дороги и требуют от экспериментатора основательной подготовки, что не способствует их широкому распространению.

Многие исследователи, особенно те, кто занимается изучением  темперамента у детей, проводят для диагноза темперамента естественный эксперимент, который, обладая основными чертами экспериментального метода, в то же время весьма близок к методу наблюдения. Этот метод создает возможность для детального контроля условий и хода эксперимента, а также для управления ими; вместе с тем он позволяет измерять интересующее нас поведение в естественных условиях, близких к повседневной жизни ребенка. Ребенок не знает о том, что он является объектом наблюдения, что его реакции и формы поведения подробно регистрируются и направляются заранее запланированной экспериментальной ситуацией.

Примерами естественного  эксперимента по исследованию темперамента детей могут служить разнообразные  подвижные игры, организуемые исследователем. Понятно, что они могут удовлетворять условиям такого эксперимента лишь в том случае, если сам ход игры, ее правила будут навязаны экспериментатором, строго контролироваться и регистрироваться им.

В педагогической работе наиболее подходящим методом диагностики  темперамента, как и других психологических особенностей ученика, является, несомненно, наблюдение. Однако для определения темперамента и других черт личности недостаточно просто наблюдать поведение индивида. Так, констатация того, что ученик ленив, обманывает или проявляет интерес к определенным сторонам жизни, ничего не говорит о его темпераменте, так как эти черты зависят от характера, интересов или мотивации ребенка. В то же время, если мы замечаем, что ребенок быстро выполняет порученное ему действие, совершает движения с большей или меньшей энергией, или же знакомимся с поведением ребенка в трудных или необычных жизненных ситуациях, то на основании многих подобных наблюдений можно с известным приближением судить об определенных особенностях его темперамента.

Успешным путем познания темперамента может быть только  направленное наблюдение, проводящееся таким образом, чтобы с его помощью можно было бы действительно регистрировать те формы поведения, в которых в большей или меньшей степени проявляются особенности темперамента. Проведение таких наблюдений, особенно лицам, не имеющим специальной подготовки, может облегчить, прежде всего, схема наблюдения, содержащая как бы программу наблюдения. Эта схема указывает, на какие явления, а так же на какие формы поведения и в каких ситуациях следует обратить особое внимание.

Изучение  темперамента человека может быть направленным либо на общую характеристику и определение его типа, либо быть углубленным, ориентированным на изучение свойств. В обоих случаях можно применять весь набор методов психологического исследования.

 

 

    1. Методики выявления типов и свойств темперамента.

Методика «Определение преобладающего типа темперамента». Источник: Ивашкин В.С. Психологическое изучение школьников. Владимир,1990.

Лица с четко выраженными  свойствами. Относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся свойствами, которые присущи разным типам, но с преобладанием одного из них.

Для преобладающего типа темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов можно использовать метод идентификации, предложенный А. Беловым в 1971г. Испытуемому последовательно предъявляются 4 карточки, на каждой из которых написано по 20 свойств. Характерных для представителей каждого типа темперамента.

 

Опросник «Исследование  психологической структуры темперамента» (Б.Н. Смирнов).

Опросник Б.Н. Смирнова позволяет выявить ряд полярных свойств темперамента:

    • экстраверсию – интроверсию,
    • эмоциональную возбудимость – эмоциональную уравновешенность.
    • темп реакции (быстрый - медленный),
    • активность (высокую - низкую).

Он также имеет шкалу искренности испытуемого при ответах на вопросы, позволяющую оценить надежность полученных результатов.

 

Методика «Свойства  и формула темперамента».                           Источник: Ратанова Т.А., Шляхт Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998.                                                                               По инструкции испытуемый должен прочитать каждое свойство темперамента и отметить знаком «+» или выписать число на листок (от 1 до 4) обозначающее выраженность у него, данного свойства.

Опросник Гекса для  определения характерологических  особенностей личности.                                                                                                    Источник: Гришин В.В.. Лушин В.П. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М.,1990.                                            Экспериментатор предлагает испытуемым следующее задание: поставить крестик (один или два, в зависимости от степени выраженности качества, обозначенного вопросом) около той черты характера, которая имеется в виду, прочерк – отсутствие черты.

Информация о работе Особенности проявления типа темперамента в спортивной деятельности