Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:17, практическая работа
Исследование суицидального поведения является не только сложнейшей философской, социально-психологической и медицинской, но также и педагогической, нравственной и даже эстетической проблемой.
Суицидальные попытки представляют собой действия с намерением лишить себя жизни, что удается в завершенном суициде. В.Н.Нечипоренко в своих работах отмечает тот факт, что суицидальная активность резко возрастает с 14–15-летнего возраста и достигает максимума в 16–19 лет. Это находит свое подтверждение и в данных других авторов (Я.Гилинский, И.Гурвич, М.Русакова, Ю.Симпура, Р.Хлопушин, 2001), которые отмечают динамику наибольшего роста суицидального поведения в группе лиц моложе 20 лет, связывая ее с наличием острых конфликтов в семейно-бытовой, интимно-личностной, учебной и трудовой сферах. Частоту незавершенных суицидальных попыток в подростковой популяции трудно оценить в связи с отсутствием четкого учета скрытых попыток. По некоторым подсчетам, в популяции подростков она составляет от 2 до 9% (обзоры D.Shaffer, N.Piacentini, 1994; C.Pfeffer, 1991). Отечественные исследования за 1999 г. показывают, что у мальчиков-подростков по количеству завершенных суицидов показатели выше, чем у девочек (О.А.Вишневская, 2000).
В то же время подростки, совершившие попытку суицида, воспринимают своих родителей как более критично настроенных по отношению к ним, более агрессивных и чрезмерно строгих. Это подтверждается и данными клинической оценки, когда довольно часто в семье имеет место выраженный конфликт, инициатива подростка и его жизненные запросы подавляются, что в свою очередь приводит к отчуждению подростка в отношениях с родителями и эмоциональным нарушениям. Показатели оценки родительского отношения подростков контрольной группы характеризуются преимущественно нормативными значениями по всем изучаемым параметрам. Как правило, подобные результаты свидетельствуют о восприятии подростками отношений родителей к себе как гармоничных.
Корреляционный анализ показателей опросников МОДТ и ПоР выявляет ряд значимых взаимосвязей отношения родителей и уровня подростковой тревожности. Обращает на себя внимание идентичность взаимосвязей воспитательной тактики обоих родителей с особенностями психической организации подростков, отражающими вероятность реагирования на тревожный фактор среды проявлениями астении. Так, позитивный интерес и принятие родителями может способствовать выработке у подростков адекватных механизмов психологической защиты от переутомления в потенциально стрессовых ситуациях (r=-0,71), тогда как высокий уровень их требований (r=0,81) и враждебности (r=0,62) заметно чаще приводит к состояниям переутомления, способствуя накапливанию неудачно разрешаемых ситуаций, провоцирующих неуверенность и эмоциональную нестабильность, повышающих тревогу. Так же уровень требований влияет на самопринятие подростка (r=-0,72), снижая его, но при этом увеличивая требовательность к себе в ситуациях самовыражения (r=0,93). В то же время непоследовательность в поведении родителей значимо чаще может приводить к повышению вегетативной реактивности, связанной с тревогой, способствующей развитию соматизированного вегетативного расстройства, сопровождающегося декомпенсацией одной или нескольких систем организма с тенденцией к хроническому течению (r=0,69) по законам психосоматических соотношений.
Также обнаружена
значимая взаимосвязь уровня
депрессии и позитивного
Таким образом, результаты исследования позволяют заключить, что уровень тревожности у подростков, совершивших попытку суицида, значительно превышает нормативные показатели, что наиболее ярко проявляется в отношениях со значимым социальным окружением и в ситуациях, связанных с необходимостью самораскрытия. Уровень депрессии подростков, совершивших суицид, в отличие от подростков контрольной группы также более выражен и чаще всего носит ситуативный характер. Кроме того, подростки из основной группы воспринимают отношения с родителями как конфликтные, их воспитательные приемы, по мнению детей, отличаются агрессивностью, излишней строгостью и резкой сменой стилей взаимодействия с ребенком. В свою очередь подростки из контрольной группы воспринимают воспитательную практику родителей как относительно гармоничную. Позитивный интерес и доверительные отношения отца и матери могут способствовать снижению уровня депрессивности, вероятности реагирования на тревожный фактор среды проявлениями астении у подростков, тогда как высокий уровень агрессивности и требований со стороны родителей эту вероятность увеличивает. В то же время непоследовательность в поведении родителей повышает вероятность тревожного реагирования с вегетативными проявлениями и риска развития психосоматических и невротических расстройств.