Особенности проявлений тревожности и депрессивности в связи с родительским отношением у подростков, совершивших попытку суицида

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:17, практическая работа

Краткое описание

Исследование суицидального поведения является не только сложнейшей философской, социально-психологической и медицинской, но также и педагогической, нравственной и даже эстетической проблемой.
Суицидальные попытки представляют собой действия с намерением лишить себя жизни, что удается в завершенном суициде. В.Н.Нечипоренко в своих работах отмечает тот факт, что суицидальная активность резко возрастает с 14–15-летнего возраста и достигает максимума в 16–19 лет. Это находит свое подтверждение и в данных других авторов (Я.Гилинский, И.Гурвич, М.Русакова, Ю.Симпура, Р.Хлопушин, 2001), которые отмечают динамику наибольшего роста суицидального поведения в группе лиц моложе 20 лет, связывая ее с наличием острых конфликтов в семейно-бытовой, интимно-личностной, учебной и трудовой сферах. Частоту незавершенных суицидальных попыток в подростковой популяции трудно оценить в связи с отсутствием четкого учета скрытых попыток. По некоторым подсчетам, в популяции подростков она составляет от 2 до 9% (обзоры D.Shaffer, N.Piacentini, 1994; C.Pfeffer, 1991). Отечественные исследования за 1999 г. показывают, что у мальчиков-подростков по количеству завершенных суицидов показатели выше, чем у девочек (О.А.Вишневская, 2000).

Файлы: 1 файл

исследование 2 гр делали и не.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

Особенности проявлений тревожности и депрессивности в связи с родительским отношением у подростков, совершивших попытку  суицида

Е.Е.Ромицына, А.О.Алюшина

 

Санкт-Петербургский научно-исследовательский  психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева

 

Исследование суицидального поведения является не только сложнейшей философской, социально-психологической и медицинской, но также и педагогической, нравственной и даже эстетической проблемой.

    Суицидальные  попытки представляют собой действия  с намерением лишить себя жизни, что удается в завершенном суициде. В.Н.Нечипоренко в своих работах отмечает тот факт, что суицидальная активность резко возрастает с 14–15-летнего возраста и достигает максимума в 16–19 лет. Это находит свое подтверждение и в данных других авторов (Я.Гилинский, И.Гурвич, М.Русакова, Ю.Симпура, Р.Хлопушин, 2001), которые отмечают динамику наибольшего роста суицидального поведения в группе лиц моложе 20 лет, связывая ее с наличием острых конфликтов в семейно-бытовой, интимно-личностной, учебной и трудовой сферах. Частоту незавершенных суицидальных попыток в подростковой популяции трудно оценить в связи с отсутствием четкого учета скрытых попыток. По некоторым подсчетам, в популяции подростков она составляет от 2 до 9% (обзоры D.Shaffer, N.Piacentini, 1994; C.Pfeffer, 1991). Отечественные исследования за 1999 г. показывают, что у мальчиков-подростков по количеству завершенных суицидов показатели выше, чем у девочек (О.А.Вишневская, 2000).

    А.Г.Амбрумова  (1982 г.) предлагает свою концепцию  суицидального поведения, согласно которой оно является следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта. Е.Шир (1984 г.) в свою очередь отмечает, что большинство суицидальных действий в подростковом возрасте, являясь микросоциально обусловленным, направлен не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей с окружающими. Поэтому в подростковом возрасте чаще всего речь идет не о "покушении на самоубийство", а лишь о применении "суицидальной техники" для достижения той или иной первичной (не суицидальной) цели.

    Чувствуя себя  в опасном окружении, подростки  рассматривают мир как враждебную  среду для жизни. Это вызывает  у них появление описанной  К.Хорни "основной тревоги" (1994 г.). Суицид может возникнуть как следствие подростковой зависимости, глубоко укоренившихся чувств неполноценности или того, что К.Хорни называет "идеализированным образом", имеющимся у человека о самом себе. Самоубийство может быть также "суицидом исполнения" из-за возникновения у человека чувства несоответствия стандартам, ожидаемым обществом. Другими словами, по мнению К.Хорни, суицид является результатом сочетания внутренних характеристик личности и факторов окружающей среды (Э.Шнейдман, 2001).

    Специфика подросткового возраста заключается в существенном расширении сфер социальной активности и изменении их значимости для молодого человека. Кроме того, в связи с особенностями переходного возраста меняются отношения подростков с родителями, сверстниками, учителями, противоположным полом (А.А.Реан, 1999). А.Е.Личко и А.А.Александров, обследовав группу подростков в возрасте 14–18 лет, обнаружили, что приблизительно у половины из них (49%) суицидальные действия совершаются на фоне острой аффективной реакции, которая развивается по механизму "короткого замыкания", когда малозначительный повод может стать "последней каплей" и спровоцировать суицидальное действие (А.Е.Личко, 1983).

    Наиболее важными  и наиболее напряженными являются  в этот период отношения подростка с родителями. По данным различных авторов, для случаев завершенного суицида характерна семейная отягощенность (Х.Ремшмидт, 2000). Ряд исследований подтвердил наличие значимой степени семейной дисфункции и негативного детского опыта среди подростков, пытавшихся покончить с собой (J.Beautrais, P.Mulder, 1996). Проспективные исследования показывают, что суицидальные идеи и суицидальные попытки предопределяются низким уровнем родительского тепла, коммуникации и эмоциональной отзывчивости, а также высоким уровнем насилия, неодобрения, суровой дисциплины, плохого обращения и семейного конфликта в целом. Воспринимаемое отсутствие поддержки со стороны родителей также является значимым предиктором подростковых суицидальных мыслей (J.Harter, G.Marold, 1994). В книге С.В.Зиновьева "Суицид. Попытка системного анализа" (2002 г.) автор приводит данные о том, что более 60% суицидентов воспитывались в неполных семьях, распад которых происходил, когда они находились в дошкольном возрасте. При этом родительские семьи характеризовались обилием явных и скрытых конфликтов. В то же время В.С.Ефремов (2004 г.) указывает на то, что само по себе наличие аномалий в семейных отношениях не может служить достаточным основанием для отнесения данной конкретной семьи в разряд суицидогенных. Равным образом семьи без видимых признаков аномалий не дают гарантии, что у их членов не возникнут суицидальные тенденции.

    Таким образом,  проводимые ранее исследования  в этом направлении говорят  об особом месте родительских  отношений в контексте формирования специфического эмоционального настроя, связанного с проявлениями тревожности и депрессивности у подростков, совершивших попытку суицида. Представляется актуальным рассмотрение характеристик тревожно-депрессивного реагирования в связи с родительским отношением у подростков со склонностью к суициду.

    На основании  этого нами были сформулированы  задачи исследовать:

    1. Уровень и  характер тревожности подростков  со склонностью к суициду и  социально-адаптированных подростков.

    2. Уровень депрессивности подростков со склонностью к суициду и социально-адаптированных подростков.

    3. Особенности  восприятия родительского отношения  подростками со склонностью к  суициду и социально-адаптированными  подростками.

    4. Внутреннюю  взаимосвязь уровней тревожности и депрессии с восприятием подростками отношения родителей к ним в основной и контрольной группах.

    В связи с  этим мы исследовали 2 группы  подростков.

    В основную  группу были включены 30 подростков: 20 девочек и 10 мальчиков в возрасте 14–18 лет, совершивших попытку суицида. Большая часть подростков данной группы была исследована в процессе прохождения психокоррекционной программы в городском Кризисном центре для детей и подростков, куда они были направлены после реанимационных мероприятий в связи с совершением ими суицидальной попытки. Также в основную группу вошли подростки, находившиеся на стационарном лечении на базе подросткового отделения института им. В.М.Бехтерева в связи с попыткой совершения суицида и высказывавших мысли о его повторной реализации. Семьи испытуемых с суицидальным поведением отличались непониманием детей, безразличием к ним и частыми наказаниями. Нередко подростки чувствовали себя перегруженными из-за чрезмерных ожиданий родителей. Как подростки, так и сами родители описывали свою семью как отличающуюся пониженной сплоченностью, недостаточной поддержкой и плохой адаптированностью к изменениям по сравнению с другими. Подростки часто сообщали об ощущении того, что они нежеланны для своей семьи или являются для нее обузой.

    Контрольную  группу составили 93 подростка  (51 девочка и 42 мальчика) в возрасте 14–18 лет, учащиеся старших классов  средней общеобразовательной школы  №91 г. Санкт-Петербурга и первого  курса Петровского колледжа. На  основании предварительного анкетирования и бесед с ребятами и их педагогами нами специально были отобраны подростки, никогда не совершавшие попыток суицида и не высказывавшие мыслей о нем.

    Для решения  поставленных задач мы использовали  следующие методы психологической  диагностики.

    В соответствии с задачей исследования уровня и характера тревожности подростков мы использовали оригинальный метод "Многомерной оценки детской тревожности" (МОДТ), разработанный в лаборатории клинической психологии НИПНИ им. В.М.Бехтерева (Е.Е.Ромицына, 2002). Данный метод является многомерным психолого-диагностическим инструментом для изучения тревожности у детей и подростков в возрасте 8–18 лет и содержит в своей структуре 10 шкал, отражающих различные аспекты возникновения и проявлений тревожности у школьников. Ниже приводится их краткое содержание.

    В показателях  шкалы 1 ("общая тревожность") отражается общее эмоциональное  состояние ребенка, связанное  с особенностями самооценки, уверенностью  в себе, оценкой перспективы и  отношением к неприятностям.

   Шкала 2 ("тревога в отношениях со сверстниками") регистрирует эмоциональное состояние подростка, на фоне которого развиваются его социальные контакты, прежде всего со сверстниками.

    Шкала 3 ("тревога,  связанная с оценкой окружающих") позволяет судить об особенности влияния на эмоциональное состояние ребенка мнения других в оценке его поступков и мыслей, вероятность возникновения тревожных реакций в связи с этим.

    Шкала 4 ("тревога  в отношениях с учителями") отражает общий эмоциональный  фон отношений в школе, влияющий на успешность обучения ребенка.

    Шкала 5 ("тревога  в отношениях с родителями") отражает общий эмоциональный  фон отношений с родителями, особенности  эмоциональных реакций в связи  с ожиданием оценок со стороны  родителей.

    Шкала 6 ("тревога, связанная с успешностью в обучении") квалифицирует особенности психологического фона настроения, оказывающего влияние на развитие потребности в успехе.

    Шкала  7 ("тревога, возникающая в ситуациях  самовыражения") отражает эмоциональные  переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия ребенка, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

    Шкала  8 ("тревога, возникающая в ситуациях  проверки знаний") регистрирует  особенности поведения в ситуациях  публичной проверки знаний, достижений, возможностей.

    Шкала 9 ("снижение  психической активности, обусловленное  тревогой") направлена на изучение  особенностей психической сферы  ребенка, влияющей на его приспособляемость  к ситуациям стрессогенного характера  и отражающей вероятность реагирования на тревожный фактор среды признаками астении.

    По результатам  шкалы 10 ("повышение вегетативной  реактивности, обусловленное тревогой") можно судить об особенностях  соматовегетативной системы, влияющей  на общую адаптивность ребенка к ситуациям стрессогенного характера.

    Для исследования  уровня депрессивности подростков  со склонностью к суициду и  социально-адаптированных подростков  использовали шкалу Зунга (А.Б.Смулевич, 2003), которая позволяет в известном  приближении отразить чувство душевной опустошенности, изменение настроения, соматические и психомоторные симптомы депрессии, суицидальные мысли и раздражительность.

    Методика "Подростки  о родителях" – сокращенно  ПоР (Л.И.Вассерман, И.А.Горьковая,  Е.Е.Ромицына, 2004) – была использована в связи с задачей исследования восприятия родительского отношения подростками со склонностью к суициду и социально-адаптированных подростков. Методика содержит 5 шкал, отражающих поведение и установки родителей, касающиеся степени интереса к ребенку (шкала POZ), а также уровни враждебности (шкала HOS), директивности (шкала DIR), автономии (шкала AUT) и непоследовательности (шкала NED) родителей.

    В результате  исследования характера и уровня  тревожности подростков основной  и контрольной групп были выявлены следующие особенности. Так, уровень тревожности у подростков, совершивших попытку суицида, оказался по всем показателям значительно выше, чем у подростков контрольной группы (рис. 1).

    Кроме того, специфика проявлений тревожности  у подростков основной группы отражает наличие эмоциональной напряженности в отношениях со значимым социальным окружением, а ситуации, сопряженные с необходимостью самораскрытия и демонстрации своих возможностей, являются особо травмирующими, приводя к непоследовательности и чрезмерной зажатости в поведении. Данные особенности так или иначе отражаются на успешности социальной адаптации и обучения подростков в целом. В то же время уровень тревожности у подростков контрольной группы говорит об адаптивном проявлении тревоги, при котором их общее эмоциональное состояние характеризуется ровным фоном настроения, а самооценка – адекватностью. Их отличает уверенность в себе, правильность оценки своих перспектив, а воспринимаемые трудности оцениваются адекватно их объективной эмоциональной насыщенности. Поведение и взаимоотношения с окружающими у подростков контрольной группы регулируются уверенностью в успехе, возможностью разрешения конфликтов.

    Исследование  уровня депрессивности с помощью  шкалы Зунга позволяет заключить, что у подростков, совершивших суицид, уровень значений показателя депрессии достаточно высок (М=65,83±10,77) и соответствует наличию признаков выраженной депрессии. При этом, по данным клинической оценки, снижение способности к адекватному эмоциональному реагированию, сопровождающееся переживанием недостаточной ценности собственной личности, пессимистической оценкой перспективы, импульсивностью в ситуациях принятия решений и межличностного взаимодействия носит ситуационный характер. У подростков контрольной группы по шкале Зунга диагностируется состояние без депрессии (М=40,11±7,82), при котором снижения фона настроения, психофизиологических признаков депрессии, а также психологических переживаний, сопровождающих депрессивный аффект, не выявляется.

    Анализ стиля родительского воспитания подростков основной и контрольной группы выявляет следующие особенности. И в основной, и в контрольной группах тактика родительского отношения согласована, т.е. оба родителя следуют единому воспитательному подходу во взаимодействии с собственным ребенком (рис. 2).

 

Рис. 1. Характер и уровень  тревожности подростков основной и  контрольной групп.

 

 

 

Рис. 2. Особенности восприятия родительского отношения подростками  основной и контрольной групп.

Информация о работе Особенности проявлений тревожности и депрессивности в связи с родительским отношением у подростков, совершивших попытку суицида