Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:17, практическая работа
Исследование суицидального поведения является не только сложнейшей философской, социально-психологической и медицинской, но также и педагогической, нравственной и даже эстетической проблемой.
Суицидальные попытки представляют собой действия с намерением лишить себя жизни, что удается в завершенном суициде. В.Н.Нечипоренко в своих работах отмечает тот факт, что суицидальная активность резко возрастает с 14–15-летнего возраста и достигает максимума в 16–19 лет. Это находит свое подтверждение и в данных других авторов (Я.Гилинский, И.Гурвич, М.Русакова, Ю.Симпура, Р.Хлопушин, 2001), которые отмечают динамику наибольшего роста суицидального поведения в группе лиц моложе 20 лет, связывая ее с наличием острых конфликтов в семейно-бытовой, интимно-личностной, учебной и трудовой сферах. Частоту незавершенных суицидальных попыток в подростковой популяции трудно оценить в связи с отсутствием четкого учета скрытых попыток. По некоторым подсчетам, в популяции подростков она составляет от 2 до 9% (обзоры D.Shaffer, N.Piacentini, 1994; C.Pfeffer, 1991). Отечественные исследования за 1999 г. показывают, что у мальчиков-подростков по количеству завершенных суицидов показатели выше, чем у девочек (О.А.Вишневская, 2000).
Особенности проявлений тревожности и депрессивности в связи с родительским отношением у подростков, совершивших попытку суицида
Е.Е.Ромицына, А.О.Алюшина
Санкт-Петербургский научно-
Исследование суицидального поведения является не только сложнейшей философской, социально-психологической и медицинской, но также и педагогической, нравственной и даже эстетической проблемой.
Суицидальные
попытки представляют собой
А.Г.Амбрумова (1982 г.) предлагает свою концепцию суицидального поведения, согласно которой оно является следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта. Е.Шир (1984 г.) в свою очередь отмечает, что большинство суицидальных действий в подростковом возрасте, являясь микросоциально обусловленным, направлен не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей с окружающими. Поэтому в подростковом возрасте чаще всего речь идет не о "покушении на самоубийство", а лишь о применении "суицидальной техники" для достижения той или иной первичной (не суицидальной) цели.
Чувствуя себя
в опасном окружении,
Специфика подросткового возраста заключается в существенном расширении сфер социальной активности и изменении их значимости для молодого человека. Кроме того, в связи с особенностями переходного возраста меняются отношения подростков с родителями, сверстниками, учителями, противоположным полом (А.А.Реан, 1999). А.Е.Личко и А.А.Александров, обследовав группу подростков в возрасте 14–18 лет, обнаружили, что приблизительно у половины из них (49%) суицидальные действия совершаются на фоне острой аффективной реакции, которая развивается по механизму "короткого замыкания", когда малозначительный повод может стать "последней каплей" и спровоцировать суицидальное действие (А.Е.Личко, 1983).
Наиболее важными
и наиболее напряженными
Таким образом,
проводимые ранее исследования
в этом направлении говорят
об особом месте родительских
отношений в контексте
На основании
этого нами были
1. Уровень и
характер тревожности
2. Уровень депрессивности подростков со склонностью к суициду и социально-адаптированных подростков.
3. Особенности
восприятия родительского
4. Внутреннюю
взаимосвязь уровней
В связи с этим мы исследовали 2 группы подростков.
В основную группу были включены 30 подростков: 20 девочек и 10 мальчиков в возрасте 14–18 лет, совершивших попытку суицида. Большая часть подростков данной группы была исследована в процессе прохождения психокоррекционной программы в городском Кризисном центре для детей и подростков, куда они были направлены после реанимационных мероприятий в связи с совершением ими суицидальной попытки. Также в основную группу вошли подростки, находившиеся на стационарном лечении на базе подросткового отделения института им. В.М.Бехтерева в связи с попыткой совершения суицида и высказывавших мысли о его повторной реализации. Семьи испытуемых с суицидальным поведением отличались непониманием детей, безразличием к ним и частыми наказаниями. Нередко подростки чувствовали себя перегруженными из-за чрезмерных ожиданий родителей. Как подростки, так и сами родители описывали свою семью как отличающуюся пониженной сплоченностью, недостаточной поддержкой и плохой адаптированностью к изменениям по сравнению с другими. Подростки часто сообщали об ощущении того, что они нежеланны для своей семьи или являются для нее обузой.
Контрольную
группу составили 93 подростка
(51 девочка и 42 мальчика) в возрасте
14–18 лет, учащиеся старших классов
средней общеобразовательной
Для решения
поставленных задач мы
В соответствии с задачей исследования уровня и характера тревожности подростков мы использовали оригинальный метод "Многомерной оценки детской тревожности" (МОДТ), разработанный в лаборатории клинической психологии НИПНИ им. В.М.Бехтерева (Е.Е.Ромицына, 2002). Данный метод является многомерным психолого-диагностическим инструментом для изучения тревожности у детей и подростков в возрасте 8–18 лет и содержит в своей структуре 10 шкал, отражающих различные аспекты возникновения и проявлений тревожности у школьников. Ниже приводится их краткое содержание.
В показателях
шкалы 1 ("общая тревожность")
отражается общее
Шкала 2 ("тревога в отношениях со сверстниками") регистрирует эмоциональное состояние подростка, на фоне которого развиваются его социальные контакты, прежде всего со сверстниками.
Шкала 3 ("тревога,
связанная с оценкой
Шкала 4 ("тревога в отношениях с учителями") отражает общий эмоциональный фон отношений в школе, влияющий на успешность обучения ребенка.
Шкала 5 ("тревога в отношениях с родителями") отражает общий эмоциональный фон отношений с родителями, особенности эмоциональных реакций в связи с ожиданием оценок со стороны родителей.
Шкала 6 ("тревога, связанная с успешностью в обучении") квалифицирует особенности психологического фона настроения, оказывающего влияние на развитие потребности в успехе.
Шкала
7 ("тревога, возникающая в
Шкала
8 ("тревога, возникающая в
Шкала 9 ("снижение
психической активности, обусловленное
тревогой") направлена на изучение
особенностей психической
По результатам
шкалы 10 ("повышение вегетативной
реактивности, обусловленное тревогой")
можно судить об особенностях
соматовегетативной системы,
Для исследования
уровня депрессивности
Методика "Подростки
о родителях" – сокращенно
ПоР (Л.И.Вассерман, И.А.
В результате
исследования характера и
Кроме того,
специфика проявлений
Исследование
уровня депрессивности с
Анализ стиля родительского воспитания подростков основной и контрольной группы выявляет следующие особенности. И в основной, и в контрольной группах тактика родительского отношения согласована, т.е. оба родителя следуют единому воспитательному подходу во взаимодействии с собственным ребенком (рис. 2).
Рис. 1. Характер и уровень тревожности подростков основной и контрольной групп.
Рис. 2. Особенности восприятия
родительского отношения