Особенности компьютерной психодиагностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 10:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ развития и актуального положения компьютерной психодиагностики.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи.
Описать историческое появление психодиагностики в целом и компьютерной психодиагностики в частности;
Рассмотреть предмет и методологию психодиагностики как области науки и практики;
Выявить и рассмотреть особенности компьютерного тестирования;

Оглавление

Введение......................................................................................................................3
1. Психодиагностика как наука.................................................................................5
1.1 Предмет психодиагностики ................................................................................5
1.2 История психодиагностики.................................................................................8
1.3 Методологические основы психодиагностики.................................................10
2. Особенности компьютерной психодиагностики................................................12
2.1 Компьютерная психодиагностика......................................................................12
2.2 Достоинства и недостатки применения компьютерных технологий.............16
Заключение.................................................................................................................20
Список литературы...................................................................................................22

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 31.75 Кб (Скачать)

Другими словами, психодиагностическая методика - решенная психологическая задача, где есть способы получения психологической информации, возможные ее варианты, значение этих вариантов. Многие методики в психологии носят имена их авторов - тест Роршаха, тест Розенцвейга, тест Вартена, кубики Косса, тест Равека и т.д.

Взаимосвязь различных теоретических подходов к предмету психологии возможна в силу сложности и многообразия свойств “феномена человека”. Отсюда право каждой теории на существование, право каждой методики на известную степень достоверности.

Итак, психодиагностика, как теоретическая дисциплины, опирается на общепсихологические принципы. Это принципы отражения, развития, диалектической связи, единства сознания и деятельности

Подводя итог главы, отметим, что психодиагностика имеет длительную историю становления и развития. Как наука она стала оформляться на рубеже 19-20 вв., отвечая запросам практики. Сегодня психодиагностика — это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности компьютерной  психодиагностики.

2.1 Компьютерная психодиагностика.

Компьютерная психодиагностика - это направление исследований, связанное с использованием средств вычислительной техники при проведении обследования или (и) анализе его результатов, а также разработкой и применением компьютерных тестов [3]. Основной целью этого направления является создание психодиагностического инструментария, в том числе компьютерных психодиагностических методик, а также разработка принципиально новых видов экспериментов и методов работы с экспериментально-психологической информацией [4]. Таким образом, исследования в области компьютерной психодиагностики ориентированы на решение практических задач, а именно, на обеспечение психологов качественными психодиагностическими инструментами, создаваемыми на базе новых информационных технологий.

Основной задачей компьютерной психодиагностики можно считать обеспечение психологов качественными психодиагностическими инструментами, создаваемыми на базе новых информационных технологий.

Исследования в области компьютерной психодиагностики смело можно отнести к междисциплинарным, находящимся на стыке психодиагностики и информационных технологий или компьютерных наук (computer science) [9]. Творческая интеграция этих дисциплин приводит к появлению нового качества психодиагностических исследований и совершенно иного стиля работы практических психологов. Более того, в практической психологии происходит постепенный переход компьютерных технологий из области вспомогательных в сферу обязательных средств, аналогично тому, как это уже произошло в многих сферах практики.

Использование информационных технологий приводит к постепенному сближению клинического и статистического подходов, долгое время рассматривающиеся как антогонисты, а также к интеграции помогающих и организационных функций психолога-практика. Организационные аспекты деятельности практического психолога, в большей мере опирающиеся на групповые данные, всё более остро нуждаются в информационных технологиях.

На сегодняшний момент в психодиагностике активно используются такие информационные технологии, как: анализ данных, инженерия знаний и Интернет-технологии.  
Каждая из этих технологий лежит в основе конкретных психодиагностических задач, которые и определяют ключевые направления работ в области компьютерной психодиагностики [9]:

1. Конструирование психодиагностических  методик в рамках традиционной  психометрической парадигмы на  основе технологии анализа данных, в рамках психосемантического  подхода на основе субъектной  парадигмы анализа данных.

2. Разработка психодиагностических  экспертных систем для прогноза  поведения в рамках нетрадиционных  подходов, например, опирающиеся на  внешние критерии в рамках  стохастического (вероятностного) подхода (прецедентные экспертные системы).

3. Создание компьютерных  психодиагностических методик, использующих  компьютер в качестве организатора  стимульного материала, т.е. реализация  психофизиологических тестов, систем  адаптивного, игрового, дистанционного  и мультимедийного тестирования.

4. Разработка на основе  технологии инженерии знаний (внедрение  в компьютер опыта работы эксперта-психолога) компьютерных интерпретаторов результатов  тестирований, моделей прогноза.

5. Разработка гибридных  систем для психологического  сопровождения конкретных видов  деятельности (например, кадрового  отбора, обучения...).

6. Создание оболочек-конструкторов  для компьютеризации (визуального  конструирования) различных компонентов, важных в практической работе  психологов (методик, профилей, интерпретаторов  и т.д.).

7. Обучение искусству психодиагностики  с помощью компьютера.

Таким образом, целями компьютерной психодиагностики являются создание психодиагностического инструментария и разработка новых видов экспериментов и методов работы с экспериментально-психологической информацией. На сегодняшний момент в психодиагностике активно используются: анализ данных, инженерия знаний и Интернет-технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Достоинства и недостатки  применения компьютерных технологий.

Преимущества применения компьютерной психодиагностики.

Универсальность обородования

Персональный компьютер по своей функциональности может заменить целый комплекс приборов и позволяет при необходимости подключить дополнительное оборудование. Стандарты на вычислительную технику позволяют разработчику сосредоточить внимание на методической стороне создаваемого теста, который может быть использован практически на любом персональном компьютере. 

Возможность генерации заданий

В психодиагностике существует проблема адаптации испытуемого к стимульному материалу (например, к числовым таблицам), что снижает эффективность повторного исследования. Возможность генерации тестовых заданий позволяет создавать большое количество разнообразных заданий, вводить в процесс исследования пробные (тренировочные) попытки и использовать диагностические методики в качестве тренажеров для развития психическихкачеств. 

Настройка условий эксперимента

Управление настройками программы открывает широкие возможности для регуляции условий эксперимента - цвет, форма и размер объектов, время экспозиции и паузы, звуковые эффекты и т.п. Это позволяет создавать уровни сложности и адаптировать методику к различному контингенту испытуемых. 

Автоматизация и стандартизация тестирования  

Программная реализация диагностической методики требует наличие конкретного алгоритма, который может предусматривать определенную последовательность выполнения тестов в зависимости от полученных результатов. Работа компьютерной программы не зависит от продолжительности исследования, количества испытуемых и других факторов, влияющих на поведение человека-диагноста.  
 
Использование анимации

Возможность изобразить объекты в движении позволяет создать новые, более эффективные диагностические и развивающие методики. Основой таких методик является моделирование динамических процессов и включение испытуемого непосредственно в развитие ситуации. 
 
Возможность фиксации дополнительных параметров

В компьютерной реализации диагностической методики, когда весь процесс тестирования контролируется программой, может быть предусмотрена фиксация дополнительных параметров, которые расширяют комплекс характеристик исследуемого психического явления. Например, фиксация времени отдельного хода в многоходовых манипуляционных и бланковых тестах позволяет изучить динамику внимания в процессе выполнения задания. 
 
Оперативная обработка данных

Автоматизация тестирования позволяет передать всю рутинную работу компьютеру, в том числе и математико-статистическую обработку полученных данных. Высокая скорость компьютерного расчета дает возможность использовать для обработки данных методы, которые раньше мало применялись из-за их сложности (регрессионный, дисперсионный, факторный анализ и др.). Оперативная обработка позволяет не только оценивать полученные результаты, но и моделировать другие варианты для изучения, что актуально в исследовании компенсаторных механизмов, взаимовлияния психических процессов, отношений в группе и т.д.

Расширенные возможности представления результатов

Компьютерные технологии предоставляют для графического изображения результатов практически неограниченные возможности. Использование цвета, шрифта, графики, звука и анимации позволяет акцентировать внимание на принципиальных особенностях полученных данных и нагляднее представлять итоги проведенной диагностики. 

Недостатки компьютерной психодиагностики и предложения по снижению их влияния.

Зависимость результатов тестирования от оборудования

Любая диагностическая аппаратура имеет свои стандарты, что позволяет сравнивать данные, полученные в работе разных приборов. На результаты работы компьютерных методик влияют не только компьютерные комплектующие (тактовая частота процессора, объем памяти, видеокарта и т.д.), но и все работающие в данный момент программы (операционная система, драйверы и т.д.), которые существенно отличаются друг от друга. Наибольшее значение зависимость от оборудования проявляется в тестах, в которых используется предъявление визуального стимульного материала или требуется фиксировать отрезки времени меньше 0,1 секунды. 
Для того, чтобы снизить вероятность получения необъективных результатов, рекомендуется:

  • Не сравнивать результаты работы на разных компьютерах (и тем более результаты компьютерных и некомпьютерных методик);
  • Использовать для конкретного исследования только один компьютер и комплект программ;
  • Использовать программы, где определяется коэффициент конфигурации (показатель производительности hardware-software), который может служить критерием в сравнении данных;
  • Проводить стандартизацию (сравнение с независимым сигналом) для каждого исследования.

Необходимость умения работы с компьютером

На эффективность системы «человек-компьютер» влияет уровень специализированных умений работающего (восприятие информации на экране, нажатие клавиш, перемещение «мышью» и другие). На мой взгляд, возможное решение проблемы готовности испытуемого к работе с диагностической методикой – это использование пробных (тренировочных) заданий до приемлемого уровня освоения нужных действий.

 

 

 

 

 

Заключение

В своей работе мы попытались проанализировать развития и актуального положения компьютерной психодиагностики. Поэтому нами били описаны исторические аспекты появления психодиагностики как науки, обозначен ее предмет и методология. Особое внимание в работе было уделено компьютерной психодиагностике. Мы рассмотрели, как и когда она появилась, в чем ее особенности, проанализировали достоинства и недостатки применения компьютерных технологий в психодиагностике.

Нами было установлено, что компьютерная психодиагностика, в отличие от психодиагностики как науки, имеет достаточно короткую историю. Ее появление и становление напрямую связано с появлением и распространением компьютерной техники и компьютерных технологий. При этом компьютерная психодиагностика на Западе началось использоваться раньше, чем у нас в России. Сегодня компьютерная психодиагностика развивается в нескольких направлениях: конструирование психодиагностических методик; разработка психодиагностических экспертных систем; создание компьютерных психодиагностических методик, использующих компьютер в качестве организатора стимульного материала; разработка на основе технологии инженерии знаний (внедрение в компьютер опыта работы эксперта-психолога) компьютерных интерпретаторов результатов тестирований, моделей прогноза; разработка гибридных систем для психологического сопровождения конкретных видов деятельности; создание оболочек-конструкторов для компьютеризации различных компонентов; обучение искусству психодиагностики с помощью компьютера.

При этом использование компьютеров в психодиагностике имеет свои достоинства и недостатки. При компьютерной психодиагностике значительно понижается вероятность ошибок, связанных с человеческим фактором: психо-эмоциональным состоянием экспериментатора, большей или меньшей его заинтересованностью в результатах исследования и т.п. Гарантируемая при компьютерной психодиагностике абсолютная беспристрастность имеет особое значение в ситуациях экспертизы. 
Не менее важным является то, что автоматизация психодиагностики позволяет проводить массовые обследования и т.д. Вместе с тем результаты компьютерного тестирования зависят от оборудования и предполагают наличие у диагноста (экспериментатора) умения работы с компьютером.

Несмотря на выявленные незначительные недостатки, по нашему мнению, использование компьютерных технологий, при массе достоинств, способствует развитию психодиагностики, особенно в области практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: учеб.изд. [Текст] / Г.С.Абрамова. - 3-е изд.,стер. - Екатеринбург: Деловая кн., 1998. - 368 с.
  2. Анастази, А. Психологическое тестирование: Книга 1; Пер. с англ. [Текст] / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. - М.: Педагогика, 1982. - 320
  3. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике [Текст] / Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов.- Киев: Наукова думка, 1989.- 200 с.
  4. Вассерман, Л.И. Психологическая диагностика и новые информационные технологии [Текст] / Л.И.Вассерман, В.а.Дюк, Б.В.Иовлев, К.Р.Червинскмая. Спб.: Питер, 1997.- 203с.
  5. Гайда, В. Эволюция идей и практика современной психодиагностики: автореферат дис. д-ра психол. наук: 19.00.01 [Текст] / В. Гайда. - СПб.: ЛГУ, 1994. - 33 с.
  6. Гуревич, М.К.Психологическая диагностика и проблема индивидуальных различий [Текст] / М.К.Гуревич // Вопросы психологии.- 1998. - № 3. – С. 21-25.
  7. Дюк, В.А. Компьютерная психодиагностика [Текст] / В.А.Дюк.- СПб., изд-во "Братство", 1994.- 364 с.
  8. Общая психодиагностика: Учебник [Текст] / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина - СПб.: Речь, 2000.- 440 с.
  9. Червинская, К.Р. Компьютерная психодиагностика: Учеб. пособие [Текст] / К.Р.Червинская.- СПб, Речь, 2004.- 336 с.

Информация о работе Особенности компьютерной психодиагностики