Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 10:38, курсовая работа
Целью данной работы является анализ развития и актуального положения компьютерной психодиагностики.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи.
Описать историческое появление психодиагностики в целом и компьютерной психодиагностики в частности;
Рассмотреть предмет и методологию психодиагностики как области науки и практики;
Выявить и рассмотреть особенности компьютерного тестирования;
Введение......................................................................................................................3
1. Психодиагностика как наука.................................................................................5
1.1 Предмет психодиагностики ................................................................................5
1.2 История психодиагностики.................................................................................8
1.3 Методологические основы психодиагностики.................................................10
2. Особенности компьютерной психодиагностики................................................12
2.1 Компьютерная психодиагностика......................................................................12
2.2 Достоинства и недостатки применения компьютерных технологий.............16
Заключение.................................................................................................................20
Список литературы...................................................................................................22
Содержание
Введение......................
1. Психодиагностика как наука....
1.1 Предмет психодиагностики ..............................
1.2 История психодиагностики......
1.3 Методологические основы
2. Особенности компьютерной
2.1 Компьютерная психодиагностика.
2.2 Достоинства и недостатки
применения компьютерных
Заключение....................
Список литературы....................
Введение
Развивающиеся информационные технологии охватывают многие сферы деятельности человека, в том числе и психологическую диагностику.
Возникновение и становление компьютерной психодиагностики как междисциплинарного направления, требующего знаний и умений, как в области информатики, так и в области психологии, является закономерным итогом информационной революции, происходящей в нашем обществе последние 15 лет.
В настоящее время быстрое развитие информационных технологий влияет на стиль и методологию работы психологов, способствуя созданию и практическому использованию психодиагностического инструментария, разработке принципиально новых видов экспериментов и методик работы с психологической информацией на базе современной вычислительной техники. Более того, в практической психологии происходит постепенный переход компьютерных технологий из области вспомогательных в сферу обязательных средств, аналогично тому, как это уже произошло во многих сферах практики.
На основе вышеизложенного можно сказать, что проблема развития компьютерной психодиагностики, ее практического применения является сегодня одной из актуальных проблем психологии.
Объект исследования – психодиагностика.
Предмет исследования – компьютерная психодиагностика.
Целью данной работы является анализ развития и актуального положения компьютерной психодиагностики.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи.
Описать историческое появление психодиагностики в целом и компьютерной психодиагностики в частности;
Рассмотреть предмет и методологию психодиагностики как области науки и практики;
Выявить и рассмотреть особенности компьютерного тестирования;
Проанализировать достоинства и недостатки применения компьютерных технологий в психодиагностике.
В качестве метода в данной работе используется теоретический анализ литературы.
1. Психодиагностика как наука.
1.1 Предмет психодиагностики.
Психодиагностика - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.
Согласно современному общенаучному представлению, под термином "диагностика" подразумевают распознавание состояния определенного объекта или систем путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагоностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении [7].
Соответственно, о психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об особого рода объектах диагностического познания - о наделенных психикой конкретных людях.
Переход от поверхностных, наблюдаемых симптомов и признаков к диагностическому выводу в научной психодиагностике требует применения особых методик и процедур - измерительных тестов и качественно-количественных экспертных шкал. Таким образом, к основным понятиям психодиагностики следует, прежде всего, отнести: диагностические признаки и диагностические категории.
Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Категории скрыты от непосредственного наблюдения (латентные переменные). Особая трудность психологической диагностики заключается в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимнооднозначных связей. Для однозначного вывода одного симптома недостаточно. Нужно проанализировать комплекс симптомов с помощью тестов.
Тест в психодиагностике - это серия однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается испытуемый [5]. Различные тестовые задания призваны выявить у испытуемого различные симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких испытаний говорит об уровне измеряемого фактора.
Таким образом, современное понятие "психодиагностики" тесно связано с понятием психологическое тестирование, но не сводится к нему, так как кроме тестовых существуют экспертные (клинические) психодиагностические методики. Наиболее эффективно на практике использовать, взаимодополняя друг друга, оба этих подхода.
Стандартизованные количественные тесты эффективнее в тех случаях, когда нужно получить хотя бы приближенные данные о целой группе людей в кратчайшие сроки и при этом принять строгоальтернативное решение, требующее количественного обоснования своей надежности (принять или не принять на работу, дать отгул или поставить на дежурство). Кроме того эти тесты лучше защищены от возможных методических ошибок.
Экспертные методы более эффективны в руках опытных, профессионально - подготовленных психодиагностов - психологов. Они позволяют глубже и точнее проникнуть в уникальную жизненную ситуацию отдельного конкретного человека, но требует гораздо больше времени на индивидуальную работу с ним. Особо эффективны экспертные методы тогда, когда по их результатам сам психолог - диагност оказывает психологическую помощь, проводит психокоррекцию, психотерапию, тренинг и другие виды психологического вмешательства.
Психологический диагноз состоит не из одного слова - названия типа личности или болезни, а имеет развернутый и комплексный характер. В современной психодиагностике психологический диагноз практически не только не сводится к фиксации, но даже не связан с прогнозом возможных психических заболеваний. Он может быть поставлен любому здоровому человеку и означает не отнесение к какой-то одной заданной категории или типу личности, а структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств - способностей, стилевых черт и мотивов личности [1]. Например, сюда может входить констатация у одного и того же человека одновременно следующих особенностей: высокого уровня развития креативности, среднего уровня вербального интеллекта, сниженного уровня способности концентрации внимания на фоне ведущей мотивации достижения социального успеха и т.п. Конечно, психологический диагноз имеет смысл не сам по себе, а для психологического прогноза поведения и почти всегда содержит в себе прогноз в явном или неявном виде.
Особое значение для психодиагностики имеет понятие - норма. В психодиагностике следует различать как минимум два различных вида норм: статистические и социокультурные. Первый вид чаще применяется для оценки стилевых и мотивационных черт. Второй вид - для оценки способностей и достижений.
Статистическая норма - это средний диапазон на шкале измеряемого свойства [2]. Нормой здесь считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида.
Социокультурный норматив - это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым[8].
Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод, что психодиагностика – это распознавание психического состояния или иных психических (психологических) параметров человека и последующее соотнесение их с социокультурными и статистическими нормативами с целью постановки диагноза и дальнейшего прогноза его поведения.
1.2 История психодиагностики.
Становление психодиагностики как самостоятельной области знаний происходит в конце XIX века. Это связано с четким осознанием потребности в оценивании индивидуально-психологических особенностей людей для нахождения решений разного рода психологических задач. Таким образом, можно утверждать, что психологическая диагностика отделилась от психологии под влиянием требований практики.
Начальным источником становления психодиагностики явилась экспериментальная психология, ее основы заложены во всех психодиагностических методиках. Изучение психических явлений и фактов в рамках точных методов естественных наук, повышенное влияние естествознания на анализ психический явлений послужили дополнительным стимулом развития психодиагностики.
Считается, что экспериментальная психология зародилась в Германии в 1878 году, ее создателем считается Вильгельм Вундт, основавший первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, основной задачей которой было изучение человеческих ощущений и сопровождающих их двигательных реакций, цветоощущение.
В 1883 году Фрэнсис Гальтон в созданную им же науку антропометрику, в дополнение к измерительным испытаниям физических параметров человека, включил измерение слуха, зрения и времени словесной ассоциативной реакции. Однако гораздо более весомый вклад в развитие психодиагностики Ф. Гальтон сделал несколько позже, придумав понятие “тест”.
Несмотря на развитие психодиагностики вследствие применения экспериментов, изучение человека не основывается на сугубо логическом развитии экспериментального метода. Изучение человека складывалось под влиянием запросов педагогики, медицины и промышленного производства.
Различные научные психологические школы по-разному отвечали на данные запросы и по-своему преподносили роль психодиагностики в процессе изучения личности. Наиболее примечателен взгляд на психодиагностику школ, чьи методики непосредственно связаны с принципами поведенческой психологии (бихевиоризма). Особенность бихевиоризма состояла в признании взаимосвязи между внешней средой и организмом, при этом организм, поддавшийся влиянию внешней среды, реагирует на нее и стремиться изменить сложившуюся ситуацию в благоприятную для него сторону и, в конечном итоге, приспосабливается к внешней среде. Поведение в модели бихевиоризма понимается как совокупность реакций организма на стимулы. В соответствии с этим основная цель психодиагностики заключалась в фиксации поведения человека. В результате следования данной цели и были разработаны методы тестов.
1.3 Методологические основы психодиагностики.
Психодиагностика - это не только направление практической психологии, но и теоретическая дисциплина. Как теоретическая дисциплина психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Для того чтобы эти величины были выделены, описаны и зафиксированы должна быть проведена теоретическая работа по анализу и обобщению фактов, характеризующих психическую реальность человека. Эти факты составляют основу теоретических построений и гипотез, которые проверяются специальными методами. Таким образом, психодиагностика с одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с другой стороны - способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту [7]. Например, в исследованиях личности часто прибегают к понятию защитные механизмы личности. Для психолога, занимающегося диагностикой как теоретической дисциплиной, возникают такие вопросы: как выглядят на уровне фактов поведения человека защитные механизмы личности; каким способом зафиксировать их наличие.
По отношению к какому-нибудь теоретическому построению вполне возможен такой вариант работы психодиагноста, когда он не найдет способ фиксации какого-то явления у всех людей. За возможной неуспешностью работы психодиагноста кроется неразвитость теории общения. Отчасти поэтому, психодиагностика как теоретическая дисциплина развивается и существует постольку, поскольку развивается и существует общепсихологическая теория как представление о предмете психологической науки. В тоже время это развитие предполагает дифференциацию - появление все новых и новых отраслей психологии.
Теоретическая психодиагностика использует данные общей психологии, ее отраслей (предметных областей, психологии), а также данные психометрики (наука, обосновывающая измерительные диагностические методы) и практики применения психологического знания.
Можно говорить, что психодиагностика опирается на основные методы психологии:
• принцип отражения (адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности);
• принцип развития (ориентация на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений);
• принцип диалектической связи сущности и явления (взаимное обусловливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности);
• принцип единства сознания и деятельности (сознание и психика формируются в деятельности человека, действительность одновременно регулируется сознанием, психикой) [6].
Результат работы психолога в области теоретической психодиагнностики - методика или метод получения психологической информации, который может быть передан для использования коллегами. Методика всегда отрефлексирована, т.е. содержит доступные для пользователей критерии фиксации психической информации, обоснование этих критериев и их интерпретацию.
Информация о работе Особенности компьютерной психодиагностики