Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: на основе психолого-педагогической и специальной литературы рассмотреть проблему изучения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста.
Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:
 выделить особенности сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста;
 определить условия и способы развития сюжетно-ролевой игры дошкольников;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Сюжетно-ролевая игра дошкольника и ее особенности………………5
2. Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста…………………………………………………………...17
3. Методика руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников……26
Заключение………………………………………………………………..38
Список литературы……………………………………………………….40
Приложение……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 84.20 Кб (Скачать)

Воспитатель предлагает ребенку основную роль, сам берет себе дополнительную. Это  могут быть роли шофера автобуса и  пассажира. Проиграв ситуацию, связанную, например, с посадкой пассажира в  автобус, воспитатель вводит новую  сюжетную ситуацию, требующую появления нового персонажа, и меняет свою роль: «Давай у тебя кончился бензин, а вот заправочная станция. Я теперь бензозаправщик. Сколько вам налить бензина?» и. т. п. После этого «поездка» может продолжаться. Далее взрослый вводит новую сюжетную ситуацию: «Давай у нас автобус сломался, а на дороге машина стоит. Я теперь водитель машины. Ты меня попросил помочь».

Когда педагог  вводит в игру «такую же» роль, как  у ребенка (второй «шофер»), то происходит игровое общение одинаковых персонажей, инициатором которого является взрослый, — обсуждение содержания их работы, их отношений с другими ролями, что тем самым уточняет представление детей о социальных ролях.

Если  в такой игре воспитатель сначала  последовательно меняет игровые  роли, в следующий раз он может  взять на себя основную роль, а ребенку  в ходе игры предложить менять роли (можно использовать тот же сюжет, если он привлекает ребенка, а если нет, то аналогичным образом построить новый сюжет).

Одним из эффективных средств формирования у детей умений согласованно развертывать новые разнообразные сюжеты игры является совместная игра воспитателя  с детьми, однако по форме она совершенно отлична от игры воспитателя с детьми на предыдущих возрастных этапах. Это своеобразная совместная «игра-придумывание», которая протекает чисто в словесном плане.

Воспитатель начинает такую игру с детьми не с придумывания совершенно новой  истории, с частичного преобразования известного детям сюжетного текста. Постепенно педагог подводит детей ко все более сложным изменениям знакомого сюжета, а затем - к придумыванию совершенно новых историй.

Расширение  тематики игр, углубление их содержания приводят детей к изменению формы  и структуры игры. По мере развития содержания игры в ее структуре начинает выделяться подготовительный период.

Сначала в подготовительный период дети только договариваются о теме игры («Во что будем играть?»), иногда распределяют роли. Постепенно в процессе договоренности они уже начинают намечать (обсуждать) общую линию развития сюжета игры («Сначала покормим ребят, поспим, а потом будет праздник»). Это уже элементарное планирование. Оно способствует более полному развертыванию содержания игры и установлению правильных товарищеских отношений в игре. Потребность в сговоре у детей появляется в связи с развитием игры.

У детей  старшей группы возрастает и требовательность к качеству выполняемых ролей. Сговариваясь, дети могут обсудить и распределение ролей, исходя из интересов всех играющих. Сговор требует многих организаторских умений, знания возможностей друг друга, поэтому сговариваться начинают раньше дети, которые чаще всего играют вместе;

Почти всегда дети в подготовительный период готовят игровую обстановку (подбирают игрушки, сооружают постройки и т.д.).

С возрастом  увеличивается и количество участников игры. У старших дошкольников могут  участвовать в игре от 3 до 5 человек.

Для развития игры в старшем дошкольном возрасте характерно изменение требований, которые  дети предъявляют к игрушке. Младшего дошкольника привлекает в игрушке возможность воспроизведения тех действий, которые составляют основное содержание игры. Игрушка может быть обобщенной, и наделена лишь некоторыми яркими чертами, которые позволяют определить назначение ее и возможности действия с ней. Чем старше становятся дети, тем больше они предъявляют требований к соответствию игрушки игровому замыслу. Старший дошкольник предпочитает более сложную игрушку, которая приближается к модели предмета.

Основная  задача руководства играми старших  дошкольников — развитие у них самостоятельности и самоорганизации, формирование умений договориться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку. Также педагог обязательно должен обогащать содержание игр. Разнообразие игровых интересов не всегда опирается на достаточные знания. В связи с этим многие игры оказываются схематичными, и дети быстро теряют интерес к возникшему замыслу. Основными приемами развития содержания игры являются расширение и углубление знаний детей об изображаемых событиях и явлениях. В этих целях воспитателю особенно целесообразно использовать детскую литературу.

Во всех группах, в том числе и в  старших, воспитатель время от времени должен предлагать новую тему игры (преимущественно тем детям, чьи игры становятся стереотипными). При этом педагог не навязывает тему детям, а старается лишь возбудить к ней интерес. Приемы предложения новой темы игры могут быть различны: чтение книг и рассматривание иллюстраций с изображением играющих детей или рассказ о том, как сам воспитатель играл в детстве, рассказ о тех играх, которые он видел у других детей, и т.д. (Приложение 3) [12, с.234-236].

Основное  содержание игры детей подготовительной группы детского сада - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной. Она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Все сюжетно-ролевые игры носят совместный, коллективный характер. Объединения в подгруппы устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Сюжетно-ролевые игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время.

В игре ребенка  данного возраста четко выделяется подготовительный этап; распределение ролей, отбор игрового материала, а также изготовление игрушек-самоделок совместно с воспитателем. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5—7 человек.

Дети  подготовительной группы предъявляют  более высокие требования к качеству исполнения отдельных ролей, что нередко порождает недовольство детей друг другом и приводит к возникновению конфликтов, например: дети отказываются принять в игру ребенка, который; плохо выполняет роль, появляются постоянные претенденты на главные роли. Возникают и устойчивые игровые группировки. Но при этом возможно образование замкнутых группировок, участники которых неохотно принимают в игру «посторонних», примером может служить обособление в игре мальчиков и девочек. В таких случаях необходимо прямое воздействие воспитателя на игры детей: участвуя в сговоре детей перед игрой или беседуя по поводу прошедшей игры, педагог может оценить поведение играющих: осудить проявление резкости, эгоизма, поощрить взаимопомощь, похвалить за интересную выдумку, подсказать новую увлекательную подробность. Беседы воспитателя с детьми должны быть короткими, проходить в живой форме. Они требуют от педагога умения вникнуть в игровой замысел, осмыслить характер ролевых и товарищеских взаимоотношений играющих.

Участвуя  в сговоре детей о предстоящей  игре, воспитатель должен направлять их внимание на подбор основного игрового оборудования, оказывать помощь в изготовлении недостающего, приучать к элементарному планированию игры, самостоятельной организации игровой обстановки. По ходу игры педагог может давать детям советы, задавать вопросы, привлекая внимание играющих к той, или другой стороне игры, и т.д.

В подготовительной группе педагог редко берет на себя ту или иную роль (Приложение 4) [25, с.122].

Таким образом,  в каждой возрастной группе сюжетно-ролевые  игры отличаются по содержанию и характеру  руководства со стороны взрослого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе работы над курсовой работой мы пришли к  следующим выводам.

Дошкольное  детство — самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться, определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Особое место в деятельности дошкольника занимают сюжетно-ролевые игры.

Особенностью сюжетно-ролевых игр  являются:

- наличие воображаемой ситуации;

- соблюдение правил;

- социальный мотив игр;

- в сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие;

- в ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника;

- в сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество;

- в сюжетно-ролевой игре развивается речь.

Основными условиями развития сюжетно-ролевой  игры детей дошкольного возраста являются:

- постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений;

- педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создаёт «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности;

- изучение интересов детей, их любимые игры, полноту и воспитательную данность бытующих в группе игр.

В каждой возрастной группе сюжетно-ролевые  игры отличаются по содержанию и характеру  руководства со стороны взрослого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Бабунова  Т.М. Дошкольная педагогика. М.: ТЦ  Сфера, 2007.

2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранова  С.П. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Учеб. Заведений.  – 3-е изд., стереотип. – М.: издательский  центр «Академия», 1998. – 240 с.

3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 2004.

4. Воспитание  детей в игре/ Сост. А.К, Бондаренко, А.И. Матусик. – М., 1993.

5. Дьяченко О.М., Булычева А.И. и др. Психолог в детском дошкольном учреждении. М.: Новая школа,  1996.

6. Доронова Т.Н. Радуга. Воспитание, образование и развитие детей 2 — 3 лет. М.: Просвещение, 2005.

7. Дошкольная  педагогика. Учеб. пособие для студентов  пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика  и психология (дошк)». В 2 ч. Ч. 2.  / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, Б.С. Лейкина и др.; Под ред.  В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.  – М.: Просвещение, 1988. – 270 с.

8. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие  для учащихся пед. уч-щ по  спец. 2002 «Дош. воспитание» и 2010 «Воспитание  в дош. учреждениях» / В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др.: Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. и доп. –  М.: Просвещение, 1986. – 415 с.

9. Жуковская  Р. И. Игра и ее педагогическое  значение.— М., 1975.

10. Зворыгина  Е.В. первые сюжетные игры малышей.  – М., 1998.

11. Игра  дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В.  Антонова, Л.В. Артемова и др., /Под   ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.

12. Козлова  С.А. Куликова Т.А, Дошкольная  педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 432 с.

Информация о работе Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста