Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: на основе психолого-педагогической и специальной литературы рассмотреть проблему изучения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста.
Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:
 выделить особенности сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста;
 определить условия и способы развития сюжетно-ролевой игры дошкольников;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Сюжетно-ролевая игра дошкольника и ее особенности………………5
2. Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста…………………………………………………………...17
3. Методика руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников……26
Заключение………………………………………………………………..38
Список литературы……………………………………………………….40
Приложение……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 84.20 Кб (Скачать)

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………….3

1. Сюжетно-ролевая игра дошкольника и ее особенности………………5

2. Условия  и способы развития сюжетно-ролевой  игры детей дошкольного возраста…………………………………………………………...17

3. Методика руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников……26

Заключение………………………………………………………………..38

Список  литературы……………………………………………………….40

Приложение……………………………………………………………….43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в  детские годы и сопровождает человека на всей его жизни. Неудивительно, что  игра привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Естественно, что представители  научных отраслей в игре интересуют «свои» аспекты, но все они сходятся в мнении, что игра -человеческая часть неотъемлемой культуры. Игра привлекает внимание богатой палитрой разнообразных чувств и переживаний  играющих, их увлеченностью. Занимая  определенное место в жизни взрослых, для детей она имеет особое значение. У детей дошкольного  возраста она составляет особое содержание жизни, выступает как ведущая  деятельность, переплетаясь с трудом и учением.

Ученые  А.В. Запорожец, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, П.Г. Саморукова в своих исследованиях доказали, что в дошкольном возрасте основным видом игры является сюжетно-ролевая.  

Авторы  убеждены, что сюжетно-ролевая игра наиболее доступный для детей  вид деятельности, способ переработки  полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В ней ярко проявляются  особенности мышления и воображения  ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в  общении. Отсюда успешное решения задач  воспитания и развития ребенка требует  пристального внимания к проблемам  сюжетно-ролевой игры.

Все это  обосновало актуальность и выбор  темы курсового исследования «Сюжетно-ролевая игра в образовательном пространстве дошкольного учреждения».

Объект исследования: сюжетно-ролевые игры дошкольников.

Предмет исследования: руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста.

Цель работы: на основе психолого-педагогической  и специальной литературы рассмотреть проблему изучения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста.

Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:

  • выделить особенности сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста;
  • определить условия и способы развития сюжетно-ролевой игры дошкольников;
  • раскрыть методику организации и руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников в разных возрастных группах.

Для решения  поставленных задач использована совокупность следующих методов исследования:

- теоретические: анализ и обобщение информации по проблеме исследования, представленной в психолого-педагогической литературе.

- эмпирические: изучение  и обобщение  опыта работы педагогов-практиков.

Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сюжетно-ролевая игра дошкольника и ее особенности

 

Особое  место в деятельности дошкольника  занимают игры, которые создаются  самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях, все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные [30, с.201].

Сюжетно-ролевая  игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, Д.Я. Эльконин подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной  источник, питающий сюжетно-ролевую  игру ребенка,— это окружающий его  мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников [31, с.156].

Основной  особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.

Воображаемая ситуация складывается из сюжета, содержания и ролей.

Сюжет игры - это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете, раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий [12, с.187].

Сюжет –  это та сфера действительности, которая  представляет собой отражение ребенком определенных действия, событий, взаимоотношений  и деятельности окружающих.

А.В. Запорожец, Т.А. Маркова выделяют следующие  виды сюжетов игр.

1. Игры  на бытовые сюжеты: в «дом»,  «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

2. Игры  на общественные темы, в которых  отражается труд людей. Для  этих игр темы берутся из  окружающей жизни (школа, магазин,  библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд,  самолет, корабль), пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, армия).

3. Игры  на героико-патриотические теми, отражающие героические завоевания нашего народа «герои войны, космические налеты в т.д.).

4. Игры  на темы литературных произведений, кино, телепередач,  содержанию мультфильмов (в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку). В этих, играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражают действиям героев, усваивая их поведение.

5. Режиссерские»  игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут бить положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек действовать в соответствии с взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.

В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные — «как будто».

Наряду  с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение [23, с.133].

Содержание  игры, отмечает Д.Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в  качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений  между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

В зависимости  от глубины представлений ребенка  о деятельности взрослых меняется и содержание игр. Например, дети младшей группы, изображая в игре врача, многократно повторяли одни и те же действия: измеряли температуру, смотрели у больного горло. После того как малышам сделали прививки, в игровом изображении врача прибавились новые действия. Дети старшей группы, договариваясь об игре в больницу, уточняли, какие специалисты будут лечить больных: хирург, окулист, детский врач. В зависимости от специализации врача каждый играющий выполнял специфические действия, при этом врачи ласково разговаривали с пациентами, уговаривали их не бояться укола, операции, перевязки, смелее принимать лекарства. Таким образом, в содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отражается в игре только внешняя сторона деятельности (с чем человек действует: «человек - предмет»). Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей («человек - человек»), а сами предметы легко заменяются (кубик - кусок мыла, хлеб, утюг, машинка) или только мысленно представляются («как будто у меня акваланг и я опускаюсь на дно океана») [31, с.293].

По содержанию игры детей младшего дошкольного  возраста отличаются от игр детей более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливает логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр, как отмечала А.П. Усова, отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом: покормил мишку - уложил спать; снова покормил - и снова уложил спать. А.П. Усова охарактеризовала такие игры как игры-действия. Причем интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка. Например, Оля усадила своих дочек за стол, пошла готовить обед, увлеклась действиями с кастрюльками, сковородками, а дочки так и остались ненакормленными [28, с.105].

Однако  на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более  содержательными, что связано с  расширением представлений детей  об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая  в игры эпизоды из собственного опыта  и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов.

На четвертом  и пятом году жизни в играх  детей наблюдаются целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше (в семью, больницу, строителей, транспорт и др.). Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый вносит что-то свое, индивидуальное. Например, Сережа, папа которого капитан речного парохода, предлагает «воспитательнице» покатать детей по Москве-реке. Получив согласие, строит из стульев пароход, встречает пассажиров на его борту. В этом возрасте начинаются обобщение и усечение изображаемых в игре ситуаций, которые хорошо освоены ребенком в реальной жизни и не вызывают у него особого интереса. Так, если малыши, играя в детский сад, долго едят, пьют из чашек, то дети пятого года жизни завершают обед едва поднеся ко рту ложку. Иногда дети ограничиваются символическими действиями: матрос плавает по комнате, которая стала «как будто море».

Дети  старшего дошкольного возраста обдуманно  подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и др. В настоящее время распространены игры в путешествия, в том числе и космические: расширилась сфера отображения труда взрослых (обслуживающий труд в банке, на транспорте, служба охраны и правопорядка и др.).

В старшем  и дошкольном возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий (положил голову на ладошку - уснул) дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали - и сразу идем в зал на праздник'»; «Давайте так: мы уже прилетели в Африку»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.

Информация о работе Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста