Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 17:41, контрольная работа
Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Решение данного вопроса и будет являться целью данной работы.
Введение…………………………………………………..2
1. Роль семьи в развитии личности.
Цели воспитания. Задачи семьи…………………….3
2. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей………………………………………………………..5
3. Ошибки семейного воспитания………………………………………………10
4. Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье………………………….14
Список литературы………
Встречаются
семьи, где цели воспитания
как бы отодвигаются от самого
ребенка и направляются не
столько на него самого, сколько
на реализацию признаваемой
Можно проследить даже историю формирования таких воспитательных целей, возникающих не редко как дань определенной моде на воспитание. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет споковскую модель воспитания.
Несомненно,
у каждой из этих
Проблемы независимости обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования определенного желательного для родителей качества.
Под
влияние прошлого опыта,
В
тех случаях, когда ценности
родителей начинают вступать
в противоречие либо с
Типичным
и ярким примером может
самый опасный для психического развития ребенка стиль отношения к нему.
Приходится
встречаться и с другим типом
реализации сверхценных
В
этом примере нарушение
Как
видно из приведенных примеров,
предоставление ребенку той
Казалось,
что, если единственным или основным
мотивом воспитания является потребность
эмоционального контакта, или потребность
достижения, или потребность смысла жизни,
воспитание проводится на укороченной
дистанции и ребенок ограничивается в
своей самостоятельности. При реализации
определенной системы воспитания, когда
мотив воспитания как бы отодвигается
о ребенка, дистанция может быть любой,
это определяется уже не столько личностными
установками родителей или особенностями
детей, сколько рекомендациями избранной
системы. Но проблема независимости отчетливо
проявляется и здесь. Она выглядит как
проблема несвободы ребенка в проявлении
присущих ему индивидуальных качеств.
Подобно этому регулирующие воспитание
сверхценные мотивы родителей ограничивают
свободу развития присущих ребенку задатков,
усложняют развитие, нарушая его гармонию,
а иногда и искажая его ход.
4.Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье
При
оценке любой человеческой
В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.
Связь
воспитания с другими видами
деятельности, подчинение воспитания
тем или иным мотивам, а так
же место воспитания в
Главное в воспитании
Именно
поэтому будущим родителям,
Для
достижения воспитательных целей в
семье родители обращаются к разнообразным
средствам воздействия: поощряют и
наказывают ребенка, стремятся стать для
него образцом. В результате разумного
применения поощрений развитие детей
как личности можно ускорить, сделать
более успешным, чем при использовании
запретов и наказаний. Если все же возникает
нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного
эффекта наказания по возможности должны
следовать непосредственно за заслуживающим
их проступком. Наказание должно быть
справедливым, но не жестоким. Очень суровое
наказание может вызвать у ребенка страх
или озлобленность. Наказание более эффективно
в том случае, если проступок, за который
он наказан, разумно ему объяснен. Любое
физическое воздействие формирует у ребенка
убеждение, что он тоже сможет действовать
силой, когда его что-то не устроит.
Очень
важную роль в воспитании ребенка играют
диалог с ним и принятие его как полноценной,
полноправной личности.
Диалог. Как строить воспитывающий диалог? Каковы его психологические характеристики? Главное в установлении диалога - это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий. Речь идет не об обязательном совпадении взглядов и оценок. Чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне естественно при различиях опыта. Однако первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребенок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу.
Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.
Достичь этого в повседневном семейном общении с ребенком весьма трудно. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого - это позиция «над» ребенком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью - ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Вопреки этому родителям необходимо постоянно стремиться к установлению равенства.
Равенство
позиций означает признание
Требование
равенства позиций в диалоге
опирается на тот неоспоримый
факт, что дети оказывают
Равенство позиций отнюдь не означает, что родителям, строя диалог, нужно снизойти до ребенка, нет, им предстоит подняться до понимания «тонких истин детства».
Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей.
Принятие. Помимо диалога для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Прежде всего, необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей стали привычными высказывания типа: «Вот бестолковый! Сколько раз объяснять, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец, негодник!», «Любой дурак на твоем месте понял бы, как поступить!».
Информация о работе Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье