Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 05:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование основных видов памяти и изучение их характеристик.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи: определить сущность памяти; классифицировать виды памяти и рассмотреть подробные характеристики каждого вида памяти.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ПАМЯТИ 5
1.1 История изучения памяти 5
1.2 Память как биологическая и психологическая функции 9
1.3 Общая характеристика процессов памяти 11
2. ВИДЫ ПАМЯТИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 14
2.1 Виды памяти 14
2.2 Классификация видов памяти по характеру психической активности 15
2.3 Классификация памяти по характеру целей деятельности 19
2.4 Классификация памяти по продолжительности сохранения материала 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25
Существует и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т.е. не ставится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.
Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия.
Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Каждый по своему опыту знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо[13].
Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное. Напротив, часто бывает так, что непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался. Например, непроизвольно услышанная фраза или воспринятая зрительная информация часто запоминается более надежно, чем если бы мы пытались запомнить ее специально. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа. Способность постоянно накапливать информацию являющаяся важнейшей особенностью психики, носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно.
Эффективность произвольной памяти зависит:
1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить).
2. От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:
а) механическое дословное многократное повторение — работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие.
6) логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами — работает логическая память (смысловая) — вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.
в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) — работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;
г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания)[14].
Память есть у всех живых существ. Появились данные о способности к запоминанию даже у растений. В самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации ни формации, приобретенной и используемой живым организмом. Человеческая память — это прежде всего накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, т.е. всего, что с ним произошло. Память — это способ существования психики во времени, удержание прошлого, т. е. того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память — необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности.
Большинство психологов признает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует сенсорный тип памяти. Ее системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1— 0,5 сек.
Если полученная информация привлечет внимание высших отделов мозга, она будет храниться еще около 20 сек (без повторения или повторного воспроизведения сигнала, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует). Это второй уровень — кратковременная память[15].
Кратковременная память все же поддается сознательной регуляции, может контролироваться человеком. А «непосредственные отпечатки» сенсорной информации повторить нельзя, они сохраняются лишь десятые доли секунды и продлить их психика возможности не имеет.
Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1—2-кратного повторения. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7±2. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Главное добиться, чтобы эти «куски» были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный «кусок-образ».
Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации. Она бывает двух типов:
1) ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);
2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).
Оперативная память — вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.
Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, перевода ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память снова готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.
Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.
Несмотря на то, что в изучении памяти многие вопросы остаются нерешенными, психология располагает сейчас обширным материалом по этой проблеме. Сегодня существует много подходов к изучению процессов памяти. В целом их можно считать разноуровневыми, ибо существуют теории памяти, изучающие эту сложнейшую систему психической деятельности на психологическом, физиологическом, нейронном и биохимическом уровнях. И чем сложнее изучаемая система памяти, тем, естественно, сложнее теория, пытающаяся найти механизм, лежащий в ее основе.
1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1980. – 528 с.
2. Братусь Б.С., Нуркова В.В. Общая психология. В 7 томах. Том 3. Память. – М.: Академия, 2008. – 320 с.
3. Ждан А.Н., Карпенков С.Х. История психологии. От античности до наших дней. – М.: Академический проект, 2005. – 576 с.
4. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с.
5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с.
6. Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии. – М.: Гардарики, 2008. – 413 с.
7. Психология памяти. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – М.: ЧеРо, 2002. – 816 с.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
9. Стаховская Л.В. Память и ее нарушения // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2002. – №1. – С.14-17.
10. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 665 с.
11. Черемошкина Л.В. Психология памяти. – М.: Академия, 2002. – 368 с.
Приложение 1
Классификация памяти
[1] Ждан А.Н., Карпенков С.Х. История психологии. От античности до наших дней. – М.: Академический проект, 2005. – С.98.
[2] Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии. – М.: Гардарики, 2008. – С.205.
[3] Ждан А.Н., Карпенков С.Х. История психологии. От античности до наших дней. – М.: Академический проект, 2005. – С.311.
[4] Психология памяти. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – М.: ЧеРо, 2002. – С.87.
[5] Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии. – М.: Гардарики, 2008. – С.269.
[6] Психология памяти. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – М.: ЧеРо, 2002. – С.97.
[7] Стаховская Л.В. Память и ее нарушения // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. – 2002. – №1. – С.14.
[8] Братусь Б.С., Нуркова В.В. Общая психология. В 7 томах. Том 3. Память. – М.: Академия, 2008. – С.121.
[9] Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – С.422.
[10] Братусь Б.С., Нуркова В.В. Общая психология. В 7 томах. Том 3. Память. – М.: Академия, 2008. – С.46.
[11] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – С.295.
[12] Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2004. – С.54.
[13] Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – С.511.
[14] Братусь Б.С., Нуркова В.В. Общая психология. В 7 томах. Том 3. Память. – М.: Академия, 2008. – С.168.
[15] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – С.306.