Основные свойства внимания. Моторная теория произвольного внимания Т.Рибо. Эффект Б.В.Зейгарник

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 13:58, реферат

Краткое описание

Процессами памяти называются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание того, что человек воспринимал, думал, переживал или делал когда-то, то есть отражение прошлого опыта, обстоятельств жизни и деятельности личности.

Все аспекты таких важных разделов, как внимание и память, невозможно осветить в одном реферате и из многочисленных тем я выбрала основные свойства внимания, моторную теорию произвольного внимания Т.Рибо, эффект Б.В.Зейгарник и физиологические основы памяти, так как они показались мне наиболее интересными.

Оглавление

Введение 3

Основная часть 4

Основные свойства внимания 4

Моторная теория произвольного внимания Т.Рибо 7

Эффект Б.В.Зейгарник 9

Физиологические основы памяти 13

Заключение 16

Литература 18

Файлы: 1 файл

Реферат по вниманию и памяти.docx

— 43.02 Кб (Скачать)

    В «Глоссарии психологии памяти» дается следующая формулировка.

    «Эффект Зейгарник - закономерность, выявленная Б.В.Зейгарник, в силу которой эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия. А именно, лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием, что получило в рамках левиновской школы следующее объяснение: доступ к следам памяти облегчается при сохранении той напряженности, которая возникает в начале действия, но не разряжается при незаконченном действии».

    Кажется, что, следуя этой закономерности, для повышения эффективности запоминания материала нужно прерывать процесс его запоминания. Например, изучать урок английского языка только наполовину, или бросать прочтение статьи на середине страницы. Ведь в формулировке написано: «лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием...» Но, не дочитав информацию до конца, мы не можем её запомнить. Просто в силу того, что информация не была нами воспринята. Следовательно, речь идет о другом и слова в формулировке подобраны не достаточно точно.

    Под «воспроизведением незавершенных и завершенных действий» Зейгарник имеет в виду не воспроизведение самого действия или информации, а припоминание факта совершения действия в прошлом. Воспроизвести текст или вспомнить, что вы вчера читали этот текст – большая разница. Слово «воспроизведение» в работе Зейгарник может несколько сбивать с толку.

    Зейгарник не утверждает, что полностью выполненное  действие забывается. Она установила, что по сравнению с завершенными действиями, незавершенные запоминаются лучше и вспоминаются в первую очередь.

    Особый  смысл Зейгарник вкладывает и  в слово «забывание». Можно забыть цифры телефонного номера, а можно забыть позвонить маме. Можно забыть имя и фамилию человека, а можно забыть, что занимал у него деньги. Именно последнее значение слова «забывание» использует Зейгарник: забыл, куда положил очки; забыл, что поставил молоко на плиту. Имеется в виду не забывание информации, а забывание факта осуществления какого-либо действия. При этом, как правило, временное забывание.

    Таким образом, в «эффекте Зейгарник» вообще не идет речи о запоминании и забывании информации в привычном смысле этих слов, когда под запоминанием подразумевается осознанная фиксация информации в мозге, а под забыванием - неспособность воспроизвести информацию, потеря из памяти, требующая повторного запоминания.

    Следует отметить и тот факт, что испытуемые не были осведомлены о целях и  задачах опытов. Они до самого конца  опыта не знали, что от них требуется. Это говорит о том, что если бы испытуемым с самого начала объяснили, что от них требуется запомнить  весь список выполняемых заданий (всего 22, прерванных и законченных), то никакого эффекта не получилось бы. «Эффект Зейгарник» находится в прямой зависимости от осведомленности испытуемых о конечных результатах опыта.

    Можно ли использовать этот эффект для запоминания учебной информации? Увы, нет. Показывает ли он какие-либо закономерности в работе памяти? Очевидно, да. Человек лучше помнит незавершенные действия, недоделанную работу, продолжает о ней думать. Думает ли о том, почему ему не дали её доделать? Если бы человек сам прервал свою работу, тогда как бы он вспоминал незавершенное действие? Это в опыте не проверялось.

    В опытах экспериментаторов интересовал  не только факт лучшего припоминания совершенного в прошлом прерванного  действия. Но были определены и другие интересные закономерности.

    У испытуемых было выявлено три типа поведения при выполнении заданий:

    1) из чувства долга;

    2) из честолюбия;

    3) в силу заинтересованности самим  заданием.

    Другими словами, испытуемые были затянуты в  игру, смыслом которой было выполнение задания, которое дает другой человек. И зафиксирована реакция испытуемых на то, как они объясняют сами для себя факт выполнения задания  по просьбе другого человека. Таким  образом, с помощью выявленных закономерностей  можно мотивировать людей выполнять  работу: использовать чувство долга (ты это должен сделать ради родителей/детей/близкого человека/человечества), честолюбие (взять на «слабо») или давать задание тем, кому это может быть интересно (работа совпадает с хобби). Для эффективного взаимодействия в схеме "начальник-подчиненный" нужно провести предварительное тестирование человека, чтобы определить нужную мотивацию: ответственный, честолюбивый, заинтересованный.

    Соответственно  типу "подчиненного" должен выстраивать  свое поведение "начальник". С  увлеченным нужно вести себя пассивно, не мешая ему делать работу. Того, кто работает из чувства долга, нужно  поощрять вербально (да, мне нравится то, что ты делаешь). С честолюбивыми  имеет смысл принимать "холодный вид экзаменатора". 

 

    Физиологические основы памяти

    Возбуждения, идущие в мозг от внешних и внутренних раздражителей, оставляют «следы»  в нем, которые могут сохраняться  долгие годы (иногда всю жизнь). В  коре полушарий как бы проторяются  пути для возбуждений, вследствие чего нервные связи в дальнейшем возникают  легче и быстрее.

    Связи сохраняются и оживают, если возбуждения  повторяются или угасают, если возбуждения не повторяются. В последнем случае усвоенное забывается. Образование и сохранение временных связей и составляет физиологическую основу памяти.

    О том, что внешние впечатления  оставляют в коре мозга человека какие-то «следы», говорят современные  опыты, проводимые нейрохирургами. При  раздражении отдельных участков мозга электрическим током у  больного иногда возникали воспоминания о событиях, в которых он участвовал.

    Быстрота  образования в коре полушарий  связей, сохранение их зависит от способности  мозга реагировать на раздражения  и сохранять «следы» прежних  возбуждений. Наряду с природными качествами нервной системы здесь большую  роль играет характер деятельности человека, его упражнения, тренировки.

    Активная  умственная работа, наличие большого количества связей в коре мозга способствует тому, что новые ассоциации возникают  легче. Этим объясняется, что специалисты, хорошо знающие какую-либо область  знаний, легко и прочно усваивают  новые сведения в данной отрасли. Школьник лучше запоминает новый учебный материал, если он хорошо знает то, что уже пройдено.

    Мгновенная  память определяется процессами, происходящими  в периферическом отделе анализатора (в рецепторах). Информация там хранится очень недолго – от долей до нескольких секунд. Тем не менее  этот процесс лежит в основе деятельности кино и телевидения. Дело в том, что  человек в кинотеатре видит не одно непрерывное изображение, а  череду неподвижных картинок. Каждое последующее изображение накладывается на память о предыдущей, в результате чего создается иллюзия движения.

    В основе кратковременной памяти лежит  циклическое вращение импульсов  в нейронных цепях. Электрический  сигнал, попавший в такую ловушку, может какое-то время циркулировать  в ней, пока его не сотрет следующий импульс. 

    

    Модель  работы кратковременной памяти: 1 –  нервные клетки;

    2 – отростки нервных клеток; 3 –  нервные импульсы 

    Длительность  хранения информации здесь – от нескольких секунд до нескольких минут. Поэтому, получив важную информацию, желательно перенести ее на материальный носитель – бумагу или электронный  блокнот, чтобы обезопасить ее от возможной потери. Объем кратковременной  памяти – 7 ± 2 единиц информации, причем не имеет значения, что понимается под единицей информации – буква  или слово. Если человеку приходится запоминать массу информации, он может  укрупнять единицы информации объединять в блоки, расширяя таким образом  емкость своей памяти.

    Большая часть информации из кратковременной  памяти стирается, но какое-то ее количество переходит в оперативную память. Переход ее из кратковременной в  оперативную называется консолидацией. Этому процессу способствуют определенные условия: важность информации для субъекта, неоднократное повторение информации, яркость, необычность информации, а  также наличие эмоций при этом.

    В оперативной памяти информация хранится от нескольких минут до нескольких часов (суток), чаще всего один день – от пробуждения до сна, после  чего одна часть ее переходит в  долговременную память, а другая –  стирается. Срок хранения информации в оперативной памяти связан с задачей, стоящей перед человеком. При этом логическая обработка информации, поступившей за день, происходит во время «медленного» сна, а перевод ее в долговременную память – во время «быстрого» сна.

    Долговременная  память может хранить информацию как угодно долго – на протяжении всей жизни человека. Этот процесс  осуществляется при участии специфических  белков памяти и нуклеиновых кислот. В настоящее время имеется  гипотеза, что функционирование информации в этом виде памяти связан с изменением структуры нервных клеток и их электрических контактов – синапсов.

    В функционировании памяти человека участвуют  различные структуры анализаторов и центральной нервной системы. Возникновение сенсорных следов информации происходит в рецепторных  системах анализаторов.

    В таламусе происходит отфильтровывание лишней (повторяющейся) информации. В  сенсорной коре начинается этап формирования кратковременной памяти путем структурирования поступающей информации. В ассоциативной  коре с учетом оперативных задач  организма, а также биологических  программ определяется та информация, которая будет храниться в  течение суток или переведена в долговременную память.

 

    Заключение

    Память  человека - одно из важнейших направлений  исследований как психологии, так  и биологии, физиологии, и, казалось бы, далеких от изучения человека различных  технико-матемтических наук. Исследование памяти, понимание ее функционирования не является сугубо теоретической задачей, а имеет огромное практическое значение. В современных условиях память выступает  как одно из важнейших свойств  человека, позволяющее ему ориентироваться  в окружающем мире, не потеряться в  громадном потоке информации. Без  развитой памяти сейчас почти невозможно гармоническое развитие личности, овладение необходимыми в современном обществе знаниями, умениями и навыками.

    С развитием кибернетики и других направлений, работающих над созданием искусственного интеллекта, изучение памяти стало необходимостью и для технических наук. Без понимания механизма функционирования мыслительный процессов человека, в частности его памяти невозможно создание так нужных в современном обществе интеллектуальных и псевдоинтеллектуальных систем.

    Не  каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить  необходимую ему информацию. Конечно, можно использовать для хранения и выборки информации различные  бумажные, аудио-, видео- и компьютерные носители, однако в условиях все  более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое  количество данных хранить в собственной  памяти. И не просто хранить, а иметь  возможность ее эффективно использовать. У представителей многих профессий - летчиков, космонавтов и т.д. - зачастую просто нет времени обращаться к  другим источникам информации, кроме  собственной памяти.

    Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на объект, который в них отражается. И в каждом из этих процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании. Ощущение и восприятие, память, мышление, воображение – каждый из этих процессов имеет свое специфическое содержание. Внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно – сторона всех познавательных процессов сознания, та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

    Внимание  – это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором  она как в фокусе сосредоточена. Внимание – это избирательная  направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность  в направленную на объект познавательную деятельность.

Информация о работе Основные свойства внимания. Моторная теория произвольного внимания Т.Рибо. Эффект Б.В.Зейгарник