Основные свойства внимания. Моторная теория произвольного внимания Т.Рибо. Эффект Б.В.Зейгарник

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 13:58, реферат

Краткое описание

Процессами памяти называются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание того, что человек воспринимал, думал, переживал или делал когда-то, то есть отражение прошлого опыта, обстоятельств жизни и деятельности личности.

Все аспекты таких важных разделов, как внимание и память, невозможно осветить в одном реферате и из многочисленных тем я выбрала основные свойства внимания, моторную теорию произвольного внимания Т.Рибо, эффект Б.В.Зейгарник и физиологические основы памяти, так как они показались мне наиболее интересными.

Оглавление

Введение 3

Основная часть 4

Основные свойства внимания 4

Моторная теория произвольного внимания Т.Рибо 7

Эффект Б.В.Зейгарник 9

Физиологические основы памяти 13

Заключение 16

Литература 18

Файлы: 1 файл

Реферат по вниманию и памяти.docx

— 43.02 Кб (Скачать)

Южный Федеральный Университет

Факультет психологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по предмету «Внимание и память» 

Основные  свойства внимания.

Моторная  теория произвольного внимания Т.Рибо.

Эффект  Б.В.Зейгарник.

Физиологические основы памяти 
 
 
 
 
 
 
 
 

преподаватель

Габдулина

Людмила Ивановна 

студентки заочного отделения

1 курса  1 группы

Колесниковой  Анны 

2010 

    Содержание

    Введение 3

    Основная часть 4

    Основные свойства внимания 4

    Моторная теория произвольного внимания Т.Рибо 7

    Эффект Б.В.Зейгарник 9

    Физиологические основы памяти 13

    Заключение 16

    Литература 18 

 

    Введение

    Один  из важнейших разделов психологии –  внимание и память.

    Внимание  в системе психологических феноменов  занимает особое положение. Оно включено во все остальные психологические  процессы, отделить его от них, выделить и изучить в «чистом» виде не возможно. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека. Всякий раз, когда мы пытаемся выделить само внимание, отвлекаясь от остального содержания психических феноменов, она словно исчезает.

    Память  служит основой непрерывности психической  деятельности, связывая прошлое, настоящее  и будущее.

    Процессами памяти называются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание того, что человек воспринимал, думал, переживал или делал когда-то, то есть отражение прошлого опыта, обстоятельств жизни и деятельности личности.

    Все аспекты таких важных разделов, как внимание и память, невозможно осветить в одном реферате и из многочисленных тем я выбрала основные свойства внимания, моторную теорию произвольного внимания Т.Рибо, эффект Б.В.Зейгарник и физиологические основы памяти, так как они показались мне наиболее интересными.

 

    

    Основная  часть

    Основные  свойства внимания

    Основные  свойства внимания – это его концентрация, объем, распределяемость, устойчивость и переключаемость.

    Опишем  все эти свойства по порядку:

    Концентрированность внимания означает наличие связи  с определенным объектом или стороной деятельности и выражает интенсивность  этой связи. Концентрация – это сосредоточенность, то есть центральный факт, в котором выражается внимание. Концентрированность внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность.

    Объем внимания – количество однородных предметов, которые охватывает внимание. Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой то содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал. Объем внимания можно расширять, создавая взаимосвязи между объектами, требующими внимания и структурируя предъявляемый материал. Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т.п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется прибор, позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это позволяет измерить число объектов, доступных для одновременного опознания, с помощью прибора, называемого тахистоскопом. Обычно он состоит из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться так, что рассматриваемый объект появляется в ней на очень короткий промежуток времени (от 10 до 50—100 мс). Число ясно воспринимаемых предметов и является показателем объема внимания. Если предъявляемые объекты достаточно просты и разбросаны по демонстрируемому полю в беспорядке, объем внимания колеблется от 5 до 7 одновременно ясно воспринимаемых объектов. Объем внимания — величина индивидуально изменяющаяся, но классическим показателем объема внимания у людей считается равный 5±2.

    Распределяемость  внимания – возможность не одного, а много, по крайней мере двухфокального внимания, концентрация его не в  одном, а в двух или большем  числе различных фокусов. Распределение  внимания зависит от ряда условий, прежде всего от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание. Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем легче совершается распределение внимания. Способность к распределению упражняема. Исследование распределения внимания имеет большое значение. Для этого используются таблицы Шульте, на которых изображены два квадрата с беспорядочно разбросанными цифрами, черными и красными. Испытуемых должен в определенной последовательности называть серию цифр, чередуя красные и черные цифры.

    Устойчивость  внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется  концентрация внимания, то есть его временной экстенсивностью. Для того, чтобы внимание к какому-либо предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическим процессом. Предмет должен развиваться, обнаруживать все новое содержимое. Лишь изменяющееся и обновляющееся содержание способно поддерживать внимание. Однообразие же его притупляет, монотонность угашает. Но если бы мысль лишь переходила с одного содержания на другое, можно было бы скорее говорить о рассеянности, чем о сосредоточенности внимания. Для наличия устойчивости внимания необходимо, чтобы изменяющееся содержание было объединено совокупностью отношений в целое. Устойчивое внимание – это форма предметного сознания. Оно предполагает единство предметной отнесенности многообразного содержания. Таким образом, осмысленная связанность, объединяющая многообразное, динамическое содержание в более или менее стройную систему, сосредоточенную вокруг одного центра, отнесенную к одному предмету, составляет основную предпосылку устойчивого внимания. Для измерения устойчивости внимания обычно используются таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, причем каждая буква в каждой строке повторяется одинаковое количество раз. Испытуемому предлагается вычеркивать заданные буквы в течение некоторого достаточно длительного времени. Аналогичное значение имеют таблицы Крепелина, состоящие из столбиков цифр, которые испытуемый должен складывать. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.

    Переключаемость внимания заключается в способности  быстро выключаться из одних установок  и включаться в новые, соответствующие  изменившимся условиям. Способность  к переключению означает гибкость внимания. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В таком случае очевидно, что переключаемость внимания в сколько-нибудь сложной и быстро изменяющейся ситуации означает способность быстро ориентироваться в ситуации и определить или учесть изменяющуюся значимость различных в нее включающихся элементов. Переключаемость внимания упражняема. 

 

    Моторная  теория произвольного  внимания Т.Рибо

    Одну  из наиболее известных психологических  теорий внимания предложил французский психолог Тэодюль Рибо. Он считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Особенно тесную зависимость он предполагал между эмоциями и произвольным вниманием, считая, что интенсивность и продолжительность такого внимания обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

    По  мнению Рибо, непроизвольное внимание также полностью зависит от аффективных состояний: «Случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения».

    Так же, состояние внимания всегда определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. И только на основе детального и тщательного изучения подобного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания.

    Т. Рибо подчеркивал значение физиологических  связей психических процессов и  состояний, что нашло отражение и в его трактовке внимания. То есть, теорию Рибо можно назвать психофизиологической, так как внимание в ней представляется чисто физиологическим состоянием, имеющим комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций.

    Интеллектуальное  внимание, по мнению Рибо, усиливает кровообращение в занятых мышлением органах тела. Состояния сосредоточенности внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне.

    Т. Рибо считал, что движение физиологически поддерживает и усиливает сосредоточенности внимания. Для органов чувств (зрения и слуха) внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением.

    Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание на чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного  напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих  моторных частях реципирующих систем.

    Т. Рибо полагал, что двигательный эффект внимания состоит в том, что некоторые  ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность  по сравнению с прочими от того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них.

    В умении управлять движениями и заключается секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание.  

 

    Эффект  Б.В.Зейгарник

    Свое  исследование, выявляющее зависимость  запоминания от динамики потребностей субъекта, советский психолог Блюма Вульфовна Зейгарник провела под руководством немецкого психолога К. Левина.

    Опыты проводились в 1924 - 1926 гг. в психологическом  институте Берлинского университета. В них приняло участие 164 человека, в основном взрослые люди, студенты и преподаватели.

    Суть  опытов. Допустим, вам дают задание  слепить собачку из пластилина. Вы начинаете её делать, не успели ещё  приладить хвост, а психолог забирает у вас незаконченную работу. В  другом случае вы склеиваете из бумаги цветочек, и психолог дает вам возможность  закончить эту работу. Все сделанные  вами работы (законченные и прерванные) забирают и прячутся в стол. Всего  работ 22. В конце опыта вам предлагают вспомнить, что вы делали. Оказывается, вы лучше сможете вспомнить собачку, которую у вас отняли недоделанной. А о законченном цветочке вспомните  в последнюю очередь или не вспомните вообще. Именно это в  психологии и называется «эффект  Зейгарник».

    То  есть, если несколько обобщить выше сказанное, эффект Зейгарник состоит  в следующем: если людям предложить серию заданий и позволить одни из них довести до конца, а другие прервать незавершенными, то окажется, что испытуемые впоследствии почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания.

    Объясняется данное явление таким образом. При получении задания у испытуемого возникает потребность его выполнить. Когда задание выполнено, эта потребность полностью реализует себя, но если дело не доведено до конца, то и потребность остается неудовлетворенной. То есть, в силу связи между мотивацией и памятью, первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.

      «Преобладание незавершенных заданий выражается не только в числе удержанных заданий, но также в той последовательности, в которой испытуемый называет задания при опросе, в первую очередь испытуемые перечисляют незавершенные задания.» – Зейгарник Б.В. Из этого замечания можно сделать вывод, что человек непроизвольно удерживает в памяти и в первую очередь воспроизводит то, что отвечает наиболее актуальным, действующим в данный момент и не вполне удовлетворенным его потребностям.

Информация о работе Основные свойства внимания. Моторная теория произвольного внимания Т.Рибо. Эффект Б.В.Зейгарник