Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 13:58, реферат
Процессами памяти называются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание того, что человек воспринимал, думал, переживал или делал когда-то, то есть отражение прошлого опыта, обстоятельств жизни и деятельности личности.
Все аспекты таких важных разделов, как внимание и память, невозможно осветить в одном реферате и из многочисленных тем я выбрала основные свойства внимания, моторную теорию произвольного внимания Т.Рибо, эффект Б.В.Зейгарник и физиологические основы памяти, так как они показались мне наиболее интересными.
Введение 3
Основная часть 4
Основные свойства внимания 4
Моторная теория произвольного внимания Т.Рибо 7
Эффект Б.В.Зейгарник 9
Физиологические основы памяти 13
Заключение 16
Литература 18
Южный Федеральный Университет
Факультет
психологии
Реферат
по предмету
«Внимание и память»
Основные свойства внимания.
Моторная теория произвольного внимания Т.Рибо.
Эффект Б.В.Зейгарник.
Физиологические
основы памяти
преподаватель
Габдулина
Людмила
Ивановна
студентки заочного отделения
1 курса 1 группы
Колесниковой
Анны
2010
Введение 3
Основная часть 4
Основные свойства внимания 4
Моторная теория произвольного внимания Т.Рибо 7
Эффект Б.В.Зейгарник 9
Физиологические основы памяти 13
Заключение 16
Литература 18
Один из важнейших разделов психологии – внимание и память.
Внимание
в системе психологических
Память
служит основой непрерывности
Процессами памяти называются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание того, что человек воспринимал, думал, переживал или делал когда-то, то есть отражение прошлого опыта, обстоятельств жизни и деятельности личности.
Все аспекты таких важных разделов, как внимание и память, невозможно осветить в одном реферате и из многочисленных тем я выбрала основные свойства внимания, моторную теорию произвольного внимания Т.Рибо, эффект Б.В.Зейгарник и физиологические основы памяти, так как они показались мне наиболее интересными.
Основные свойства внимания – это его концентрация, объем, распределяемость, устойчивость и переключаемость.
Опишем все эти свойства по порядку:
Концентрированность внимания означает наличие связи с определенным объектом или стороной деятельности и выражает интенсивность этой связи. Концентрация – это сосредоточенность, то есть центральный факт, в котором выражается внимание. Концентрированность внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность.
Объем внимания – количество однородных предметов, которые охватывает внимание. Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой то содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал. Объем внимания можно расширять, создавая взаимосвязи между объектами, требующими внимания и структурируя предъявляемый материал. Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т.п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется прибор, позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это позволяет измерить число объектов, доступных для одновременного опознания, с помощью прибора, называемого тахистоскопом. Обычно он состоит из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться так, что рассматриваемый объект появляется в ней на очень короткий промежуток времени (от 10 до 50—100 мс). Число ясно воспринимаемых предметов и является показателем объема внимания. Если предъявляемые объекты достаточно просты и разбросаны по демонстрируемому полю в беспорядке, объем внимания колеблется от 5 до 7 одновременно ясно воспринимаемых объектов. Объем внимания — величина индивидуально изменяющаяся, но классическим показателем объема внимания у людей считается равный 5±2.
Распределяемость внимания – возможность не одного, а много, по крайней мере двухфокального внимания, концентрация его не в одном, а в двух или большем числе различных фокусов. Распределение внимания зависит от ряда условий, прежде всего от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание. Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем легче совершается распределение внимания. Способность к распределению упражняема. Исследование распределения внимания имеет большое значение. Для этого используются таблицы Шульте, на которых изображены два квадрата с беспорядочно разбросанными цифрами, черными и красными. Испытуемых должен в определенной последовательности называть серию цифр, чередуя красные и черные цифры.
Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания, то есть его временной экстенсивностью. Для того, чтобы внимание к какому-либо предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическим процессом. Предмет должен развиваться, обнаруживать все новое содержимое. Лишь изменяющееся и обновляющееся содержание способно поддерживать внимание. Однообразие же его притупляет, монотонность угашает. Но если бы мысль лишь переходила с одного содержания на другое, можно было бы скорее говорить о рассеянности, чем о сосредоточенности внимания. Для наличия устойчивости внимания необходимо, чтобы изменяющееся содержание было объединено совокупностью отношений в целое. Устойчивое внимание – это форма предметного сознания. Оно предполагает единство предметной отнесенности многообразного содержания. Таким образом, осмысленная связанность, объединяющая многообразное, динамическое содержание в более или менее стройную систему, сосредоточенную вокруг одного центра, отнесенную к одному предмету, составляет основную предпосылку устойчивого внимания. Для измерения устойчивости внимания обычно используются таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, причем каждая буква в каждой строке повторяется одинаковое количество раз. Испытуемому предлагается вычеркивать заданные буквы в течение некоторого достаточно длительного времени. Аналогичное значение имеют таблицы Крепелина, состоящие из столбиков цифр, которые испытуемый должен складывать. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.
Переключаемость
внимания заключается в способности
быстро выключаться из одних установок
и включаться в новые, соответствующие
изменившимся условиям. Способность
к переключению означает гибкость внимания.
Переключаемость означает сознательное
и осмысленное перемещение внимания с
одного объекта на другой. В таком случае
очевидно, что переключаемость внимания
в сколько-нибудь сложной и быстро изменяющейся
ситуации означает способность быстро
ориентироваться в ситуации и определить
или учесть изменяющуюся значимость различных
в нее включающихся элементов. Переключаемость
внимания упражняема.
Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил французский психолог Тэодюль Рибо. Он считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Особенно тесную зависимость он предполагал между эмоциями и произвольным вниманием, считая, что интенсивность и продолжительность такого внимания обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.
По мнению Рибо, непроизвольное внимание также полностью зависит от аффективных состояний: «Случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения».
Так же, состояние внимания всегда определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. И только на основе детального и тщательного изучения подобного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания.
Т. Рибо подчеркивал значение физиологических связей психических процессов и состояний, что нашло отражение и в его трактовке внимания. То есть, теорию Рибо можно назвать психофизиологической, так как внимание в ней представляется чисто физиологическим состоянием, имеющим комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций.
Интеллектуальное внимание, по мнению Рибо, усиливает кровообращение в занятых мышлением органах тела. Состояния сосредоточенности внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне.
Т. Рибо считал, что движение физиологически поддерживает и усиливает сосредоточенности внимания. Для органов чувств (зрения и слуха) внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением.
Усилие,
которое мы прилагаем, сосредоточивая
и удерживая внимание на чем-то, всегда
имеет под собой физическую основу.
Ему соответствует чувство
Т. Рибо полагал, что двигательный эффект внимания состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими от того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них.
В
умении управлять движениями и заключается
секрет произвольного внимания. Произвольно
восстанавливая движения, связанные с
чем-то, мы тем самым обращаем на это наше
внимание.
Свое исследование, выявляющее зависимость запоминания от динамики потребностей субъекта, советский психолог Блюма Вульфовна Зейгарник провела под руководством немецкого психолога К. Левина.
Опыты
проводились в 1924 - 1926 гг. в психологическом
институте Берлинского
Суть
опытов. Допустим, вам дают задание
слепить собачку из пластилина. Вы
начинаете её делать, не успели ещё
приладить хвост, а психолог забирает
у вас незаконченную работу. В
другом случае вы склеиваете из бумаги
цветочек, и психолог дает вам возможность
закончить эту работу. Все сделанные
вами работы (законченные и прерванные)
забирают и прячутся в стол. Всего
работ 22. В конце опыта вам предлагают
вспомнить, что вы делали. Оказывается,
вы лучше сможете вспомнить
То есть, если несколько обобщить выше сказанное, эффект Зейгарник состоит в следующем: если людям предложить серию заданий и позволить одни из них довести до конца, а другие прервать незавершенными, то окажется, что испытуемые впоследствии почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания.
Объясняется данное явление таким образом. При получении задания у испытуемого возникает потребность его выполнить. Когда задание выполнено, эта потребность полностью реализует себя, но если дело не доведено до конца, то и потребность остается неудовлетворенной. То есть, в силу связи между мотивацией и памятью, первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.
«Преобладание незавершенных заданий выражается не только в числе удержанных заданий, но также в той последовательности, в которой испытуемый называет задания при опросе, в первую очередь испытуемые перечисляют незавершенные задания.» – Зейгарник Б.В. Из этого замечания можно сделать вывод, что человек непроизвольно удерживает в памяти и в первую очередь воспроизводит то, что отвечает наиболее актуальным, действующим в данный момент и не вполне удовлетворенным его потребностям.