Основные процессы памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:08, реферат

Краткое описание

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности.

Оглавление

1.Введение…………………………………………….3
2.Память. Виды памяти………………………………4
3.Общая характеристика процессов памяти………..5
4.Запоминание………………………………………...6
5.Воспроизведение……………………………………8
6.Забывание и сохранение…………………………..10
7.Заключение…………………………………………12
8.Список использованной литературы……………..13

Файлы: 1 файл

реферат психология.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

     Проактивное и ретроактивное торможение проявляется  и в пределах какой-либо одной  деятельности, в частности в процессе заучивания заданного материала. Известно, что середина материала запоминается хуже, чем начало и конец: середина подвергается отрицательному влиянию и проактивного, и ретроактивного торможения, особенно если материал велик по объему. Поэтому середина материала требует большего числа повторений. Необходимо придерживаться размеренного, неторопливого темпа работы: надо дольше держать внимание на предмете, только тогда раздражения в мозгу закрепляются.

     Временное забывание может быть вызвано  и запредельным торможением, которое наступает вследствие перенапряжения соответствующих корковых клеток. Этим объясняется резкое снижение запоминания в утомленном состоянии. После возобновления нормальной работы нервных клеток то, что забылось, может быть воспроизведено.

     С временным забыванием, которое может  вызываться отрицательной индукцией  и запредельным торможением, связано  явление реминисценции. Оно проявляется  в том, что отсроченное воспроизведение  оказывается более полным, нежели то, которое осуществляется сразу  после запоминания. Обычно это бывает при запоминании большого по объему материала. Опыты показали, что явление реминисценции встречается чаще у детей, чем у взрослых.

     Затруднения в воспроизведении материала  могут усиливаться вследствие слишком  сильного желания припомнить, что вызывает торможение. Когда со временем человек отвлекается чем-то другим и торможение снимается, тогда то, что надо припомнить, нередко как бы само всплывает в памяти.

     Следовательно, невозможность воспроизведения  и даже узнавания не является показателем полного забывания. В учебной работе важно отличать временное забывание от длительного, которое может быть устранено лишь повторением. Иногда недоразумение в оценке знаний ученика бывает связано с тем, что временное забывание принимается за длительное без учета условий, которыми вызвано временное забывание и в которых может быть повинен и сам учитель.

     Для длительного сохранения временных  нервных связей имеет значение прежде всего степень их прочности. Чем  меньше они закреплены, тем быстрее угасают, и наоборот. Следовательно, нужно заучивать материал прочно с самого начала. То, что прочно закреплено, долго сохраняется и меньше забывается. Наличие интереса к закрепляемому материалу также ведет к более длительному его сохранению.

     Забывание зависит от времени. Это впервые экспериментально установил немецкий психолог Эббингауз (1850-1909), который показал, что забывание особенно интенсивно протекает сразу после заучивания, а затем замедляется. Эббингауз констатировал эту закономерность на забывании отдельных бессмысленных слогов. Многочисленные исследования, проведенные после него, показали, что темп забывания зависит и от содержания материала, его осознанности. Чем более осознан материал, тем медленнее он забывается. Однако и относительно осмысленный материал забывается сначала быстрее, а затем медленнее.

     Забывание не является только лишь функцией времени. Подобно запоминанию и воспроизведению, оно также имеет избирательный  характер. Устойчиво значимый материал, связанный своим содержанием  с потребностями человека, с его глубокими интересами, с целью его деятельности, забывается медленнее. Многое из того, что имеет для человека особенно большое жизненное значение, совсем не забывается. Сохранение материала определяется степенью его участия в деятельности личности.

     Забывание зависит от объема запоминаемого  материала. Как показывают исследования, процент сохранения заученного материала  после определенного отрезка  времени находится в обратно  пропорциональном отношении к объему этого материала при условии количественно и качественно одинаковой работы с ним.

     Однако  забывание не сводится к чисто  количественному уменьшению объема ранее воспринятого материала. В  процессе сохранения и воспроизведения  закрепленный в памяти материал подвергается определенным качественным изменениям. В связи с этим разные части материала забываются неодинаково. Результаты исследования показывают, что лучше всего сохраняются основные положения, менее полно сохраняются отдельные смысловые единицы, наименее сохраняется текстуальное содержание. Поэтому сохраняющийся в памяти материал приобретает все более обобщенный характер.

     Таким образом, главным средством борьбы с забыванием знаний является использование  их в дальнейшей деятельности, применение на практике. Это ведет не только к сохранению прошлых знаний, но и к более глубокому их усвоению.  
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

     Основными выводами данной работы можно считать  следующие: 

  • Вся память представляет собой многосложный, но единый и непрерывный процесс.
  • Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями (характер психической активности, преобладающей в деятельности; характер целей; продолжительность закрепления и хранения материала).
  • Процессы памяти необходимо рассматривать в единстве. Единство сказывается не только в очевидной их внешней связи и взаимной обусловленности, но и в более тесных отношениях взаимного проникновения и диалектических переходов одного процесса в другой.
  • К процессам памяти относят запоминание (закрепление), воспроизведение (актуализацию, возобновление), а также сохранение и забывание материала.
  • Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.
  • Запоминается то, с чем человек действует.
  • Существует кратковременное и долговременное, непроизвольное и произвольное запоминание.       
  • Воспроизведение можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную.
  • Внутри процесса воспроизведения существуют его различные виды: узнавание, собственно воспроизведение (которое может быть непроизвольным и произвольным) и припоминание.
  • Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения.
  • Сохранение материала определяется степенью его участия в деятельности личности.
  • Главным средством борьбы с забыванием знаний является использование их в дальнейшей деятельности, применение на практике.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Использованная  литература: 

1. Петровский А.В. Общая психология. -Москва, 1976.

2. Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. Новосибирск, 1996. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Основные процессы памяти