Основные процессы памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:08, реферат

Краткое описание

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности.

Оглавление

1.Введение…………………………………………….3
2.Память. Виды памяти………………………………4
3.Общая характеристика процессов памяти………..5
4.Запоминание………………………………………...6
5.Воспроизведение……………………………………8
6.Забывание и сохранение…………………………..10
7.Заключение…………………………………………12
8.Список использованной литературы……………..13

Файлы: 1 файл

реферат психология.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Министерство  Образования Республики Беларусь

Белорусский Государственный Университет

Факультет Философии и социальных наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Основные процессы памяти» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила

Студентка 1 курса

факультета  философии и 

социальных наук БГУ

специальности «Социология»

заочной формы обучения

Горелик Антонина

Сергеевна 
 

Минск

2009

Содержание: 
 

1.Введение…………………………………………….3

2.Память. Виды  памяти………………………………4

3.Общая характеристика  процессов памяти………..5

4.Запоминание………………………………………...6

5.Воспроизведение……………………………………8

6.Забывание и  сохранение…………………………..10

7.Заключение…………………………………………12

8.Список использованной  литературы……………..13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Важнейшая особенность психики состоит  в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности.

     Память, таким образом, есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Роль памяти не может быть сведена к запечатлению того, что "было в прошлом". (Образы прошлого в психологии именуются представлениями.) Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для "сцепления" с последующими. Без способности к такому "сцеплению" невозможно развитие: человек оставался бы "вечно в положении новорожденного" (И. М. Сеченов). Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

     Память  считалась одним из наиболее разработанных  разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало ее узловой проблемой науки. От разработки проблем памяти в значительной степени зависит прогресс самых различных, в том числе весьма, казалось бы, далеких от психологии, областей знаний (техники в первую очередь).

     В современных исследованиях памяти в качестве центральной выступает проблема ее механизмов и процессов.

     В памяти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение  и забывание. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом. Все эти процессы памяти будут рассмотрены в данной работе более подробно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Память. Виды памяти 

     Памятью называется запоминание, сохранение и  последующее воспроизведение индивидом  его опыта. Память – это интегральная следовая форма отражения. Память лежит в основе любого психического процесса. Память является одной из основных форм организации психической жизни.

     Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно  многообразны. В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

     1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности. В различных видах деятельности могут преобладать различные виды психической активности: моторная, эмоциональная, сенсорная, интеллектуальная. Каждый из этих видов активности выражается в соответствующих действиях и их продуктах: в движениях, чувствах, образах, мыслях. Обслуживающие их специфические виды памяти получили в психологии соответствующие названия: двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти.

     2) по характеру целей. В зависимости  от целей деятельности память  делят на непроизвольную и  произвольную. Запоминание и воспроизведение,  в котором отсутствует специальная  цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью.  В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия.

     3) по продолжительности закрепления  и сохранения материала (в связи  с его ролью и местом в деятельности) - на кратковременную, долговременную и оперативную.

В отличие от долговременной памяти, для которой  характерно длительное сохранение материала  после многократного его повторения и воспроизведения, кратковременная  память характеризуется очень кратким сохранением после однократного, очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением (в первые же секунды после восприятия материала).В оперативной памяти образуется "рабочая смесь" из материалов, поступающих как из кратковременной, так и из долговременной памяти. Пока этот рабочий материал функционирует, он остается в ведении оперативной памяти.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Общая характеристика процессов памяти 

     При выделении различных видов памяти имеются в виду некоторые устойчивые свойства и стороны, характеризующие память независимо от того, какую конкретную функцию выполняет она в деятельности: закрепления, сохранения или актуализации материала. Например, в делении памяти на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую отразилась такая ее сторона, как форма (образ, слово и т. д.), в которой осуществляется и запоминание, и сохранение, и воспроизведение объекта.

     Но, кроме видов памяти, выделяют еще  ее процессы. При этом в качестве основания рассматривают именно различные функции, выполняемые памятью в жизни и деятельности. К процессам памяти относят запоминание (закрепление), воспроизведение (актуализацию, возобновление), а также сохранение и забывание материала. В указанных процессах особенно ярко обнаруживается связь памяти с деятельностью, а также протекание ее актов как особых самостоятельных (мнемических) действий.

     Хотя  при сопоставлении процессов  памяти бросается в глаза, казалось бы, противоположная их функциональная направленность, эти процессы необходимо рассматривать в единстве. Единство сказывается не только в очевидной их внешней связи и взаимной обусловленности (характеристики воспроизведения материала, например, во многом определяются особенностями его запоминания, а также сохранения, забывания), но и в более тесных отношениях взаимного проникновения и диалектических переходов одного процесса в другой.

     Поскольку возобновление представляет собой  не автоматическое считывание материала, а сознательное его конструирование  и даже реконструирование, то в самое воспроизведение обязательно включаются и процессы кратковременного запоминания и сохранения. Более того, в процессе воспроизведения постоянно осуществляется и долговременное запоминание. Так называемое повторение материала есть не что иное, как его воспроизведение, но оно же вместе с тем является и заучиванием.

     Аналогично  могут быть проанализированы и процессы сохранения - забывания. Но для этого  они прежде всего должны быть осмыслены  именно как процессы. Так, сохранение может быть понято как функция  участия материала памяти в деятельности индивида. Это участие может быть неосознаваемое. Но в любом действии человека сказывается весь опыт его личности. В этом смысле выпадение того или иного материала из памяти (забывание) означает лишь выпадение его из деятельности. Иными словами, забывание не бывает абсолютным. Психологически оно означает лишь трудность (или невозможность) перевода определенного содержания психики в кратковременную память, в поле осознаваемого. Именно в таком значении (в значении более или менее глубокого забывания) используется это понятие в обычном употреблении. Однако забывание как процесс генетически начинается с отвлечения внимания от объекта. Любое переключение внимания с объекта А на объект Б означает своего рода забывание А. Поэтому забытым оказывается не только то, что связано с трудностью (или невозможностью) воспроизведения, но и все то содержание опыта, которое в данный момент актуально не осознается, не присутствует в сознании. Забывание, таким образом, это сторона всякого психического процесса, в том числе и всякого процесса памяти. Самое запоминание как процесс, предполагающий перемещение сознания по объекту, обязательно включает в себя временное забывание материала. Это и есть конкретное проявление единства противоположных процессов памяти  
 
 
 
 
 

Запоминание 

     Запоминание можно определить как процесс  памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Это  необходимое условие обогащения опыта индивида новыми знаниями и  формами поведения. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Чем же определяется выбор?

     Экспериментально  доказано, что всякое запоминание, в  том числе и непроизвольное, есть закономерный продукт действия субъекта с объектом. В одном опыте испытуемым предлагали расклассифицировать предметы, изображенные на карточках. На каждой карточке, кроме предмета, было изображено число. После опыта испытуемых просили вспомнить, что они видели на карточках. Оказалось, что в этом случае хорошо запомнились предметы. Что же касается чисел, то некоторые испытуемые утверждали, что вообще их не видели. В другом опыте надо было разложить карточки по порядку изображенных на них чисел. В этом случае все обстояло наоборот: хорошо запоминались числа и почти не замечались картинки.

     Таким образом, запоминается то, с чем человек  действует. Эта закономерность обнаружена и в опытах с практическими, трудовыми  действиями.

     Описанные факты убедительно доказывают, что  простая смежность событий (картинки и числа) сама по себе не обеспечивает однозначных результатов запоминания. Все дело в том, что делает человек с материалом. Разумеется, одни и те же внешние условия деятельности не приводят к абсолютно одинаковым результатам запоминания у разных людей, так как эти условия всегда преломляются через прошлый опыт человека, его индивидуальные особенности. Но это лишь означает, что, говоря о зависимости запоминания от деятельности, необходимо рассматривать любое действие человека в личностном контексте, т. е. в связи с особенностями мотивов, целей и способов их достижения.

     Таким образом, можно сказать, что характеристики запоминания того или иного материала  определяются мотивами, целями и способами  деятельности личности. В этом и  состоит сущность деятельностной концепции памяти, которая определяет основное направление при изучении вопросов памяти. С этих позиций следует рассматривать характеристики процесса запоминания во всех его формах и на всех этапах формирования, в том числе и на самом начальном уровне, т. е. на уровне кратковременного запоминания.

     Существует  кратковременное и долговременное запоминание.

     Если  бы нам продиктовали несколько случайных  цифр, букв или слов и предложили сразу же повторить их, мы бы без  труда это сделали. Даже воспроизведение ряда бессмысленных слогов не вызывало бы у нас больших затруднений (при условии, что в ряду не более пяти-семи элементов). Например, мы могли бы повторить ряд "де-бо-да-ти-це-ло", но только немедленно вслед за тем, как он был произнесен. По истечении некоторого времени мы бы уже этого сделать не смогли. Это кратковременное запоминание. Для того же, чтобы запомнить данный ряд надолго, нам потребовалось бы несколько повторений, а может быть, и использование каких-либо специальных (мнемотехнических) приемов запоминания (например, объединение слогов в слова и связывание их в искусственное предложение типа "Дед Богдан - птицелов"), И это было бы уже долговременное запоминание.

Информация о работе Основные процессы памяти