Основные проблемы современной молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Мораль - правила нравственности, а также сама нравственность.
Основными критериями нравственного человека являются его нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.

Оглавление

Введение
1. Десять проблем современной молодежи
2.Морально-нравственные и ценностные ориентации современной молодежи
3. Культурные ценности современной российской молодежи
4. Молодежь и преступность
5. Проблема наркомании среди молодежи
6. Молодежь и социальное неравенство
Заключение

Файлы: 1 файл

Проблемы соц. работы с молодёжью.doc

— 792.00 Кб (Скачать)

Современная молодежь.

Проблемы молодежи волновали общество во все времена, и тогда, когда современные старики были молодыми и когда их родителям было по восемнадцать, и они только выбирали по какой дороге им пойти. Проблема молодежи – одна из основных, потому что, как ни банально это звучит, за нею будущее. Но «век нынешний» и «век минувший» всегда в противоречии. То, что убеленным сединами кажется необходимым, для молодых людей звучит глупо и смешно. И так будет всегда. Но почему нам кажется, что старшее поколение всегда не право, что ищет истоки проблем, когда они на поверхности или ищет их не там? Наверное, потому, что в сегодняшней молодежи не так сильно развито чувство ответственности, или оно еще не сильно укоренилось в молодых душах. Когда тебе восемнадцать лет, то кажется, что вся жизнь впереди, и если и сделаешь какие-либо ошибки, впереди есть столько времени, чтобы их исправить.

Но в жизни все иначе. Проблема наркомании и смертности очень остро стоит сегодня. Острота ее связана еще и с тем, что это в основном беда молодых. Отчаявшиеся, никому не нужные подростки, не нужные в первую очередь себе, пытаются найти успокоение в граммах и килограммах наркотиков. Им кажется, что ничего не стоит попробовать один раз, а потом остановится. Но мы все хорошо знаем, что это не так. Старшее поколение, врачи и психологи, знают, что даже одна инъекция способна превратить всю жизнь в череду дней, проводимых в поисках очередной порции наркотика. Наркоманы - это люди, добровольно согласившиеся прожить только пять лет после первой «дозы», потому что пять лет – это предел, отпушенный наркоману. И именно в решении этой проблемы необходима помощь старшего поколения: психологическая, моральная и медицинская. И эта проблема, слава Богу, решается, хотя и не так скоро, как хотелось бы.

Неразрывно связана с наркоманией проблема самоопределения и поиска себя в жизни, потеря ответственности и будущего. На самом деле это страшно. Человек, разуверившийся в себе и своих силах, - это опасный человек. Опасный, прежде всего, для себя. А сегодняшней молодежи это свойственно. Здесь тоже необходима помощь взрослых. Объяснить молодому человеку, что все в его силах, что стоит только захотеть и приложить услия, и дело начнет подвигаться. Не нужно потакать юношескому максимализму, принцип которого или все, или ничего. Нет, лучше спокойно и ненавязчиво объяснить, что если каждый день делать один шаг к чему-то желаемому, то через год будет уже триста шестьдесят пять шагов, а это, согласитесь, немало. Корни любых проблем лежат в психологии, в сознании человека, и если хочется что-либо изменить в жизни, то начинать нужно прежде всего с изменения себя и своего отношения к миру.

Но не стоит думать, что современная молодежь только употребляет наркотики и бесцельно ищет чем бы занятся в жизни. Это не так! Очень многие в наше время обладают огромной жаждой учится. И это замечательно! Есть все же целеустремленные люди, которые учатся в нескольких университетах, подрабатывают по вечерам, а в выходные пишут статьи для публикаций в толстые научные журналы. Именно за такими будущее. Но, как часто встречается это но, здесь тоже существуют проблемы. Такие молодые люди, например, не видят своего будущего в России. Защитив кандидатскую, они понимают, что прожить на скромную зарплату кандидата наук практически невозможно. На Западе они были бы уважаемыми людьми, университеты выделяли бы им стипендии на проведение исследований, например в области генной инженерии, и различные институты приглашали бы читать лекции для своих сотрудников. В России все по-другому. Однако, не все уезжают на Запад, соблазнившись быстрым заработком, многие остаются и продолжают тянуть российскую науку вперед. Оценят ли их? Не разуверятся ли они вот также в своих силах и не будут ли искать решение проблем пресловутых граммах и килограммах или в литрах? Неизвестно, но это - еще одна проблема современной молодежи, и над ней стоит очень серьезно подумать.

Действительно, проблемы волнующие современную молодежь многообразны. Сегодняшние молодые люди кажутся намного взрослее своих сверстников 60-х или 70-х годов. Но это означает также и то, что сегодняшняя молодежь умнеет и понимает, что надеятся кроме как на себя не на кого. Вот это и есть тот преломный пункт. Поняв это, кто-то ступает на скользкий путь забвения, а кто-то упорно, изо всех сил продолжает бороться. И те, кто продолжает бороться, поистине заслуживают уважения.

Наверное, проблема безопасности также волнует сегодняшнюю молодежь. Безопасности не только физической, но и социальной защищенности. Они, эти проблемы молодежи, все те же самые, что и у старшего поколения, и совершенно ничем не отличаются. Просто в молодости все воспринимается намного острее, чем в зрелые годы, и хочется все сделать сразу (опять всплывает юношеский максимализм). Но, в общем и целом, наша сегодняшняя молодежь прекрасна. В рядах ее мы все же видим больше студентов, чем не учащихся, больше работающих, чем наркоманов, больше богатых, чем бедных. И это не может не радовать. Пройдет время, и сегодняшние молодые люди будут решать проблемы молодежи 20-х годов двадцать первого столетия и, наверное, применят свой опыт, нелегко усвоенный ими на рубеже тысячелетий. А пока они продолжают жить и радоваться жизни, и решать насущные проблемы. И они решат их, ибо «дорогу осилит идущий».

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/

Реферат «Досуг молодежи»

 

Досуг молодежи
План.
Введение.
1
Основные термины данной работы и их определения.
2 Конфликт и преемственность поколений.
3 Досуг как форма реализации свободы выбора молодёжи.
4 Различные виды искусства как возможность привлечения интереса молодёжи к самосовершенствованию.
Заключение.
Введение.
Легко ли быть молодым? Во все времена было нелегко. А сейчас возникло много новых молодёжных проблем. Но в то же время молодость – это ещё и прекрасная пора, когда энергия бьёт через край и хочется всё постичь, обо всём узнать. Мы уже во многом самостоятельны, но ещё не озабочены в такой степени как взрослые проблемами дома, семьи, денег, здоровья.
И в этот неповторимый период, надо успеть познать, постичь и сделать как можно больше. Любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор сделает личность. Поэтому во все времена, в том числе и сегодня молодых самыми различными способами учат, наставляют, упрашивают, угрожают, берегут, заставляют и т.д. И если бы молодой человек в тако

й пёстрой среде культурного (и не очень культурного) воздействия подчинился бы всем призывам и любому нажиму, то он попал бы в природу хаоса, беспорядка и раскола.
Наверное, каждый молодой понимает, и каждый взрослый помнит, как не хочется в молодости обременять себя новыми проблемами (кажется, что их и так предостаточно), как не хочется заставлять себя делать что-то через силу, только потому, что так надо.
Поэтому процесс познания окружающего мира, поиска своего места в нём в большой степени можно вести посредством своего досуга.
Можно проводить свой досуг “просиживая штаны” дома, перед телевизором или компьютером, или занимаясь ещё каким-то же интересным для вас делом, и это тоже будет ваш своеобразный путь к познанию окружающего мира и осознанию своего места в нём.
Но, нам кажется, что чтобы этот процесс проходил более эффективно, разнообразно и интересно для молодого человека к процессу организации досуга молодёжи следует подойти творчески.
Проживая сейчас такую непростую, прекрасную и неповторимую пору молодости, мы, как и все молодые, непосредственно столкнулись с проблемами выбора жизненных ценностей, своего места в окружающем мире, способов познания этого удивительного мира. Поэтому тема данной работы является для нас наиболее актуальной, своевременной и интересной.
1 Основные термины данной работы и их определения.
Досуг –часть нерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей.
Свободное время
– часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом непреложн

ых, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую (в том числе общественную) деятельность; учёбу, самообразование; культурное (духовное) потребление (чтение газет, посещение кино и т.д.), спорт и т. п.; любительские занятия; занятия, игры с детьми; общение с другими людьми.
Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества. Современные возрастные границы от14-16 до 25-30 лет, доля в составе населения до 20%.
Творчество
– деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности.
Разумеется, творчество ни в коей мере не сводимо лишь к созданию нового, но, тем не менее, новообразование — один из основных моментов в творчестве, это его "необходимый, но недостаточный" элемент. Как бы не рассматривалось творчество: как продукт, как процесс или как особенное состояние субъекта, в творчестве всегда присутствует элемент новизны. Новообразование — это событие, обозначающее, что происходящее не обязательно должно происходить, в нем реализуется некоторая из бесчисленных "возможностей" изменения; само существование такой "возможности" не очевидно и не предполагаемо до тех пор, пока она не реализована.
В действительности, человек не "генерирует" творческие идеи: идеи, появляющиеся в процессе его деятельности, могут стать
творческими; никакая деятельность и никакое новообразование a priori не являются творческими.
Момент творчества ниоткуда не выводим и не предсказуем, он не является звеном в цепи детерминирующих причин и следствий. Феноменальность творчества связана с необратимостью и уникальностью случайности.
2 Конфликт и преемственность поколений.
Современная ситуация в России сложна, многообразна, динамична, пронизана противоборствующими тенденциями, полна противоречий.
Общество производит себя биологически через молодые поколения. Молодёжь в известном смысле представляет будущее страны, а поэтому её настроения, поведение и самочувствие являются своеобразным барометром, измеряющим общий политический и социально-психологический климат в данном обществе.
Можно сказать, что молодёжь – необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим.
Хотя молодёжь не всегда рассматривалась как особая общественная группа – поколение, но проблема преемственности постоянно вставала в обществе.
Как социально-демографическая группа молодёжь в любом случае зависима от социально-экономических и политических отношений, лежащих в основании общества. Опосредованно молодёжь несёт в себе все противоречия, присущие обществу в целом.
Во второй половине ХХ столетия в связи с конструированием так называемой “техногенной цивилизации” возник феномен молодёжной культуры. Если ранее культура не делилась на молодёжную и взрослую, все независимо от возраста пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т. д., то теперь всё изменилось. Серьёзные отличия появились у “отцов” и “детей” и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, а нередко и в образе жизни в целом.
3 Досуг как форма реализации свободы выбора для молодёжи.
Юность – период проб и ошибок, период выбора. Каждый из нас вправе выбирать из всего многообразия моральных, политических, эстетических и других ценностей. Это многообразие огромно: множество духовных культур “ от Маркса до Будды”, накопленных человечеством, даёт каждому практически неограниченную возможность выбора духовных ценностей, соответствующих вкусам, способностям, условиям жизни. Однако объективными условиями существования мы уже поставлены определённым образом в ограниченный круг возможностей, обусловленный и генетическими, и социально-политическими, и национальными, и экономическими, и тому подобными факторами. Сегодняшнее время в России делает такой выбор довольно сложным. С одной стороны несколько поколений россиян в силу понятных исторических причин оторваны от истоков своей культуры. С другой стороны молодёжи активно навязываются красиво упакованный суррогат иных культур, продукты массовой культуры, разнообразные и часто противоречащие, противостоящие друг другу политические, идеологические и религиозные идеи и мифы.
Свобода выбора жизненного пути относительна. Она ограничивается достигнутым уровнем общественного развития.
Проблема состоит в том, готов ли молодой человек иметь дело с неизмеримо возросшим многообразием выбора продуктов материального и духовного производства. Ему приходится выбирать среди движущихся ценностей и целей, число которых неуклонно возрастает. Таким образом, поиски себя, своей индивидуальности и социального статуса осложняются изобилием и сложностью выбора.
Чтобы заявить о себе, общество следует удивить, поразить, повергнуть в ужас. На это и рассчитаны одежда, манеры, жаргон, специфические увлечения молодых.
В индивидуально-психологическом плане для молодёжи характерны не всегда осознанное желание освободиться от внешнего контроля, повышенная эмоциональность, возбудимость, идеализация некоторых жизненных представлений, максимализм, а также неустойчивость нравственных позиций, часто основанная на восприятии негативных явлений общества.
Однако, сохранить свою неповторимость, остаться самим собой даже в самых сложных условиях человек может только сохраняя свою личность. Быть личностью – значит сохранить способность ориентироваться в многообразии знаний и ситуаций и нести ответственность за свой выбор, сохранять своё неповторимое “Я”.
Чем богаче мир и сложнее жизненные варианты, тем актуальнее проблема выбора собственной жизненной позиции.
Период ученичества, студенчества, в котором и находится большая часть молодёжи, – это та пора, когда с одной стороны, ослабевает контролирующая и регламентирующая функция семьи, ас другой – нет ещё профессиональных обязанностей и обременённости заботами о своей семье. Таким образом, молодёжный досуг – это своеобразная форма реализации подобной свободы и поле для самореализации.
Досуг – самая простая и доступная площадка для конкретных дел. В нём можно проявить собственную самостоятельность, - умение принимать решение и руководить, организовывать.
Досуг – это не только общение, но и своего рода социальная игра. Отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств.
4 Различные виды искусства как возможность привлечения интереса молодёжи к самосовершенствованию.
Деятельность и творчество, может сообщить мысли самое неожиданное направление.
Так каким же должен быть досуг молодого человека, чтобы он стал наиболее эффективным средством самовыражения?
Нам кажется, что свой досуг надо, прежде всего, разнообразить.
Наверное, у многих молодых людей есть любимое дело, то, чем больше всего любит и умеет заниматься в свободное время. В этом случае ему естественно надо продолжать осваивать своё любимое дело, углублять знания в интересующей области. Со временем он наверняка сможет достичь неплохих результатов в этой области, не говоря уже о том, что он просто будет получать удовольствие, занимаясь любимым делом.
Но, по нашему мнению, не следует замыкаться только на одном деле. Ведь нас окружает столько интересного и необыкновенного, и отгораживаться от всего этого многообразия одним, пусть любимым, делом просто нерационально.
Если же молодой человек среди всего этого изобилия ещё не выбрал самое привлекательное для себя занятие, ему непременно стоит внимательно присмотреться к окружающему миру, подключив свою фантазию. Быть может, посмотрев на мир немного под другим углом зрения, он увидит как в нём много прекрасного и удивительного. Удивительна природа, окружающая нас, удивительны и неповторимы люди с присущими им душевными качествами и чувствами. Удивителен и неповторим мир искусства, спорта. Осознав это, ему, наверное, захочется как можно больше постичь и узнать.
По большому счёту, чтобы попробовать выбрать себе занятие по душе, или просто узнать что-то новое не нужно прилагать много усилий. Сейчас у нас есть столько возможностей, и все они буквально под рукой.
Например, музыка. Она занимает существенное место в жизни каждого человека. Она может быть любой – классической, популярной, народной, рок или ультра современной – “прогрессивной”. Главное, чтобы она была талантливой, доходила до сердца, трогала душу. Вам нравиться современный
break beat
? Что ж, прекрасно. Эта музыка соответствует ритму сегодняшней жизни. Но, возможно стоит прислушаться к какому-нибудь популярному классическому произведению, и вы поймёте, насколько вдохновенной может быть эта музыка, откроете для себя что-то новое. А как насчёт
The Beatles
? Неповторимое песенное искусство этого ансамбля доступно всем поколениям. Удивительно, но факт – тексты песен
The Beatles
изучаются в английских школах на уроках литературы и словесности. Самого ансамбля
The Beatles
уже нет, он распался, нет в живых и одного из музыкантов – Джона Леннона. Но осталась замечательная сила таланта ливерпульских музыкантов, способная дарить самые светлые чувства любому человеку. Может быть и в наших школах когда-нибудь будут изучать стихи Игоря Талькова, Владимира Высоцского, Александра Дольского, Виктора Цоя.
Или обратимся к живописи. Для тех, кто хочет по-настоящему почувствовать силу этого жанра следует посетить Эрмитаж. По Эрмитажу можно ходить бесконечно, так много собрано там произведений искусства. Но если вы не находите интересным рассматривать картины Леонардо да Винчи или Рембрандта, не стоит делать вывод, что живопись – это не для вас. Может быть вы отроете своё понимание живописи в полотнах художников – импрессионистов, например, Матисса или Мане. Возможно вас привлечет оригинальный подход к живописи митьков. Не исключено, что вас привлечёт кисть авангардистов Шагала или Малевича. Ведь авангард сегодня стал общепринятым классическим направлением живописи. Так картина нашего земляка, уфимца Алексея Буганина в 1999 году была признана ЮНЕСКО произведением живописи, наиьолее полно отражающим символы ХХ века. (для сопоставления аналогичным произведением в области литературы стал роман Г.Г.Маркеса Сто лет одиночества).
А что, если просто взять в руки крски и кисть и попробовать нарисовать что-нибудь. Пусть вы не нарисуете выдающегося шедевра современности, этот рисунок может стать выражением ваших чувств, способом расслабиться и отрешиться от жизненой суеты. Главное – не ограничивать область своих интересов. Нам кажется, в каждой виде искусства можно найти что-то интересное для себя.
Наверное, каждый любит просто посмотреть добротный фильм. Пусть это будет раскрученный блокбастер с участием суперзвезды, полицейский детектив, фильм ужасов, захватывающий триллер, жестокий боевик, сумасшедшая комедия или мелодрама - из каждого качественного фильма можно вынести для себя что-то полезное. Это может быть просто набор определённых фактов, различные эмоции (ужас, радость, печаль, негодование, непонимание), а могут быть и глубокие размышления, переворачивающие вашу точку зрения, меняющие мировоззрение. Но и здесь не стоит ограничиваться вашим любимым жанром в кино или фильмами с вашим любимым актёром. Ведь очень интересно посмотреть иногда не самый кассовый и популярный фильм, а, например, новое европейское авангардное кино, старые фильмы с участием Мэрелин Монро или Чарли Чаплина или классический вестерн.
На наш взгляд интересным и очень популярным способом проведения досуга среди молодёжи являются боевые искусства Востока. В них скоцентрированы внешняя красота и эстетика движений; ориентация на здоровый образ жизни и ценность долголетия; связь боевых искусств с другими искусствами; ритуальность; медитативность; возможность научиться защищаться физически и психологически; физическое и духовное совершенствование; стремление к подражанию природе, к единению с ней. В связи с нестабильной ситуацией в сегодняшней России у многих людей (особенно молодых) появляется чувство социального дискомфорта. Увлечение боевыми искусствами Востока может помочь в решении этой проблемы. А если человека отличает интерес ко всему необычному
,
особая пластичность взглядов, боевые искусства Востока могут стать для него наилучшим способов самовыражения. Исследование данного интереса молодежи проводилось в 1997-1998 гг. в рамках диссертационной работы с помощью анкетирования. При выявлении ценностных ориентаций молодежи, вовлеченной в занятия боевыми искусствами, обнаружилось, что существенными для нее являются
:
развитие, здоровье и жизненная мудрость. На наш взгляд эти позиции для современного молодого человека являются особенно значимыми.
Все эти способы проведения досуга становятся всё более доступными почти каждому городскому жителю. Но часто мы устаём от городской жизни. Чтобы расслабиться и отрешиться от суеты повседневности, можно просто прогуляться по лесу, послушать пение птиц, подышать лесным воздухом. Лес как животворящая сила даёт нам хорошее настроение, помогает расслабиться. Это нужно и детям и взрослым, и молодым и пожилым.
Заключение.
Можно ещё очень долго приводить примеры полезного, занимательного и интересного проведения досуга – ведь наш мир так разнообразен и многолик.
И эта работа, разумеется, не претендует на обзорный характер столь многопланового пласта, как досуг. Мы лишь пытались расставить поставить некоторые акценты в проблематике свободного времени и досуга с точки зрения интересов молодежи. За пределами этой работы остались социальные аспекты: ведь в общий термин “молодежь” входят и рафинированные университетские круги, и схемотизированные студенты технических вузов, и менее образованная часть студентов специальных учебных заведений, и рабочая молодежь, и другие социальные слои молодежи. Различные возрастные рамки тоже приводят к дифференциации интересов. Ведь нельзя же ожидать, что будут полностью совпадать интересы тинэйджеров и людей, перешагнувших 25-30 летний рубеж. Различные финансовые возможности тоже приводят к различию интересов. Разумеется, приведенные группы условны, и границы между ними размыты. Но едино стремление всех молодых людей организовать свой досуг в соответствии с имеющимися интересами.
Как это сделать оптимально с точки зрения наличия свободного времени, максимальной пользы для здоровья и становления личности, финансовых возможностей индивидуума? Ответы на эти вопросы каждый старается найти сам. Мы попытались осветить, что в наше время круг приложения интересов молодежи достаточно широк, и при наличии желания каждый может найти достойное применение своим способностям.
На противоположенном полюсе рассматриваемого вопроса находится проблема отсутствия интересов, наличие большого объема ничем не занятого свободного времени и выхода невостребованной энергии. Несколько схематично звучат слова, что эти факторы приводят к наркомании, правонарушениям, деградации личности и просто к тому, что человек не вырастает полноправным членом общества.
Значит проблема творческого подхода к организации досуга молодежи это задача государственного уровня. И ее решение имеет общегосударственное значение. Поэтому ей надо уделять большое внимание на всех уровнях. Но все-таки наиболее эффективно, по нашему мнению, она решается на индивидуальном, личностном уровне. Поэтому надо создавать оптимальные условия для гармоничного развития личности, стимулировать стремление молодых к активному проведению досуга, сводить к минимуму ничем незанятое свободное время молодых людей. И в выигрыше от этого откажутся все. Ведь молодежь это не только активная, живая часть общества, но и его основа в будущем.
Список литературы.
1 Советский энциклопедический словарь.
2 В.А.Бобахо, С.И.Левикова Социально-политические аспекты молодёжной субкультуры // Вестник Московского университета. - 1996.-№2.- С.35-45.
3 В.А.Бобахо, С.И.Левикова Современные тенденции молодёжной культуры: конфликт или преемственность поколений? // Общественные науки и современность. – 1996.-№3.- С.56-66
.
4 Титма, Микк Харриевич, Саар, Эллу Арнольдовна Молодое поколение.-М., 1986.
5
Дубина И.Н. Изменчивость творчества в сознании исследователей // Метаморфозы сознания (Сборник научных статей). Барнаул, 1997. С. 61-78
Для полноценного развития личности необходимо разнообразить свой досуг различными видами д. Список литературы Популярные формы и направления организации досуга молодёжи. Сочинение на социальную тему кто виноват что молодежь безнравственна. Вопросы для опроса населения на тему организации досуга для молодежи. Какие из проблем молодежи вы считаете наиболее актуальными и почему. Сочинене на тему мое участие в решении социальных проблем общества. Основные виды деятельности молодежи и возможности их реализации. Основные виды деятельности молодежи и их возможности реализации. Реферат по обществу тема Актуальные проблемы нынешней молодежи. Мини сочинение на тему будушее современного молодого человека. Контрольная работа на тему Молодежный досуг его особенности. Досуг молодежи национальные отношения средствами культуры. Интересные мероприятия среди молодежи посвященные выборам. Вопросы на тему актуальные проблемы современной молодежи. Организация современных форм и моделей досуга молодёжи.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. ПОНЯТИЕ МОЛОДЕЖИ И СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ    5
2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ    11
2.1. Проблемы молодежи в аспекте образования    11
2.2. Семья и проблемы молодежи    13
2.3. Молодежь и проблемы занятости    17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    22

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономическое реформирование, начатое в 90-х годах прошлого века, в один момент утонуло под тяжестью огромного количества новых и старых проблем, а его всплытие осуществляется с огромными трудностями и издержками. Государство ни организационно, ни экономически не в состоянии одновременно решать все накопившиеся проблемы, а среди них есть такие, которые оказывают решающую роль на длительные перспективы развития страны. Проблемы молодежи сложны, многогранны и проявляют себя практически во всех сферах современного общества. Изменилась в худшую сторону потенциальная база контингента молодых людей, вступающих в сознательную жизнь, способных осмысливать происходящие в стране социально-экономические процессы, возможно - будущих абитуриентов различных учебных заведений.

Наименее законодательно разработанными и подготовленными к практическому использованию оказались многие вопросы, касающиеся проблемы подрастающего поколения и молодежи. Одна из главных причин, повлиявших на современное положение молодежи, - снижение жизненного уровня для достаточно значительного количества российских семей. Не будем навязывать читателям всем известные экономические выкладки и ограничимся минимумом. Одной из таких важнейших для судеб государства проблем, по мнению многих специалистов и практиков, является проблема молодежи [7, c.13].

Дифференциация доходов населения, т.е. разрыв между нижними и верхними их группами, составляет 17 раз, что играет огромную роль в мотивации молодых людей и их родителей. Нерешенность проблемы можно подчеркнуть происходящей в нашей стране третьей волной беспризорности, когда более 700 тыс. детей-сирот, 2 млн. подростков неграмотны, более 6 млн. несовершеннолетних находятся в социально неблагоприятных условиях, 4 млн. подростков употребляют наркотики, из них наркозависимы около 1 млн. [7, c.14]. В то же время проблемы подрастающего поколения и молодежи имеют важнейшее, можно утверждать, решающее значение для перспектив развития всего российского общества. Таким образом, тема данной работы является актуальной.

Целью работы является исследования социальных проблем молодежи.

Соответственно задачами работы стали:

- дать понятие молодежи и социологии молодежи;

- исследовать основные проблемы молодежи.

 

1. ПОНЯТИЕ МОЛОДЕЖИ И СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

 

В социалистических странах социальной работы как сферы деятельности официально просто не существовало. Это не значит, что в государствах Восточной Европы или СССР вообще не заботились о стариках, инвалидах, или одиноких матерях. Но их проблемы решались в ином  контексте, нежели в индустриальных странах Запада. Были в истории социалистических стран и периоды, когда обсуждение проблем молодежи считалось излишним, а сами эти проблемы – присущими, как и безработица, лишь капиталистическому обществу [4, c.23].

Нам приходится принимать во внимание неизбежное воздействие на социальную политику и социальную работу государственной идеологии. В ХХ столетии такая идеология базируется на тех или иных научных концепциях (или использует их). Но при этом далеко не во всем эти научные основания идеологии основываются на анализе объективной реальности. Например, многодетной можно считать семью с тремя, четырьмя, пятью детьми, причем любое из этих пороговых значений можно научно обосновать (исходя из тех или иных критериев). Очевидно, выбор того или иного варианта зависит от исходных установок политики, предъявляющей заказ на него, а эти исходные установки связаны с общей ориентацией на позитивное, или негативное отношение3 к росту численности населения и возможностями реализации программ помощи данной группе семей.

Достаточно широко применяется подход, связывающий определение молодежного возраста с понятием трудоспособности. С этой точки зрения, детство – период, когда люди не занимаются производительным трудом; молодость – пора выбора профессии, обучения; зрелость – время реализации своих способностей, активной работы. Но очевидность такого взгляда на вещи тоже вовсе не безусловна. Границы трудоспособного возраста определялись в разное время и в разных обществах по-разному. Сейчас в большинстве индустриальных стран подростки до 16 лет могут работать только сокращенный рабочий день, не допускаются к определенному перечню работ, и их труд подлежит контролю соответствующих организаций. Между тем, на заре индустриальной эры (раньше детский труд просто не рассматривался в качестве социальной проблемы), дебаты велись о том, следует ли государству вмешиваться в отношения с работодателями семи-восьмилетних мальчиков и девочек. В конце XVIII столетия английские филантропы, требовавшие ограничений использования труда малолетних, третировались общественным мнением как враги свободы, мешающие детям свободно продавать свою рабочую силу [4, c.25].

Однако если мы сравним ситуацию с отношением к детскому труду двести лет назад и теперь, то станет очевидным: оно изменилось не только в силу смягчения нравов, борьбы профсоюзов и принятия ООН Декларации прав человека. Дело еще и в том, что труд девятилетнего ребенка современным производством может быть востребован значительно в меньшей степени, нежели в конце XVIII века или первой половине ХIХ. Что дело обстоит именно так, несложно убедиться: детский труд остается достаточно распространенным в странах третьего мира; во всем мире дети эксплуатируются в сфере сексуальных услуг. Так что именно невостребованность детского труда высокотехнологичной современной экономикой – решающий фактор его ограничения.

Мы можем выстроить следующую схему. Биологические, технологические факторы ограничивают возможности присваивать возрастным этапам то или иное значение. Но, в конечном счете, определяет его, все- таки, общество. Следовательно, надо говорить о социальности возраста, то есть решающей роли в его определении именно социокультурных факторов (что, разумеется, не означает полной «неважности» факторов биологических). Молодежь, с этой точки зрения, - те, кого общество считает молодежью.

Социология молодежи как отрасль социологического знания формировалась и развивается на основе демографического разделения

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РОССИИ

Автор ошибка Вуз (город) ГУТ им Бонч-Бруевича Город: Санкт-Петербург Количество страниц 17 Год сдачи 2008 Стоимость (руб.) 500 Содержание ОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РОССИИ
Оглавление

Введение 2
Классификация проблем молодежи 4
Проблемы современной российской молодежи 9
Пути решения проблем молодежи 12
Заключение 16
Литература 17


Введение
В новой социально-политической, нравственной и информационной ситуации в России происходят динамичные и глубокие изменения социальных характеристик молодого поколения. При этом выявились региональные, национальные, социально-экономические различия, половозрастные особенности различных слоев и групп молодежи. Отсюда познание и формирование социальных интересов, новых мотивов и устремлений молодежи являются необходимым условием становления гражданского общества в России.
Глубокие изменения в судьбе России, которыми отмечены 90-е годы XX века, сказались на всех сферах жизни, в том числе на состоянии проблем молодежи, ее воспитании и образовании.
В этих условиях проблему формирования молодежной политики целесообразно рассматривать в неразрывном единстве с основными закономерностями функционирования социальной действительности, с логикой развития российского общества – это, во-первых.
Во-вторых, диалектика взаимосвязи развития общества и качественного состояния молодежной политики обусловливает необходимость выработки приоритетов в ее освоении, поэтому исследование оправданно проводить на стыке теоретико-методологического и социально-политического анализа.
И, в-третьих, решение этой сложной проблемы невозможно без опоры на системную методологию, ибо в ином случае исходные цели, задачи молодежной политики, ее программы не будут иметь дедуктивного обоснования .
До недавнего времени наша молодежь была фактически предоставлена самой себе, ее можно было назвать «брошенной» (заметим, что в советское время ситуация наблюдалась иная и разработка политики воспитания подрастающего поколения была одним из важнейших государственных приоритетов). Однако сейчас положение дел мало-помалу изменяется к лучшему: уделяется все больше внимания указанной проблеме, причем она поднимается на самом высоком уровне.
Проблема взаимодействия с молодежью – одна из ключевых для любого государства, стремящегося работать на собственную перспективу, ставящего перед собой долговременные стратегические планы. Мобильность, инициативность, способность генерировать и воспринимать инновации делают молодежь нашим бесценным ресурсом.

Классификация проблем молодежи

Кстати, а кого мы считаем молодежью? Согласно устоявшейся традиции, которая опирается, в свою очередь, на многолетнюю общественную практику, а также согласно методикам-рекомендациям ООН, ЮНЕСКО и пр., молодежью принято считать людей в возрасте от 14 до 30 лет. Внутри этой группы, в свою очередь, выделяются младшая (14-20 лет) и старшая (20-30 лет) подгруппа. Так вот. В России насчитывается около 40 миллионов граждан в возрасте 14-30 лет (27% населения) . Огромная цифра!
В современной России молодые люди находятся в несопоставимых стартовых условиях, во-первых, в условиях жесткой конкуренции по отношению друг к другу, во-вторых, и, в-третьих (и в самых главных) экономические, социальные, имущественные, политические интересы разных групп молодежи зачастую не просто противоречат, а прямо враждебны друг другу. В таких условиях у них не просто нет общих проблем, но они часто являются не только проблемой, но и угрозой друг для друга – как индивидуально, так и на уровне социальных групп. В сегодняшней молодежной среде существуют не просто объективные противоречия между разными группами молодежи, но противоречия непримиримые, антагонистические, причем одни группы молодежи могут рассчитывать при утверждении (защите) своей позиции на помощь «старших» и даже прямо властных структур, а другие – не могут и, более того, подвергаются дискриминации и даже репрессиям со стороны властных структур.
Всякая социальная система отбирает и воспитывает некоторое количество молодежи, призванной поддерживать и укреплять существование именно этой социальной системы – и такая молодежь получает от системы поощрения и привилегии.
Реальные проблемы сосредоточены по другую сторону баррикад – среди бедных, угнетенных, ущемленных в правах, отверженных. При классификации проблем молодежи социолог исходит из того, что молодежь рассматривается, прежде всего, с позиций того, какое место она занимает в производстве и развитии общественной жизни, как она функционирует в качестве определенной социальной группы.
Во-первых, это проблемы социально-экономические.
И самая первая и главная: социальное неравенство, бедность, нищета. Вопреки сказкам о «стабилизации» и «экономическом росте», которыми нас пичкают СМИ, социальное расслоение не уменьшается, а нарастает. Возможность развития ребенка, подростка, молодого человека сегодня напрямую зависит от материального положения его семьи и места проживания (те, кто живет в деревне, практически уже лишены социальных перспектив – вплоть до того, что сегодня в деревнях вовсю начали закрывать школы). Бедность – и тем более нищета – влекут за собой множество проблем: не только невозможность полноценного развития – интеллектуального, физического, психического, эстетического и т.п., не только невозможность получения качественного образования, отсутствие доступа к эффективной медицинской помощи (а больной ребенок всегда находится в неравном положении по сравнению со здоровым), отсутствие доступа к достижениям культуры, но и просто существование в условиях хронических дистресса и фрустрации. Это означает, что молодежь из бедных семей обречена жить в атмосфере постоянных семейных скандалов, семейного насилия и семейного пьянства (поскольку алкоголь – это самый дешевый способ снятия дистресса и временного ухода от фрустрации). Я уже не говорю о том, что голодный ребенок не может нормально учиться, а нищета убивает в человеке чувство достоинства, самоуважения. Эту проблему, однако, молодежь не сама для себя создала. Социальное неравенство, бедность, нищета порождены действиями власти .
Связанной с этой проблемой является и проблема беспризорности и безнадзорности. Очевидно, не дети банкиров, топ-менеджеров или генералов становятся беспризорниками: даже если они лишатся родителей – найдется, кому взять их под опеку. Беспризорники – это дети из бедных семей, из социально неблагополучных регионов, где особенно высока смертность, в том числе криминальная и от наркотиков и алкоголя, и где значительная часть населения уже практически лишена нормальной (не бутафорской) медицинской помощи. Да, число беспризорников в последние годы сократилось – но не в результате усилий власти, а потому что пик беспризорности пришелся на середину 90-х годов – на годы гайдаровско-чубайсовских «реформ» – и беспризорники этого периода частью выросли (и пополнили население тюрем), частью погибли. Эта проблема тоже создана не молодежью, а властью .
Следующая проблема этого круга – преступность. Известно, что детская и подростковая преступность растет, и вообще преступность у нас практически поголовно молодежная, вызванная социальным неравенством, бедностью, нищетой и предельной доступностью алкоголя и наркотиков. Поскольку официальная идеология, идеология капитализма ориентирует всех на материальный успех, а материальных средств на всех не хватает, поскольку распределены они более чем неравномерно и значительная часть населения ими обделена и не может их получить легальным путем («от трудов праведных не построишь палат каменных»), то эта проблема, порожденная властью, властью решена быть не может. В таких условиях дальнейшее омоложение преступности и увеличение числа жестоких и тяжких преступлений, совершаемых подростками и молодежью – явление естественное и неизбежное .
С упомянутыми явлениями связана и такая острая проблема, как взрывной рост социальных болезней (включая СПИД). Безусловно, социальные болезни – туберкулез, чесотка и другие паразитарные заболевания, гепатиты, желудочно-кишечные инфекции, кожные и венерические заболевания – поражают в основном не детей богатых, а являются порождением нищеты и бездомности. Рассадником этих заболеваний стали, в частности, тюрьмы. Бытовая нищета и беспризорность влекут за собой «болезни грязных рук», туберкулез, кожные и паразитарные заболевания, наркомания – гепатиты и СПИД, детская и подростковая проституция – венерические болезни и заболевания, передающиеся половым путем. Разумеется, эту проблему тоже не дети и не молодежь специально сами для себя создали, поскольку не они проводили пресловутые «экономические реформы» . Список литературы 1. Попов В.А. Проблемы взаимодействия с молодежью. М.: Наука, 2004. – 84 с.
2. Попов В.Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России. Автореферат на соискание ученой степени доктора социологических наук. Екатеринбург, 2000. – 36 с.
3. Скробов А.П. О некоторых новых подходах к молодежной политике в условиях реформ. М.: Академия, 2002. – 198 с.
4. Тарасов А. Проблемы молодежи.//Дружба народов, 2007, №1. С. 42-59
5. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт – М., 2001. – 511 с. Выдержка из работы Проблемы современной российской молодежи

Кризисные явления, затронувшие в настоящее время обе стороны процесса становления молодого поколения, как в сфере производства жизненных средств, так и в воспроизводстве собственных духовных и физических сил, полностью разбалансировали этот процесс. Рыночные механизмы все более вытесняют молодых людей из сферы основного производства в сферу обращения и соответственно в область потребительства. Резко усилилась тенденция к бездуховности, утрате нравственных критериев общественного поведения, ухудшению психофизического здоровья молодежи .
Разрушение моральных устоев ведет и к вседозволенности, распущенности, причем эти отклонения являются следствием отклонений в образе жизни не только самих подростков, но и их родителей. Относительно высокая доля половых преступлений подростков, совершаемых в квартирах (она почти в 2 раза выше аналогичного показателя взрослых), обусловлена безнадзорностью молодежи, когда родители заняты на производстве и ребята предоставлены сами себе. Пьянству, наркомании, половой распущенности зачастую способствуют ранняя миграция молодежи, особенно женской, ее отрыв от привычной социальной среды семьи, анонимность и фактическая бесконтрольность городского общения, безнаказанность и беззаботность тех, кто, будучи ответственным за интеграцию молодых мигрантов в трудовые коллективы, фактически не выполняет своих обязанностей, пускает работу с молодежью на самотек, подменяет ее набором формальных «мероприятий».
В наиболее общей форме об уровне социального развития (зрелости) молодежи можно судить по степени воспроизводства в данном конкретном поколении социально-исторической целостности. В условиях стабильного общества фактически происходит трансляция социального опыта. В этом случае молодое поколение репродуцирует его социальную структуру как целое, а данная структура в основе своей отражается в среде молодежи как целостной социально-демографической группе.
В настоящее время основные проблемы нашей молодежи проявляются на фоне продолжающегося явного социального расслоения в молодежной среде, утери равных шансов на получение образовательных, медицинских, социально-бытовых и других социальных услуг, а также достойной работы. Значительная часть молодых объективно находится в особо неблагополучных условиях, нередко проживает за чертой бедности и, что самое главное – без какой-либо надежды на позитивную жизненную перспективу.
По сравнению с показателями 1990 г. численность 14-30-летних людей уменьшилась почти на 10%. В то же время количество граждан в возрасте до 16 лет сократилось на 15% человек, до 70% разводов у нас приходится на молодые семьи, наблюдается скачкообразный рост социального сиротства – то есть, отсутствия родительского попечения над ребенком при живых родителях .
Ухудшается состояние здоровья молодежи: в среднем лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, а порядка 45% имеют серьезные отклонения в физическом и психическом здоровье. Сохраняется высокий уровень преступности в молодежной среде – в среднем, он в два раза превышает уровень «взрослой» преступности. Продолжается экспансия наркобизнеса и наркотизации молодежи, около 70% потребляющих наркотики составляют молодые люди до 30 лет.
Год от года в среде молодых падает социальная ценность труда, молодежь «перераспределяется» из сферы материального производства и производственного предпринимательства в сферу обслуживания и обращения. Вместе с тем около 35 % от количества зарегистрированных безработных составляет именно молодежь .
Отмечается наряду с этим «размывание» ценностных ориентаций и глубокий кризис духовного мира, усугубляющиеся усилением активного недоверия к институтам власти в целом. Только 15% молодых людей считают, что местные власти проводят целенаправленную молодежную политику, а 60% считают, что этого совершенно не происходит .
В самом общем виде задачу работы с молодежью можно определить следующим образом: формирование, развитие и укрепление условий для гражданского становления и эффективной социализации молодых граждан, а также самореализации личности каждого молодого человека. Дополнительная информация

Информация о работе Основные проблемы современной молодежи