Основные принципы изучения индивидуальных особенностей детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:23, реферат

Краткое описание

Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.
Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы.

Оглавление

Введение
3
Факторы формирования личности
4
1.1 Процесс развития осуществляется как совершенствование человека – биологического существа
4
1.2 Социализация личности
6
2.1 Характеристика подросткового возраста как этап развития личности
7
2.2 Формирование у подростков познавательного отношения к окружающему миру.
9
2.3 Развитие моральной стороны личности и формирование нравственных идеалов в среднем школьном возрасте.
10
2.4. Развитие самооценки и ее роль в формировании личности подростка.
11
3.Основные принципы изучения индивидуальных особенностей детей
11
Заключение
15
Список используемой литературы
17

Файлы: 1 файл

Реферат 1.docx

— 44.04 Кб (Скачать)

Осуществляя индивидуальный подход, следует помнить, что на учащихся по-разному влияют поощрения. Одного ученика полезно  похвалить, так как это укрепляет  его веру в свои силы; по отношению  к другому от похвалы лучше  воздержаться, чтобы не привести его  к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчёркивание недостатков  ученика может сыграть отрицательную  роль по отношению к неуверенному в себе ребёнку и положительную, если школьник слишком самоуверен и  несамокритичен.

Индивидуальный  подход выражается и в применении меры и формы наказания. На одних  школьников действует простое осуждение, на других подобные формы осуждения  впечатления не производят и воспринимаются как снисходительность или мягкотелость воспитателя. По отношению к таким  школьникам следует применять более строгие меры взыскания. Но при этом необходима ясная мотивировка более высокой меры взыскания (чтобы у школьников не возникло мнения о непоследовательности и несправедливости учителя).

Особое  значение в работе со школьниками  имеют три момента:

1) в  общении с ними очень важно  тёплое, сердечное, доброжелательное  отношение. Озлобленности, подозрительности, недоверчивости подростка надо  противопоставить доброту, душевную  теплоту и мягкость;

2) воспитателю  необходимо уметь выявлять то  положительное, что имеется в  личности каждого школьника, даже  самого трудного, самого педагогически  запущенного и стараться опереться  на это положительное в работе  по его перевоспитанию. О необходимости  педагогического оптимизма (который  позволяет видеть что-то хорошее  у любого плохого ученика) и  опоры на «положительный фонд  личности»

Выявить и использовать то положительное, что  имеется в личности любого трудного подростка, не всегда легко, зато этот приём воспитания весьма эффективен и полностью вознаградит учителя  за затраченный труд. Психологическое  действие этого приёма двусторонне. Во-первых, трудный школьник часто  искренне убеждён в том, что он плохой, что у него ничего хорошего не выйдет. Сознание своей неисправимости и неполноценности отрицательно влияет на его поведение. Когда же с помощью взрослых ребёнок открывает  в себе что-то положительное, хорошее, то это сознание благотворно действует  на его поступки. Увидев у себя что-то хорошее, уже не хочется продолжать делать дурное. Во-вторых положительные  стороны личности трудного ученика  открывают возможность приобщить  его к соответствующей интересной для него деятельности, а это не оставляет у него ни времени, ни желания  заниматься предосудительной деятельностью;

3) нередко  хорошие результаты дает, открыто  выражаемое доверие к нравственным  силам трудных подростков. Подростки  очень ценят то, что им доверяют, несмотря на их плохую славу,  дурную репутацию, доверяют им, которым ещё никто ничего не  доверял! Впрочем, подозрительные  подростки иногда с трудом  верят в то, что им действительно  доверяют, что это доверие искренно. Они относятся к оказанному  доверию настороженно, как к очередной  попытке воздействовать на них,  к очередному воспитательному  приёму. А если у трудного подростка  уже сложилась установка противодействовать  всякому воспитанию, то и доверие  подвергается той же участи.

 

 

 

Заключение

Проблема  формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.

В ходе теоретического анализа педагогической и психологической литературы по теме данной работы я поняла, что  личность есть нечто уникальное, что  связано, во-первых, с ее наследственными  особенностями и, во-вторых, с неповторимыми  условиями микросреды в которой  она взращивается. У каждого родившегося  ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать  он может лишь в обществе. Конечно  же, непрерывное единство биологических  и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое  и социальное. Развиваясь вне человеческого  общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Работая над темой: «Проблема индивидуального  подхода в обучении детей» я установила, что основными средствами педагогической коррекции дисгармоний развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольности поведения, является понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание культурно-образовательных возможностей детей. И при этом важную роль играет метод личной перспективы, создающий у ребёнка веру в свои возможности. Доверие к ребёнку, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребёнка со сверстниками, помогает корректировать высокую тревожность запущенных детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышает тем самым социальный статус ребёнка.

В арсенале педагога обязательно должны быть такие  коррекционные методы, как наглядные  опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам. В силу особенностей учебной деятельности запущенных школьников нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также  щадящая учебная нагрузка.

Решающая  роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости, к которому прибегают многие опытные педагоги.

Я считаю, что воспитание должно максимально  опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлением  человека, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аверин  В.А. «Психология детей и подростков», 2-е издание, «Издательство Михайлова  В.А.», Санкт-Петербург, 1998.

2. Гильбух Ю.З. «Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия». Киев, 1993.

3. Дубровина  И.В. «Рабочая книга школьного  психолога». М., «Просвещение», 1991.

4. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. «Учителю о психологии детей шестилетнего возраста» М., «Просвещение», 1989.

5. Курганов  С.Ю. «Ребенок и взрослый в  учебном диалоге» М., Просвещение, 1989.

6. Славина  С.С. «Индивидуальный подход к  неуспевающим и недисциплинированным  школьникам», М., 1959.

7. Божович Л. И. "Личность и её формирование в детском возрасте" М. Просвещение,1968

8. "Возрастные  и индивидуальные особенности  младших подрост¬ков" под редакцией Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В.-М. Просвещение, 1967

9. Грехнев В. С. "Культура педагогического общения", - М.Просвещение, 1990

10. Кащенко  В.П. "Педагогическая коррекция.  Исправление недостат¬ков характера у детей и подростков", Книга для учителя, М.Просвещение,1994

11. Кон  И. С. "Психология старшеклассника" : Пособие для учителя - М. Просвещение. 1980

12. Лисина  М.И. "Проблемы общей, возрастной  и педагогической психологии", М, 1978

 


Информация о работе Основные принципы изучения индивидуальных особенностей детей