Основные положения теории личности Роджерса

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 17:20, реферат

Краткое описание

Фундаментальной предпосылкой теорий Роджерса является предположение, что люди используют свой опыт для очерчивания себя, определения себя.
В своей основной теоретической работе Роджерс определяет ряд понятий, из которых он развертывает теорию личности и модели терапии, изменения личности и межличностных отношений. Поле опыта уникально для каждого индивидуума; это поле опыта или "феноменальное поле" содержит "все, что происходит внутри оболочки организма в любой данный момент, что потенциально доступно сознанию". Оно включает события, восприятия, ощущения, воздействия, которых человек, может быть, не сознает, но мог бы сознавать, если бы сфокусировался на них. Это частный, личный мир, который может соответствовать, а может и не соответствовать наблюдаемой, объективной реальности.

Оглавление

Введение
1. Основные положения теории личности Роджерса
1.1. Самость
1.2. Конгруентность и неконгруентность
1.3. Тенденция к самоактуализации
2. Теория личности в национальной действительности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Основные положения теории личности Роджерса.doc

— 53.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Югорский  государственный университет

Гуманитарный  институт

Кафедра педагогики и психологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад  по дисциплине

«История  психологии»

     Основные  положения теории личности Роджерса. 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Субботин  А.А., студент 3 курса гр. 3590 
 

Проверила:

Зайкова С.А.,

доцент  кафедры педагогики и психологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ханты-Мансийск

2012 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

1. Основные  положения теории личности Роджерса

1.1. Самость

1.2. Конгруентность  и неконгруентность

1.3. Тенденция  к самоактуализации

2. Теория  личности в национальной действительности

Заключение

Список  литературы

 

      Введение

 

     Фундаментальной предпосылкой теорий Роджерса является предположение, что люди используют свой опыт для очерчивания себя, определения себя.

     В своей основной теоретической работе Роджерс определяет ряд понятий, из которых он развертывает теорию личности и модели терапии, изменения  личности и межличностных отношений. Поле опыта уникально для каждого индивидуума; это поле опыта или "феноменальное поле" содержит "все, что происходит внутри оболочки организма в любой данный момент, что потенциально доступно сознанию". Оно включает события, восприятия, ощущения, воздействия, которых человек, может быть, не сознает, но мог бы сознавать, если бы сфокусировался на них. Это частный, личный мир, который может соответствовать, а может и не соответствовать наблюдаемой, объективной реальности.

     Первично  внимание направляется на то, что человек  воспринимает как свой мир, а не на общую реальность. Поле опыта ограничено психологически и биологически. Мы обычно направляем наше внимание на непосредственную опасность или на безопасное и приятное в опыте, вместо того, чтобы воспринимать все стимулы окружающего.

 

      1. Основные положения теории личности Роджерса

     1.1 Самость

 

     В поле опыта находится самость. Это  не есть устойчивая, неизменная сущность. Вместе с тем, если рассматривать  самость в каждый данный момент, она кажется устойчивой. Это происходит потому, что мы как бы "замораживаем" фрагмент опыта, чтобы рассмотреть его. Роджерс говорит, что "мы имеем дело не с медленно растущей сущностью, или постепенным, шаг за шагом, научением... результат очевидно является гештальтом, конфигурацией, в которой изменение незначительного аспекта может полностью изменить всю фигуру". Самость — это организованный связный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации.

     Как фотограф "останавливает" что-то, что изменяется, так и самость  не есть ни один из "стоп-кадров", которые мы снимаем, а лежащий за ними текучий процесс. Другие теоретики используют термин "самость" для обозначения того аспекта тождества личности, который неизменен, устойчив, даже вечен. Роджерс же использует этот термин применительно к непрерывному процессу осознания. Это отличие, это подчеркивание изменения и текучести, лежит в основе его теории и его веры в то, что человек обладает способностью роста, изменения, личного развития. Самость или представление о себе есть взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего.

     1.2 Конгруентность и неконгруентность

 

     Конгруентность  определяется как степень соответствия между сообщаемым, испытываемым и  наличным для опыта. Она описывает  различия между опытом и сознаванием. Высокая степень конгруэнтности означает, что сообщение (то, что вы выражаете), опыт (то, что происходит в вашем поле) и сознавание (то, что вы замечаете) более или менее одинаковы. Ваши наблюдения и наблюдения внешнего наблюдателя будут соответствовать друг другу.

     Маленькие дети демонстрируют высокую конгруентность. Они выражают свои чувства сразу же, и всем своим существом. Когда ребенок голоден, он весь голоден, прямо сейчас! Когда ребенок любит, или когда он сердит, он полно выражает свою эмоцию. Это может объяснить почему дети так быстро переходят от одного эмоционального состояния к другому. Полное выражение чувств позволяет им быстро завершить ситуацию, вместо того, чтобы нести невыраженный эмоциональный багаж предыдущего опыта в каждую новую встречу.

     Конгруентность  хорошо соответствует дзен-буддийской формуле: "Когда я голоден, я ем; когда я устал, я сижу; когда я хочу спать, я сплю".

     Неконгруентность  имеет место, когда есть различия между сознаванием, опытом, и сообщением об опыте. Человек, который по-видимому сердит (сжатые кулаки, повышенная интонация голоса, агрессивная стилистика), говорит, когда его спрашивают, что он совершенно не сердится; люди говорят, что прекрасно проводят время, между тем они скучают, чувствуют себя одинокими, или им нездоровится, — это примеры неконгруэнтности. Она определяется как неспособность не только точно воспринимать, но и точно выражать свой опыт.

     Неконгруентность  между сознаванием и опытом называется репрессией. Человек просто не сознает, что он делает. Психотерапия работает по большей части с этим симптомом неконгруэнтности, помогая людям лучше сознавать свои действия, мысли и чувства, как они влияют на них самих и на других.

     Неконгруентность  между сознаванием и сообщением означает, что человек не выражает то, что он в действительности чувствует, думает или переживает. Такого рода неконгруентность часто воспринимается как лживость, неискренность, нечестность. Такое поведение часто становится объектом обсуждения при групповой терапии или в энкаунтер-группах. Когда такое поведение кажется намеренным, терапевт или руководитель указывают, что отсутствие социальной конгруентности — кажущееся нежелание коммуницировать — обычно является недостатком самоконтроля и отсутствия личного сознавания. Человек неспособен выражать свои реальные эмоции и восприятия или из страха, или в силу старых привычек к скрытности, которые трудно преодолеть. Другая возможность состоит в том, что человек с трудом воспринимает, о чем его спрашивают.

     Инконгруентность  может ощущаться как напряжение, тревожность, в более серьезном случае - как внутреннее замешательство. Пациент психбольницы, утверждающий, что он не знает, где он находится, что такое больница, какое сейчас время дня, и даже кто он такой, демонстрирует высокую степень неконгруентности. Расхождение между внешней реальностью и тем, что переживается субъективно, стало столь значительным, что человек уже не может функционировать.

     Большинство симптомов, описываемых в психиатрической  литературе, могут быть рассматриваемы как формы инконгруентности. Для  Роджерса частная форма расстройства менее важна, чем признание того, что инконгруентность имеет место и требует исправления.

     Инконгруентность  проявляется в таких высказываниях, как "Я не могу принять решения", "Я не знаю, чего я хочу", "Я  никогда не могу остановиться на чем-нибудь определенном". Путаница возникает, когда человек не может разобраться  в различных стимулах, которые к нему приходят. Рассмотрите такой случай: "Мать говорит мне, что я должен о ней заботиться, но я меньше всего могу это делать. Моя девушка говорит мне держаться своего, не давать провести себя. Мне кажется, что я хорош по отношению к матери, лучше, чем она того заслуживает. Иногда я ее ненавижу, иногда люблю. Иногда с ней хорошо быть, иногда она унижает меня".

     Клиент  осаждаем различными побуждениями. Каждое из них имеет смысл и ведет  к осмысленным действиям в  какое-то время. Отделить те побуждения, которые являются его собственными, от навязанных, для клиента трудно. Различение их и способность опираться на различные чувства в различные моменты может представлять трудность. Амбивалентность не является ни необычной, ни нездоровой; но неспособность увидеть ее и справляться с ней — может вести к тревожности.

     1.3 Тенденция к самоактуализации

 

     Существует  фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большей конгруентности и к более реалистичному функционированию. Более того, это стремление свойственно не только людям; это составляющая часть процесса во всем живом. "Это стремление, которое видно по всякой органической и человеческой жизни — стремление расшириться, распространиться, становиться автономным, развиваться, становиться зрелым, — стремление выражать и задействовать все способности организма, в той мере, в какой это действие усиливает организм или самость". Роджерс полагает, что в каждом из нас есть стремление становиться компетентным и способным настолько, насколько только это возможно для нас биологически. Как растение стремится быть здоровым растением, как зерно содержит в себе стремление стать деревом, так человек побуждаем становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком.

     Стремление  к здоровью не является настолько всевластной силой, чтобы отметать все препятствия. Оно легко притупляется, искажается и подавляется. Роджерс утверждает, что это доминирующий мотив в человеке, который "свободно функционирует, не искалеченный прошлыми событиями или нынешними верованиями, поддерживающими инконгруентность. Маслоу приходит к подобным выводам: он называет эту тенденцию слабым внутренним голосом, который нетрудно заглушить. Предпосылка, что рост возможен и является центральным для структуры организма, является основополагающей для мышления Роджерса.

 

      2. Теория личности в национальной действительности

 

     Ценность  отношений — центральная тема работы Роджерса. Ранние отношения  могут быть конгруентными или  могут служить фокусом условий  ценности. Поздние отношения могут восстанавливать конгруентность или задерживать ее.

     Роджерс полагает, что взаимодействие с другим дает индивидууму возможность непосредственно  обнаружить, открыть, пережить или встретить  свою действительную самость. Наша личность становится видимой для нас посредством отношений с другими. В терапии, в ситуации энкаунтер-групп, посредством обратной связи с другими человек получает возможность обрести опыт себя.

     "Я  полагаю, ...что основной барьер, мешающий  общению между людьми, это наша  естественная тенденция судить, оценивать, одобрять или не одобрять утверждения другого человека или другой группы". К.Роджерс.

     Если  мы попробуем представить себе людей, находящихся вне отношений с  другими, мы видим два контрастирующих  стереотипа. Первый — отшельник  поневоле, не умеющий обращаться с другими. Второй — созерцатель, отошедший от мира ради следования другим целям.

     Ни  один из этих типов не удовлетворяет  Роджерса. Он полагает, что отношения  создают наилучшую возможность  для того, чтобы "полно функционировать", чтобы быть в гармонии с собой, другими и средой. В отношениях могут быть удовлетворены фундаментальные организмические потребности индивидуума. Надежда на такое удовлетворение заставляет людей вкладывать невероятное количество энергии в отношения, даже те, которые не кажутся счастливыми или удовлетворяющими.

     "Все  наши беспокойства, говорит некто  мудрый, проистекают от того, что  мы не можем быть одни. И  это очень хорошо. Мы должны  уметь быть в одиночестве, иначе  мы превращаемся в жертвы. Но  когда мы становимся способными на одиночество, мы понимаем, что единственное, что следует делать, это положить начало отношениям с другим — или даже тем же человеком, что всех людей следует держать отдельно, как полюсы телеграфного устройства — это нонсенс". К.Роджерс.

 

      Заключение

 

     В этой работе была предпринята попытка  представить теорию личности и поведения, основанную на нашем опыте и исследованиях  в области клиентоцентрированной  терапии. Эта теория в основе своей  феноменологична и опирается  главным образом на объяснительный конструкт "концепции себя". Согласно этой теории, суть личностного развития состоит в достижении принципиального соответствия между феноменальным полем опыта и концептуальной структурой представлений о себе, что обеспечивает освобождение от чувства тревоги, от реальной и потенциальной внутренней напряженности. В результате формируется индивидуализированная система ценностей, во многом совпадающая с ценностной системой каждого представителя человеческого рода, обладающего надлежащей психологической регуляцией.

Информация о работе Основные положения теории личности Роджерса