Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 17:38, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить содержание профессиональной ориентации старшеклассников.
Объект курсовой работы: профессиональная ориентация старшеклассников.
Предмет курсовой работы: содержание профессиональной ориентации.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты профессиональной ориентации старшеклассников
История становления профориентации
Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии
Содержание, формы, методы профессиональной ориентации старшеклассников
Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
Заключение
Список литературы
- профпросвещение
предполагает формирование
- в процессе проведения
работы по профессиональному
просвещению необходимо
народного хозяйства
данного экономического района, сложившиеся
трудовые традиции, наличие общеобразовательных
и профессиональных учебных заведений;
- профессиональное
просвещение молодежи должно
основываться на реальной
- ознакомление с
миром профессий следует тесно
увязывать с профессиональными
интересами, склонностями и способностями
молодежи и динамикой развития
этих особенностей молодых
Составной частью профпросвещения
является профпропаганда, а основными
формами ее проведения – встречи с представителями
различных профессий, лекции о различных
отраслях народного хозяйства, производствах
и профессиях и т.д.
Значительное место
в работе по профпросвещению занимают
беседы, которые проводят классные
руководители, учителя-предметники
или представители различных
профессий. При этом тематика бесед
должна отвечать возрастным особенностям
школьников и охватывать круг вопросов,
интересующих самих учащихся.
Изучение школьников
в целях профориентации
Изучение учащихся
в целях профориентации (предварительная
профдиагностика), как уже было сказано
выше, составляет один из важнейших составных
компонентов профориентации школьников.
На этом этапе следует изучить характерные
особенности личности: ценностные ориентации,
интересы, потребности, склонности, способности,
профессиональную направленность, профессиональные
намерения, мотивы выбора профессии, черты
характера, темперамент, состояние здоровья.
Профессиональная
консультация учащихся
В широком смысле
слова профконсультация - это система
оказания действенной помощи в трудовом
самоопределении учащихся, основанная
на изучении личности.
Можно выделить три
этапа в работе по профконсультации:
1. Подготовительная
профконсультация должна подвести учащихся
к осознанному выбору профессии, ведется
она в течение всего периода школьного
обучения.
2. Цель завершающей
профконсультации - оказание помощи в
выборе профессии в соответствие с интересами,
склонностями и психофизиологическими
способностями ученика. Эту консультацию
в 8-11 классах проводят специалисты-профконсультанты
совместно с учителями школы.
3. Уточняющая профконсультация
нередко выходит за рамки школы и осуществляется
в средних профессионально-технических
училищах, вузах, на предприятиях и т.п.
На каждом из этих
этапов профконсультация носит разный
характер. На первом этапе подготовка
учащихся к выбору профессии немыслима
без развития самооценки и положительных
качеств личности. При этом профконсультация
прежде всего носит развивающий характер.
Если у ученика уже сложились интересы,
отвечающие его способностям, то задача
профконсультанта, учителя, классного
руководителя состоит в том, чтобы направлять
его деятельность.
На втором этапе
профориентация носит рекомендательный
характер и решает такие основные
задачи: соответствие состояния здоровья
требованиям выбираемой профессии,
психологическая готовность личности
к овладению избранной
Для проведения психолого-педагогической
консультации используют данные предварительной
профдиагностики личности школьников.
Третий этап профконсультации
связан с поступлением ученика в профессиональное
учебное заведение или непосредственно
на работу. Его можно назвать еще формирующим,
ибо основная задача на этом этапе - помочь
молодому человеку утвердиться в профессиональном
выборе. С помощью школы учащиеся знакомятся
с будущими условиями своей деятельности,
готовясь к обучению в учебном заведении
или непосредственно поступлению на работу
[21].
Профессиональная
консультация для учащихся по форме
проведения может быть коллективной,
групповой и индивидуальной.
Профессиональный
отбор (подбор) учащихся
Составная часть
профориентации - профессиональный отбор
, то есть выбор лиц, которые с наибольшей
вероятностью смогут успешно освоить
данную профессию и выполнять связанные
с нею трудовые обязанности.
В процессе профессионального
отбора определяют профессиональную пригодность
человека на основе существующих у
людей физиологических и
Профессиональная
пригодность - это уровень соответствия
физических качеств и психофизических
особенностей человека профессиональным
требованиям. Если эти качества и
особенности не достигают нужных
требований, происходит перегрузка. Это
случай профессиональной неполноценности,
от которой страдают и общество и
личность.
Профотбор (подбор) подразделяют
на два вида - констатирующий и организующий.
Констатирующий профотбор предполагает
решение вопросов о пригодности
к профессии того или иного
лица в форме “годен” и “негоден”.
В случае отрицательного ответа человек
предпринимает новую попытку
решения вопросов трудоустройства.
Организующий профотбор (подбор) имеет
целью выявить и оценить
Социально-профессиональная
адаптация молодежи
Профессиональная
адаптация - важнейший этап процесса
профессионального
Профессиональная
адаптация - это процесс приспособления
учащихся к будущей профессии
в общеобразовательных школах, профтехучилищах,
техникумах, вузах и т.д. к условиям
их профессионального труда в результате
чего происходит закрепление кадров в
народном хозяйстве.
В процессе приспособления
к трудовому коллективу можно
выделить три стадии:
- ознакомление с
новой ситуацией;
- стадия приспособления
к этой ситуации - работник переориентируется,
признает главные элементы
- стадия ассимиляции
- полное приспособление к
Глава II. Организация
опытно-экспериментальной
Организация исследования
Вопрос о выборе
профессии - это вопрос о том, что
ищет в профессии личность, какие
жизненные планы, потребности, интересы
и намерения пытается она реализовать
в выбираемой сфере деятельности.
Конечно, не всякий план и не всякая
потребность, интерес и намерение
обусловливают устойчивый и достаточно
сознательный выбор.
Цель данного эмпирического
исследования - выявить как проводится
профориентационная работа в школе.
Задачи эмпирического
исследования:
1. Разработать анкету
для учащихся.
2. Провести беседу
с классными руководителями.
3. Провести анкетирование
на профессиональное
4. Проанализировать
полученные результаты.
5. Разработать программу
по профессиональной
В соответствии с
темой исследования была разработана
анкета на профессиональное самоопределение,
позволяющая выявить
Для обобщения опыта
учителей по профориентации была проведена
беседа среди классных руководителей
десятых классов.
Всего в исследовании
приняли участие 47 учащихся десятых
классов и 10 классных руководителей.
2.2 Анализ и интерпретация
полученных результатов
По результатам
беседы, проведенной с классным руководителем,
в школах ведется следующая работа
по профессиональной ориентации старшеклассников:
- большое внимание
уделяется таким методам
- создаются профильные
классы с углубленным
- организация факультативов;
- классные руководители
проводят классные часы в
- проводятся различные
тесты, опросники, помогающие ребятам
определиться с выбором будущей профессии,
определяются профессиональные склонности
и интересы (Карта интересов, тест Голланда),
способности (Школьный тест умственного
развития), личностные особенности учащихся;
- проводятся коллективные
и индивидуальные беседы, консультирование.
На вопрос, «Какие
формы профессиональной ориентации
старшеклассников Вы используете?», были
получены следующие результаты, представленные
в таблице 1:
Таблица 1. Формы профориентации старшеклассниковВарианты ответов Кол-во человек Показатели в %
1. Просвещение 6 60
2. Изучение школьников 4 40
3. Консультирование 2 20
Наглядно полученные
результаты можно увидеть на рисунке
1.
Рис.1 Формы профориентации
старшеклассников
Согласно полученным
данным, 60 % классных руководителей
используют в качестве формы профориентации
старшеклассников – профессиональное
просвещение, что составило 6 человек,
40 % - изучение школьников, что составило
4 человека, 20 % - профессионально
Таким образом, основной
формой профессиональной ориентации старшеклассников
является профессиональное просвещение
- сообщение школьникам сведений о
различных профессиях, их значении
для народного хозяйства, потребностях
в кадрах, условиях труда, требованиях,
предъявляемых профессией к психофизиологическим
качествам личности, способах и путях
их получения, оплате труда.
На вопрос, «Какие
методы Вы используете для
Таблица 2. Методы профориентации старшеклассниковВарианты ответов Кол-во человек Показатели в %
1. Профориентационные экскурсии 10 100
2.Диагностика учащихся 5 50
3.Индивидуальные беседы 8 80
4. Групповые беседы 8 80
5.Игры 7 70
Наглядно полученные
результаты можно увидеть на рисунке
2.
Рис.2 Методы профориентации
старшеклассников
Согласно полученным
данным, профориентационные экскурсии
проводятся всеми классными руководителями,
и является основным методом профориентации
старшеклассников; диагностика учащихся
проводится 5 учителями, что составило
50 % опрошенных классных руководителей;
индивидуальные и групповые беседы, в
целях профориентации, практикуются 8
опрошенными классными руководителями,
что составило 8 человек; игры проводятся
7 классными руководителями, что составило
70 % опрошенных учителей.