Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: выявить содержание профессиональной ориентации старшеклассников.


Объект курсовой работы: профессиональная ориентация старшеклассников.


Предмет курсовой работы: содержание профессиональной ориентации.

Оглавление

Введение


Глава I. Теоретические аспекты профессиональной ориентации старшеклассников


История становления профориентации


Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии


Содержание, формы, методы профессиональной ориентации старшеклассников


Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников


2.1 Организация исследования


2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов


Заключение


Список литературы

Файлы: 1 файл

Профориентация.docx

— 46.30 Кб (Скачать)

- профпросвещение  предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся  о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;» 

- в процессе проведения  работы по профессиональному  просвещению необходимо учитывать  направленность в развитии отраслей  

народного хозяйства  данного экономического района, сложившиеся  трудовые традиции, наличие общеобразовательных  и профессиональных учебных заведений; 

- профессиональное  просвещение молодежи должно  основываться на реальной потребности  в конкретных профессиях; 

- ознакомление с  миром профессий следует тесно  увязывать с профессиональными  интересами, склонностями и способностями  молодежи и динамикой развития  этих особенностей молодых людей.  Содержание работы по профессиональному  просвещению должно учитывать  состав учащихся по возрасту, полу [27]. 

Составной частью профпросвещения  является профпропаганда, а основными формами ее проведения – встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах и профессиях и т.д. 

Значительное место  в работе по профпросвещению занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники  или представители различных  профессий. При этом тематика бесед  должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся. 

Изучение школьников в целях профориентации 

Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), как уже было сказано выше, составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья. 

Профессиональная  консультация учащихся 

В широком смысле слова профконсультация - это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности. 

Можно выделить три  этапа в работе по профконсультации: 

1. Подготовительная  профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения. 

2. Цель завершающей  профконсультации - оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 8-11 классах проводят специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы. 

3. Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п. 

На каждом из этих этапов профконсультация носит разный характер. На первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств личности. При этом профконсультация прежде всего носит развивающий характер. Если у ученика уже сложились интересы, отвечающие его способностям, то задача профконсультанта, учителя, классного руководителя состоит в том, чтобы направлять его деятельность. 

На втором этапе  профориентация носит рекомендательный характер и решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют три  этапа профконсультации: психолого-педагогическую, медицинскую и справочную [22]. 

Для проведения психолого-педагогической консультации используют данные предварительной  профдиагностики личности школьников.  

Третий этап профконсультации связан с поступлением ученика в профессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его можно назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе - помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью школы учащиеся знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в учебном заведении или непосредственно поступлению на работу [21]. 

Профессиональная  консультация для учащихся по форме  проведения может быть коллективной, групповой и индивидуальной. 

Профессиональный  отбор (подбор) учащихся 

Составная часть  профориентации - профессиональный отбор , то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.  

В процессе профессионального  отбора определяют профессиональную пригодность  человека на основе существующих у  людей физиологических и интеллектуальных различий. 

Профессиональная  пригодность - это уровень соответствия физических качеств и психофизических  особенностей человека профессиональным требованиям. Если эти качества и  особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это  случай профессиональной неполноценности, от которой страдают и общество и  личность. 

Профотбор (подбор) подразделяют на два вида - констатирующий и организующий. Констатирующий профотбор предполагает решение вопросов о пригодности  к профессии того или иного  лица в форме “годен” и “негоден”. В случае отрицательного ответа человек  предпринимает новую попытку  решения вопросов трудоустройства. Организующий профотбор (подбор) имеет  целью выявить и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями  не к одной, а к нескольким профессиям, что в большей мере отвечает нуждам и задачам заведений, предприятий  по своевременному заполнению вакантных  мест [16]. 

Социально-профессиональная адаптация молодежи 

Профессиональная  адаптация - важнейший этап процесса профессионального самоопределения  человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов  в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались  реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности  профориентационной работы с молодежью [15]. 

Профессиональная  адаптация - это процесс приспособления учащихся к будущей профессии  в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве.  

В процессе приспособления к трудовому коллективу можно  выделить три стадии: 

- ознакомление с  новой ситуацией; 

- стадия приспособления  к этой ситуации - работник переориентируется,  признает главные элементы новой  системы ценностей, но у него  сохраняются в качестве равноценных  многие прежние установки” 

- стадия ассимиляции  - полное приспособление к трудовому  коллективу, усвоение его установок  [24]. 

Глава II. Организация  опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников 

Организация исследования  

Вопрос о выборе профессии - это вопрос о том, что  ищет в профессии личность, какие  жизненные планы, потребности, интересы и намерения пытается она реализовать  в выбираемой сфере деятельности. Конечно, не всякий план и не всякая потребность, интерес и намерение  обусловливают устойчивый и достаточно сознательный выбор. 

Цель данного эмпирического  исследования - выявить как проводится профориентационная работа в школе. 

Задачи эмпирического  исследования: 

1. Разработать анкету  для учащихся. 

2. Провести беседу  с классными руководителями. 

3. Провести анкетирование  на профессиональное самоопределение  учащихся. 

4. Проанализировать  полученные результаты. 

5. Разработать программу  по профессиональной ориентации  для старшеклассников. 

В соответствии с  темой исследования была разработана  анкета на профессиональное самоопределение, позволяющая выявить определились ли учащиеся с выбором профессии  и учебного заведения, а также  каким образом ведется подготовка к будущей профессии. 

Для обобщения опыта  учителей по профориентации была проведена  беседа среди классных руководителей  десятых классов. 

Всего в исследовании приняли участие 47 учащихся десятых  классов и 10 классных руководителей.  

2.2 Анализ и интерпретация  полученных результатов 
 

По результатам  беседы, проведенной с классным руководителем, в школах ведется следующая работа по профессиональной ориентации старшеклассников: 

- большое внимание  уделяется таким методам профориентации  как проведение экскурсий на  различные предприятия, вузы, ПТУ,  а также практикуются индивидуальные  беседы с учащимися, позволяющие  выявить их интересы; 

- создаются профильные  классы с углубленным изучением  отдельных предметов (классы с  углубленным изучением английского  языка, математические, гуманитарные  классы); 

- организация факультативов; 

- классные руководители  проводят классные часы в данном  направлении, оформляют стенды; 

- проводятся различные  тесты, опросники, помогающие ребятам определиться с выбором будущей профессии, определяются профессиональные склонности и интересы (Карта интересов, тест Голланда), способности (Школьный тест умственного развития), личностные особенности учащихся; 

- проводятся коллективные  и индивидуальные беседы, консультирование. 

На вопрос, «Какие формы профессиональной ориентации старшеклассников Вы используете?», были получены следующие результаты, представленные в таблице 1: 
 

Таблица 1. Формы профориентации старшеклассниковВарианты ответов Кол-во человек Показатели в %

1. Просвещение 6 60

2. Изучение школьников 4 40

3. Консультирование 2 20 
 

Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 1. 
 
 
 

Рис.1 Формы профориентации старшеклассников 
 

Согласно полученным данным, 60 % классных руководителей  используют в качестве формы профориентации старшеклассников – профессиональное просвещение, что составило 6 человек, 40 % - изучение школьников, что составило 4 человека, 20 % - профессионально консультирование, что составило 2 человека. 

Таким образом, основной формой профессиональной ориентации старшеклассников является профессиональное просвещение - сообщение школьникам сведений о  различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях  их получения, оплате труда. 

На вопрос, «Какие методы Вы используете для профессиональной ориентации старшеклассников», были получены следующие данные, представленные в  таблице 2: 
 

Таблица 2. Методы профориентации старшеклассниковВарианты ответов Кол-во человек Показатели в %

1. Профориентационные экскурсии 10 100

2.Диагностика учащихся 5 50

3.Индивидуальные  беседы 8 80

4. Групповые беседы 8 80

5.Игры 7 70 
 
 

Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 2. 
 
 
 

Рис.2 Методы профориентации старшеклассников 
 

Согласно полученным данным, профориентационные экскурсии проводятся всеми классными руководителями, и является основным методом профориентации старшеклассников; диагностика учащихся проводится 5 учителями, что составило 50 % опрошенных классных руководителей; индивидуальные и групповые беседы, в целях профориентации, практикуются 8 опрошенными классными руководителями, что составило 8 человек; игры проводятся 7 классными руководителями, что составило 70 % опрошенных учителей. 

Информация о работе Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников