Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 17:38, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить содержание профессиональной ориентации старшеклассников.
Объект курсовой работы: профессиональная ориентация старшеклассников.
Предмет курсовой работы: содержание профессиональной ориентации.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты профессиональной ориентации старшеклассников
История становления профориентации
Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии
Содержание, формы, методы профессиональной ориентации старшеклассников
Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
Заключение
Список литературы
Учащиеся выпускного
класса основной школы часто испытывают
серьезные затруднения в выборе
профиля обучения в старшей школе.
Как правило, они делают этот выбор
под действием случайных
Результаты психолого-
Самым важным, неотложным
и трудным делом становится для
старшеклассника выбор
Он хорошо понимает,
что содержание этой будущей жизни,
прежде всего, зависит от того –
сумеет ли он правильно выбрать профессию.
Каким бы легкомысленным и беспечным
не выглядел юноша, выбор профессии
– его главная и постоянная
забота [9].
В пору юности все
определенней и отчетливей оказывается
индивидуальный облик каждого молодого
человека, все ясней выступают
те его индивидуальные особенности,
которые в своей совокупности
определяют склад его личности.
Старшеклассники существенно
отличаются друг от друга не только
по темпераменту и по характеру, но
и по своим способностям, потребностям,
стремлениям и интересам, разной
степенью самосознания. Индивидуальные
особенности проявляются и в
выборе жизненного пути. Юность – это
возраст, когда складывается мировоззрение,
формируются ценностные ориентации,
установки.
По сути, это период,
когда осуществляется переход от
детства к началу взрослой жизни,
соответствующей степени
Как уже говорилось,
профессиональное самоопределение
начинается в детстве, а заканчивается
в ранней юности. Определяющее значение
в учебной деятельности приобретают
мотивы самоопределения и
Выбор профессии
и овладение ею начинается с профессионального
самоопределения. На этом этапе ученики
должны уже вполне реально сформировать
для себя задачу выбора будущей сферы
деятельности с учетом имеющегося психологического
и психофизиологического ресурсов. В это
время у учащихся формируется отношение
к определенным профессиям, осуществляется
выбор учебных предметов в соответствии
с выбранной профессией.
Характерное приобретение
ранней юности - формирование жизненных
планов. Жизненный план как совокупность
намерений постепенно становится жизненной
программой, когда предметом размышлений
оказывается не только конечный результат,
но и способы его достижения. Жизненный
план- это план потенциально возможных
действий. В содержании планов существует
ряд противоречий. В своих ожиданиях,
связанных с будущей
При этом высокий
уровень притязаний не подкрепляется
столь же высоким уровнем
При этом девушки
ожидают достижений во всех сферах
жизни в более раннем возрасте,
чем юноши. В этом проявляется
их недостаточная готовность к реальным
трудностям и проблемам будущей
самостоятельной жизни. Главное
противоречие жизненной перспективы
юношей и девушек - недостаточная
самостоятельность и готовность
к самоотдаче ради будущей реализации
своих жизненных целей. Цели, которые
ставят перед собой будущие
Ещё один момент, связанный
с самоопределением, — изменение
учебной мотивации. Старшеклассники,
ведающие деятельность которых обычно
называют учебно-профессиональной, начинают
рассматривать учёбу как
Профессия все больше
начинает рассматриваться и как
средство для достижения жизненного
успеха, и как средство для нахождения
своего места в обществе, и как
средство самореализации личности. Проблема
самоопределения становится актуальной
как для самого ученика, так и
для общества. Адекватное профессиональное
самоопределение - это главное достижение
успеха в профессиональной деятельности.
Содержание, формы, методы
профессиональной ориентации старшеклассников
В процессе профессионального
становления будущего квалифицированного
рабочего можно выделить три четко
выраженных периода:
1. Период поступления
в профессиональное учебное
2. Период обучения
в профессиональном учебном
3. Начало трудовой деятельности
(профессиональная адаптация в период
прохождения производственной практики,
закрепление и развитие полученных в школе,
профтехучилище, техникуме, вузе умений
и навыков, приобретение опыта работы,
окончательное утверждение в избранной
профессии [27].
Работа по решению
задач, стоящих на каждом из этих этапов,
и составляет сущность процесса профессионального
воспитания.
В качестве форм профессиональной
ориентации можно выделить следующие:
“круглый стол”, индивидуальные и
групповые беседы, семинары, описание
профессий, диспут, составление и
решение профориентационных кроссвордов,
ролевые игры, творческие этюды, метод
конкретных ситуаций, ярмарки вакансий
и пр.
Все формы профессионального
воспитания можно объединить в три
группы:
- индивидуальные
- групповые
- массовые.
К методам профессиональной
ориентации относятся:
- информационно-справочные,
просветительские методы: профессиограммы
— краткие описания профессий; справочная
литература; информационно-посиковые
системы; профессиональная реклама и агитация;
экскурсии школьников на предприяия и
в учебные заведения; встречи школьников
со специалистами; познавательные и просветительские
лекции, профориентационные уроки; учебные
фильмы и видеофильмы; использование средство
массовой информации; различные ярмарки
профессий и их модификации и т.п.
- методы профессиональной
психодиагностики (в идеале —
помощь в самопознании): беседы-интервью
закрытого типа (по строго обозначенным
вопросам); открытые беседы-интервью
(с возможностью некоторого
- методы морально-эмоциональной
поддержки клиентов: группы общения,
тренинга общения, сложные
- методы оказания
помощи в конкретном выборе
и принятии решения:
Составными компонентами
профориентационной работы являются:
- профессиональное
просвещение;
- изучение школьников
в целях профориентации;
- профессиональная
консультация;
- профессиональный
отбор;
- социально-профессиональная
адаптация молодежи.
Профессиональное
просвещение
Важным компонентом
системы профессиональной ориентации
учащихся является профессиональное просвещение
– сообщение школьникам сведений
о различных профессиях, их значении
для народного хозяйства, потребностях
в кадрах, условиях труда, требованиях,
предъявляемых профессией к психофизиологическим
качествам личности, способах и путях
их получения, оплате труда. [20]
Кроме того, учащиеся
должны знать основные общетрудовые
и общепроизводственные понятия: что такое
культура труда, трудовая дисциплина,
принципы планирования, структура предприятия
и т.п.
Работа по профпросвещению
включает в себя:
- профинформацию
- профпропаганду
- профагитацию.
Знания о профессиях
учащиеся получают не только в школе.
Источниками знаний по этому вопросу
учащиеся получают не только в школе.
Источниками знаний по этому вопросу
служат средства массовой информации,
родственники, знакомые и др. При
этом сведения о содержании профессии
и их значимости иногда могут быть
даны весьма искажено, вследствие чего
возможно создание картины неоправданной
привлекательности одних профессий и
атмосферы недоброжелательности к другим.
В связи с этим
перед школой, как и перед всем
обществом, стоит довольно сложная
задача – исправить идущие вразрез
с потребностями экономики
Планировать работу
по профессиональному просвещению
в школе, в частности по профпропаганде
и последующей профагитации, следует в
соответствии с предварительной профдиагностикой.
Только на основе такого подхода можно
проводить соответствующую работу со
школьниками, направленную на формирование
сознательного отношения к выбору профессии.
Чтобы работа по профпросвещению
имела положительные