Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 20:06, курсовая работа
Цель работы - выявить особенности типов темперамента у детей старшего дошкольного возраста.
Объект данного исследования – изучение типов темперамента.
Предмет исследования – изучение типов темперамента у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза – для воспитания всесторонне и гармонично развитой личности следует учитывать особенности темперамента детей старшего дошкольного возраста.
Для психодиагностики темперамента (особенностей темперамента) существует значительное число методик, конструируемых как опросники.
К достаточно известным за рубежом опросникам относятся: опросник темперамента младенца В. Карея и С. Мак-Девита; день младенца Ж.Балегеера; оценочная шкала реактивности Е. Фриденсберга и Я. Стреляу; оценочная батарея темперамента Р. Мартина; обозрение измерений темперамента М. Уиндла и Р. Лернера и другие [7].
Разработка русскоязычных версий опросников темперамента осуществлялась В.М.Русаловым. Речь идет об опросниках личностных, при разработке которых теоретический конструкт, называемый темпераментом, раскрывается через его свойства, экспериментально обнаруженные в психофизиологических исследованиях. Перенесение показателей (а точнее, их названий), которые выделены с помощью физиологических аппаратурных методик, в описание конструкта, положенного в основу создания тестов карандаша и бумаги, некорректно. В этой связи не вызывает удивления отсутствие при описании многих тестов темперамента сведений об их валидности. К тому же следует помнить и о том, что в работах многих западных психологов понятия «темперамент» и «личность» нередко рассматриваются как синонимы.
В отечественно психологии имеется достаточно тестов - опросников для психодиагностики темперамента: тест - опросник Я.Стреляу, методика Б.Н.Смирнова «Определение психологической характеристики темперамента», методика ОСТ В.М.Русалова, вариант методики В.М.Русалова ОФДСИ, факторный опросник оценки темперамента Г.Айзенка EPI (формы А и В), тест - опросник Г.Айзенка для психодиагностики темперамента у детей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что и отечественные, и зарубежные ученые-психологи на протяжении долгих лет занимались вопросом психодиагностики темперамента. Именно благодаря их исследованиям, современные психологи обладают достаточным материалом, для качественного диагностирования темперамента.
2.2. Определение типа темперамента у детей старшего дошкольного возраста
Темперамент дается человеку с рождения. Изменить его нельзя, но вот научиться понимать и считаться с ним нужно. Малыш появляется на свет уже со сложившимся набором свойств нервной системы, именно они в дальнейшем будут определять его психическое развитие, характер, способ проявления эмоций, умение усваивать новые знания, склонность к определенному виду деятельности и т.д. Обычно ребенок наследует темперамент одного из родителей или в равной степени берет черты от каждого. Поэтому в одной и той же семье возможно появление детей с разными типами темперамента. Определение типа темперамента ребенка поможет родителям и педагогам в педагогическом воздействии, а так же будет легче дать объяснение поведению ребенка.
Для определения типа темперамента у детей старшего дошкольного возраста наиболее приемлемой считается «Опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ)». С помощью этой методики можно количественно оценить следующие свойства темперамента человека: энергичность, пластичность, темп и эмоциональность. Энергичность — это степень активности, проявляемой человеком в общении с людьми и в практической работе. Пластичность — это легкость переключения с выполнения одного вида деятельности на выполнение другого или изменения поведения в общении с людьми. Темп — скорость выполнения отдельных действий, операций и движений. Эмоциональность — склонность человека эмоционально реагировать на различные события, связанные с его практической деятельностью и общением с людьми.
Предполагается, что свойства темперамента человека по-разному проявляются в его работе и в сфере взаимоотношений с людьми, поэтому в данной методике отдельно оценивается темперамент в деятельности и в общении по каждому из перечисленных выше его свойств.
Для проведения данной методики ребенку дают список вопросов, карандаш или ручку и предлагают ознакомиться с инструкцией: необходимо предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение обычного способа поведения ребенка. Необходимо представить типичные ситуации и дать первый «естественный» ответ, который придет в голову. Отвечать быстро и точно. Помнить, нет «хороших» или «плохих» ответов. Если выбирается ответ «да», поставить крестик или галочку в графе «да». Если выбрать ответ «нет», поставить крестик (галочку) соответственно в графе «нет» [11].
Далее идет перечень вопросов. Вот некоторые из них:
1. Подвижный ли ты человек?
2. Всегда ли ты готов с ходу, не раздумывая, включиться в интересующий тебя разговор?
3. Предпочитаешь ты уединение большой компании?
4. Испытываешь ты постоянное желание чем-либо занимать¬ся, что-либо делать?
5. Медленно ли ты говоришь?
6. Ранимый ли ты человек?
7. Часто ли тебе не спится из-за того, что ты поссорился с друзьями?
8. Всегда ли хочется тебе в свободное время чем-то заняться?
9. Часто ли в разговорах с людьми ты говоришь, не подумав как следует?
10. Раздражает ли тебя быстрая речь собеседника?
После того, как ребенок ответил на все вопросы, необходимо обратиться к ключу методики: «ниже для каждого свойства темперамента, оцениваемого при помощи описанной методики, указаны соответствующие ему номера вопросов и варианты ответов на них. Если ответ, выбранный испытуемым, совпадает с ключевым, то по данному свойству темперамента он получает 1 балл. Степень развития каждого свойства темперамента оценивается по количеству баллов, которое оно получило…»
После того, как получили количественные результаты, необходимо оценить данные результаты и сделать выводы об уровне развития свойств темперамента. Считается, что то или иное свойство темперамента сильно развито у испытуемого, если он получил по нему 9 и более баллов; слабо развито — если по нему получено 4 и менее баллов. При суммарном количестве баллов от 5 до 8 данное свойство темперамента считается среднеразвитым.
Вывод о доминирующем типе темперамента человека делается на основе сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с данными ниже типичными сочетаниями этих свойств, соответствующими разным типам темперамента.
Сангвиник — средне развитые показатели по всем свойствам.
Холерик — высокие показатели по энергичности, темпу и эмо-циональности при средних или высоких показателях по пластичности.
Флегматик — низкие показатели по всем свойствам темперамента.
Меланхолик — низкие показатели по энергичности, пластичности, темпу при средних или высоких показателях по эмоциональности.
К чистому типу сангвиника, холерика, флегматика или меланхолика человек относится только при полном совпадении степени развитости его показателей с теми, которые связаны с описанными типами. Во всех остальных случаях считается, что у человека имеется так называемый смешанный тип темперамента.
Отдельно для каждого испытуемого устанавливаются два типа его темперамента: один, который проявляется в работе, и другой, который проявляется в общении с людьми [11].
Таким образом, с помощью данной методики можно определить тип темперамента ребенка. Ребенок отвечает на вопросы самостоятельно, а значит, результаты будут большей частью достоверными.
Краткие выводы по второй главе
Психодиагностика темперамента – совокупность приемов и методик, направленных на получение психологического диагноза особенностей темперамента. Для психодиагностки темперамента используются три основных подхода: 1) свойства темперамента (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик) определяются непосредственно, в чистом виде; 2) свойства темперамента определяются опосредованно через показатели экстра-интроверсии, эмоциональной устойчивости — неустойчивости (нейротизма); при этом эмоционально устойчивый экстраверт квалифицируется как сангвиник, эмоционально неустойчивый интроверт как меланхолик и т. д.; 3) свойства темперамента определяются опосредованно через свойства центральной нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность); при этом сильный, подвижный, уравновешенный тип квалифицируется как сангвиник; сильный, инертный, уравновешенный — как флегматик и т. д. При первом и втором подходах используются в основном специализированные опросники. Наиболее распространенные из них: тест Я. Стреляу, тест «Формула темперамента» А. Белова, личностные опросники Г. Айзенка (MPI, EPI, EPQ), шкала темперамента Марке-Нимана и др. При третьем подходе наиболее широко используются психофизиологические аппаратурные методики, основанные на измерении времени реакции, критической частоты слияния мельканий и др.
Для педагогов, а особенно для родителей, очень важно знать тип темперамента своего ребенка. Это необходимо для правильного педагогического воздействия с учетом его темпераментальных особенностей. Поэтому очень важно продиагностировать ребенка и узнать, какой тип темперамента у него преобладает.
В зависимости от полученных результатов диагностики, можно сформулировать следующие рекомендации педагогам и родителям.
Ребенок-сангвиник. Такому ребенку необходимо обеспечить доступ к разным видам деятельности, не загружать его неинтересной монотонной работой. Однако следует помочь ему сосредоточиться на выбранном занятии и довести дело до конца, опираясь на такое важное качество сангвиника, как целеустремленность. При этом с такими детьми следует быть требовательными. Желательно, чтобы все члены семьи и педагоги придерживались единой стратегии воспитания.
Удерживать внимание ребенок-сангвиник может научиться с помощью взрослого, отдающего ему много времени в совместных занятиях: просмотр диафильмов, чтение книг, сочинение историй, собирание конструктора.
Ребенок-меланхолик. Для меланхолика самым главным является спокойная, доброжелательная психологическая атмосфера дома. Ребенка надо часто хвалить, демонстрируя веру в его способности. Даже если задание выполнено не очень хорошо, нужно уметь вселить в ребенка уверенность, одобряя саму попытку решить ту или иную задачу. У меланхолика должна быть постоянная возможность переживания успеха от выполнения самых незначительных дел. Накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для ребенка-меланхолика, так как он долго фиксируется на этом и переживает. Чаще проговаривайте положительные моменты, старайтесь отвлечь его от тревожных мыслей. В совместных занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструирование, мягкие, не соревновательные игры.
Ребенок-холерик. Такого ребенка нужно контролировать больше других. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия. Самое главное – занять такого ребенка соответствующим его интересам делом. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения; полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребенку нужно большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. У такого ребенка в течение дня обязательно должна быть интенсивная физическая нагрузка. Спорт хорошо дисциплинирует именно холериков. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса.
Педагоги должны помнить, что воспитание детей с холерическим темпераментом требует особого терпения и гуманности, ибо нажим, а тем более репрессии, вызывают резкое противодействие и даже ненависть.
Ребенок-флегматик. В совместных занятиях рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием. Чтобы поведение и мышление флегматика не стали стереотипными, давайте ему побольше творческих заданий, которые имеют несколько вариантов решения. Не надо делать ребенка «удобным» для себя. В игре не предоставляйте ребенка самому себе, тормошите, зажигайте, заинтересовывайте. Не стоит настойчиво внешне проявлять свою любовь к ребенку-флегматику. Напротив, кажущееся равнодушие взрослого будет действовать на него так, что он будет стремиться к преодолению своего равнодушия, завоеванию любви.
Никогда не торопите его – флегматик от этого начинает действовать еще медленнее. Для такого ребенка совершенно неадекватна атмосфера спешки и четкого лимита времени [1].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как уже говорилось ранее, темперамент – это устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент опосредован и обусловлен реальными условиями и конкретным содержание жизни человека.
Поэтому следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. Темперамент может также изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент.
Поэтому «чистые» типы темперамента встречаются относительно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства темперамента какого-то одного.
Учет особенностей темперамента необходим не только в каких-то исключительных случаях, а постоянно и различно в зависимости от возраста, степени выраженности свойств и от уровня «созревания» (развертывания всех структурных компонентов) темперамента. Важно не только выработать определенный комплекс воспитательных воздействий, но адресовать их тому периоду развития, который является наиболее благоприятным для проявления отдельных типологических свойств (то есть учитывать сензитивные периоды). Наиболее благоприятные предпосылки для воспитательных воздействий создаются в раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте, когда нервная система в стадии становления, когда интенсивно развиваются основные свойства нервных процессов.
Информация о работе Определение типа темперамента у детей старшего дошкольного возраста