Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 20:06, курсовая работа
Цель работы - выявить особенности типов темперамента у детей старшего дошкольного возраста.
Объект данного исследования – изучение типов темперамента.
Предмет исследования – изучение типов темперамента у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза – для воспитания всесторонне и гармонично развитой личности следует учитывать особенности темперамента детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
Одна из заметных тенденций нашего времени - это признание важности человеческой личности. Пристальное внимание и учет «человеческого фактора» наблюдается во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего сделать нельзя. В современном мире набирает силу направление, согласно которому необходим индивидуальный подход к человеку во всех сферах: в бизнесе, на производстве и, конечно, в образовании. Этого требует время, с его суперсложными технологиями, с обилием информации и пр. Обществу нужны самостоятельные и зрелые личности. В деле создания условий для становления и развития таких личностей очень многое может и должно сделать образование, в частности дошкольное образование.
Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной науке давно, однако, сейчас актуальность таких исследований особенно велика в связи с указанными выше обстоятельствами. Учет индивидуальных особенностей старших дошкольников необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении темпераментальных особенностей детей [18].
Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны ее поведения и деятельности. Большинство ученых едины в мнении, что темперамент - это врожденная характеристика, а значит его изменить нельзя. И поэтому, тем более важно учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательной работе с ним.
Ребенку старшего дошкольного возраста необходимо создать необходимые условия, учитывающие его личностные особенности. Если не учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательном процессе, то ребенку будет труднее раскрыть особенности таланта своей личности. Вот почему, тема изучения особенностей темперамента дошкольников очень важна.
Актуальность проблемы определила тему исследования «Определение типа темперамента у детей старшего дошкольного возраста».
Цель работы - выявить особенности типов темперамента у детей старшего дошкольного возраста.
Объект данного исследования – изучение типов темперамента.
Предмет исследования – изучение типов темперамента у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза – для воспитания всесторонне и гармонично развитой личности следует учитывать особенности темперамента детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
Методы исследования – наблюдение, тестирование.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМПЕРАМЕНТА
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а так же особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится прежде всего темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу энергичности действий, а также целому ряду других динамических характеристик [8, 553].
Темперамент входит в динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого-то человека большой или небольшой темперамент, учитывая его импульсивность, стремительность, с которой проявляются у него влечения, и т.д. [14].
По мнению М.В. Гамезо, темперамент – это индивидуальные особенности личности, проявляющиеся в динамике протекания психических процессов, общей подвижности и эмоциональной возбудимости. Обусловлены они типом высшей нервной деятельности, особенностями протекания и соотношения процессов возбуждения и торможения [5,144].
Выделяют четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.
Остановимся на их общепринятой психологической характеристике.
Холерический темперамент. В жизни и деятельности холерический темперамент проявляется следующим образом: с одной стороны, человек, обладающий им, может страстно отдаться какому-нибудь делу, с другой – под влиянием каких-либо, порой малозначащих причин у него может появиться вдруг плохое настроение, вялость.
Действия холерика порывисты. Когда деятельность его увлекла, он может сконцентрировать свое внимание. В области чувств холерик отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью [5, 144].
Сангвинический темперамент. Для сангвиника характерна подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни; он быстро находит контакт с окружающими, а потому общителен, не чувствует скованности с новыми для него людьми, которые его возбуждают и заряжают его активность. В коллективе сангвиник весел, жизнерадостен, с охотой берется за живое дело, способен к увлечению. Однако, развивая кипучую деятельность, он может так же быстро остыть, как быстро увлечься, если дело перестает его интересовать, если оно требует кропотливости и терпения, если оно имеет будничный характер. У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются. Это одно из условий того, что он быстро может освободиться от гнетущего настроения, если оно возникает, и пребывать в постоянном оптимистическом состоянии духа, если, конечно, обстоятельства его достаточно возбуждают и увлекают к тому или другому делу [4].
Флегматический темперамент. Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить или опечалить. Когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен [8, 563-564].
Флегматику совершенно чужда тревога, из которой возникают великие дела, манящие холерика. Его обычное состояние – спокойное, тихое благополучие. Ему свойственна мягкость, медлительность, лень, тусклость существования [2].
Меланхолический темперамент. Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении [10].
Меланхолик обычно имеет неустойчивые эмоции, склонен к необоснованным страхам и беспокойствам, отличается непостоянством, легкой возбудимостью, высокой утомляемостью и нерешительностью. Чувства его замедленные и неуравновешенные, они внешне невыразительны, обычно при сопровождаются не слишком активной мимикой. При этом нервная система меланхолика отличается высокой чувствительностью ко всем раздражителям. Он чрезвычайно восприимчив и податлив по отношению к любым внешним воздействиям. Испортить или наоборот улучшить настроение меланхолика с помощью нескольких минут эмоционально заряженного общения пожалуй легче, чем представителю любого другого темперамента. Внешне меланхолика можно легко отличить по подвижности. Меняется ситуация, окружение, поведение собеседника – меланхолик меняется вместе с ними. Его тянет туда, где присутствует движение [6].
Характеристика детей старшего дошкольного возраста разных типов темперамента. Ребенок-холерик имеет сильную, подвижную, но неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. У детей этого типа выразительная мимика, порывистые жесты, быстрая громкая речь, бурные реакции на любое неудобство, запрет. Переживания очень сильны, ярко выражены (он не плачет – рыдает, иногда бьется в истерике, он не просто смеется – он хохочет до слез). Он очень импульсивен. Ребенок этого типа склонен к частой перемене настроения. Дети-холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся выполнить главную роль в игре, организуют сверстников, руководят ими, пытаются руководить взрослыми [3, 361].
Ребенок-сангвиник обладает сильной подвижной уравновешенной нервной системой. Поведение сангвиника отличается живостью, жизнерадостностью. Это активные, общительные дети с живой мимикой, бодрым, постоянным настроением. В отличие от напористых холериков это дети покладистые. Их особенностью является легкая приспособляемость к новым условиям. Дети этого типа легко вступают в контакты с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причем могут и руководить, и подчиняться.
Сангвиник быстро устает от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, он стремится ее прекратить, переключается на другую.
Общительность детей сангвиников располагает к ним взрослых, поэтому иногда за внешней формой поведения могут маскироваться не очень привлекательные черты характера [3, 359-361].
Ребёнок-флегматик имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. В раннем детстве это спокойный малыш, который много спит, проснувшись - лежит спокойно, редко плачет, редко смеётся. Дети-флегматики трудно засыпают и просыпаются с трудом, после сна остаются некоторое время вялыми. Все реакции таких детей имеют нечёткий характер: смеются негромко, плачут тихо, мимика слабо выражена. Нет лишних движений, жестов. Речь тоже особая – неторопливая, с паузами не только между предложениями, но и между словами. Ему трудно быстро реагировать на любые воздействия, поэтому между вопросом к ребёнку и его ответом следует пауза. Прежде чем начать деятельность, следует период раскачки, внешнего бездействия. Приступив к делу, флегматик способен длительное время им заниматься, не уставая от однообразных, повторяющихся действий. А вот прекратить то, что он начал, ему трудно, особенно в тех случаях, когда ему предстоит заниматься новым, незнакомым делом. Поведение ребёнка-флегматика отличается устойчивостью, его трудно вывести из себя. Привычки, навыки формируются долго, но, сформировавшись, становятся прочными [17].
Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная [16].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что нет лучших и худших темпераментов — каждый из них имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Поэтому главные усилия должны быть направлены не на коррекцию типов темперамента, а на разумное использование в педагогической деятельности его достоинств.
С древнейших времен исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения и переживаний людей, совпадающее с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались найти какой-то порядок в хаосе уникальных и неповторимых единичных случаев. Это получило выражение в тенденции к группированию (классификации) индивидов, сходных между собой по отдельным физическим или психическим свойствам либо по целым системам (структурам) таких свойств. Так возникли типологии личности , в том числе типологии темперамента, в которых за основу классификации, как правило, принимались некоторые биологические свойства (структуры и физиологические функции организма), определявшие особенности поведения [15].
Среди типологий темперамента особое внимание привлекали те, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, непосредственно связывались с индивидуальными различиями в телосложении — ростом, полнотой или пропорциями. Поэтому они получили название конституциональных типологий. Главным пропагандистом конституциональной типологии был Э. Кречмер, опубликовавший в 1921 г. работу под знаменательным названием «Строение тела и характер». Основная мысль этой работы состоит в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности и предрасположенности к соответствующим психическим заболеваниям. Исходным материалом для Э. Кречмера послужили многочисленные клинические наблюдения, позволившие автору предположить существование зависимости между некоторыми психическими заболеваниями и телосложением. Эти факты побудили его предпринять систематические исследования строения человеческого тела. Произведя множество измерений различных частей тела, Э. Кречмер выделил четыре конституциональных типа:
1. Лептосоматик (греч. leptos — хрупкий, soma — тело). Хрупкое телосложение, высокий рост, плоская грудная клетка, вытянутое лицо, длинный гонкий нос. Плечи узкие, нижние конечности длинные и худые. Индивидов с крайней выраженностью этих свойств Э. Кречмер называл астениками (греч. astenos — слабый).
2. Пикник (греч. pyknos — толстый, плотный). Богатая жировая ткань, чрезмерная тучность, малый или средний рост, расплывшееся туловище, большой живот, круглая голова на короткой шее.
Информация о работе Определение типа темперамента у детей старшего дошкольного возраста