Охарактеризуйте типичные положительные психические состояния человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:13, контрольная работа

Краткое описание

Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение).

Оглавление

Введение........................................3
1.Охарактеризуйте типичные положительные психические состояния человека………….4
2.Рассмотрите отрицательные психические состояния………8
3. Тест……………………………………………………....14
Заключение…………………………15
Список литературы………………17

Файлы: 1 файл

контрольная работа по психологии.docx

— 36.59 Кб (Скачать)

Состояние тревоги возникает в ситуациях  неопределенности, когда характер или  время возникновения угрозы не поддается  предсказанию.

 Тревога - сигнал опасности, которая еще не реализована. Состояние тревоги переживается как чувство диффузного опасения, как неопределенное беспокойство - "свободноплавающая тревога". Тревога изменяет характер поведения, ведет к усилению поведенческой активности, побуждает к более интенсивным и целенаправленным усилиям и тем самым выполняет адаптивную функцию. Однако в случае, если интенсивность и длительность тревоги неадекватны ситуации, это препятствует формированию адаптивного поведения и ведет к нарушениям поведенческой интеграции, а иногда и к клинически выраженным нарушениям психики и поведения. При изучении тревоги выделяют тревогу, как личностную черту, обусловливающую готовность к тревожным реакциям, проявляющимся в неуверенности в будущем, и актуальную тревогу, входящую в структуру психического состояния в данный конкретный момент (Спилбергер, Ханин). Березин, основываясь на экспериментальных исследованиях и клинических наблюдениях, развивает представление о существовании тревожного ряда.

 Этот ряд включает в себя следующие аффективные феномены:

1. Ощущение  внутренней напряженности. Создавая  напряженность, настороженность,  этот уровень тревоги имеет  наиболее адаптивное значение, поскольку  включает механизмы адаптации,  модифицирует активность личности  и не сопровождается нарушениями  интеграции поведения.

2. Гиперестезические  реакции. При нарастании тревоги  ранее нейтральные стимулы приобретают  значимость, им придается отрицательная  эмоциональная окраска, утрачивается  дифференциация значимых и незначимых  стимулов, в результате чего множество  событий внешней среды становятся  значимыми для субъекта, а это,  в свою очередь, еще больше  усиливает тревогу).

3. Собственно  тревога характеризуется появлением  ощущения неопределенной угрозы, неясной опасности. Признаком  тревоги является невозможность  определить характер угрозы и  предсказать время ее возникновения.  Неосознаваемость причин, вызвавших  тревогу, может быть связана  с отсутствием или бедностью  информации, с неадекватностью ее  логической переработки или неосознаванием  факторов, вызывающих тревогу.

4. Страх.  Неосознаваемость причин тревоги,  отсутствие ее связи с объектом  делают невозможным организацию  деятельности по устранению или  предотвращению угрозы. В результате  неопределенная угроза начинает  конкретизироваться, происходит смещение  тревоги к конкретным объектам, которые начинают расцениваться  как угрожающие, хотя это может  и не соответствовать действительности. Такая конкретизированная тревога  представляет собой страх.

5. Ощущение  неотвратимости надвигающейся катастрофы, нарастание интенсивности тревоги  приводит субъекта к представлению  о невозможности избежать угрозы. А это вызывает потребность  в двигательной разрядке, которая  проявляется в следующем шестом  феномене - тревожно-боязливом возбуждении,  на этой стадии дезорганизация  поведения достигает максимума,  возможность целенаправленной деятельности  исчезает.

Все эти  феномены проявляются по-разному  в зависимости от стабильности психического состояния.

Депрессия - временное, постоянное или периодически проявляющееся состояние тоски, душевной подавленности. Характеризуется снижением нервно-психического тонуса, обусловленного негативным восприятием реальности и самого себя. Депрессивные состояния возникают, как правило, в ситуациях утраты: смерть близких, разрыв дружеских или любовных отношений. Депрессивное состояние сопровождается психофизиологическими нарушениями (утратой энергии, мышечной слабостью), ощущением пустоты и бессмысленности, чувством вины, одиночества, беспомощности (Василюк). Для депрессивного состояния характерна мрачная оценка прошлого и настоящего, пессимизм в оценке будущего.

Агрессия  −проявление в чувствах и действиях  индивида или социальной группы враждебности. Враждебность может быть направлена на себя (нанесение психического вреда  себе: самообвинение, самоунижение или  физического вреда: телесные повреждения, самоубийство) или на окружение физическое, социальное. В зависимости от мотивов, лежащих в основе агрессии, различают: реактивную агрессию (порождена опасностью утраты жизни, свободы, имущества); компенсаторную агрессию (вызывается неспособностью человека применять свои силы для  достижения цели и заменяет продуктивную деятельность агрессией). Существуют также  виды агрессии, ориентированные против жизни, которые обусловлены патологией психики (некрофилия, нарциссизм и др.).

Персеверация и ригидность.

Заканчивая  разговор об отрицательных психических  состояниях, которые могут возникать  у человека в процессе его деятельности и общения, необходимо хотя бы кратко остановиться на состояниях персеверации и ригидности. Некоторые авторы, особенно зарубежные (Г. Айзенк, Р. Кэттелл  и др.), часто объединяют эти состояния, и в них действительно много  общего. Однако персеверация - пассивное  состояние, возникающее по инерции, навязчивое, стереотипное, вязкое; ригидность - более активное состояние, характеризующееся сопротивлением изменениям, близкое к упрямству. Ригидность более личностное состояние, чем персеверация, показывает отношение или установку человека к изменениям.

Говоря  о вреде персеверации и ригидности для человека, в первую очередь, для  его мышления, необходимо учитывать, что как крайне ригидные, так и  крайне неригидные (пластичные) люди имеют  свои трудности в интеллектуальной деятельности: первые из-за инертности, "застойности", вторые - вследствие такой "подвижности", которая мешает сохранить необходимые для работы мысли опорные пункты. [Психология и педагогика (Радугин А.А) стр. 119]

Исходя  из вышесказанного, можно сделать  вывод, что отрицательные психические  состояния психические состояния  противоположны стеническим. В отличие  от них, астенические состояния сопровождаются отрицательными эмоциями, самобичеванием, нежеланием общаться. Человек испытывает дискомфорт, неуверенность, незащищенность. Человек чувствует себя подавленным. Уровень работоспособности падает.

Однако, есть и такие люди, которым нравится испытывать страх, особенно наглядно проявляется  при катании людей на американских горках или при спуске на лыжах  с крутого склона и т. д. Здесь  удовольствие возникает не только от переживания страха и сознания его безопасности, но и от физических ощущений.

Вопрос 3. Тест.

Укажите, какое психологическое понятие  характеризуется как «эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд».

а) аффект

б) фрустрация

в) стеническая  эмоция

Ответ: б) фрустрация.

 

Заключение.

Психические состояния многомерны, они выступают  и как система организации  психических процессов, и как  субъективное отношение к отражаемому  явлению, и как механизм оценки отражаемой действительности. Изменение психического состояния непосредственно в  процессе деятельности проявляется  в виде смены субъективного отношения  к отражаемой ситуации или смены  мотивов по отношению к решаемой задаче.

В психических  состояниях, так же как и в других психических явлениях, отражается взаимодействие человека с жизненной средой. Любые  существенные изменения внешней  среды, изменения во внутреннем мире личности, в организме вызывают определенный отклик в человеке как целостности, влекут за собой переход в новое  психическое состояние, меняют уровень  активности субъекта, характер переживаний  и многое другое.

Недостаточная изученность психических состояний  ограничивает возможности их диагностики, прогноза развития, изменчивости или  устойчивости, затрудняет учет влияния  состояний на поведение, деятельность и межличностные отношения. Остаются мало исследованные социальные и  социально-психологические причины  благоприятных и неблагоприятных  состояний, а также потенциалы личности, позволяющие регулировать состояние. Для обучения и тренировки, лечения  и реабилитации, организации трудового  процесса и многих других сфер практики остро необходимы знания психологии состояний. Поэтому практическую значимость исследования состояний трудно переоценить.

В ходе выполнения работы цель достигнута, основные задачи решены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1) Радугин А.А. Психология и педагогика.

2) Каретко М.А. О счастье. 1992. №1. С. 186

Ресурсы интернета:

1) http://bookap.info

2) http://ru.wikipedia.org

3) http://5ballov.qip.ru

4) http://www.psyhoslovar.ru/article_18.htm

 

 

 

психическое состояние эмоциональный  астенический

 

 

Список  литературы

 

1) Радугин А.А. Психология и педагогика.

2) Каретко М.А. О счастье. 1992. №1. С. 186

Ресурсы интернета:

1) http://bookap.info

2) http://ru.wikipedia.org

3) http://5ballov.qip.ru

4) http://www.psyhoslovar.ru/article_18.htm

 /

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Охарактеризуйте типичные положительные психические состояния человека