Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 13:23, контрольная работа

Краткое описание

Проблема возникновения сознания человека. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского.
Высшие психические функции человека: их строение, свойства, развитие.

Файлы: 1 файл

психология тема 10 Ира.docx

— 36.69 Кб (Скачать)

Деятельный  подход к психике и ее развитию и объективный метод психологического исследования, противопоставленный  субъективным методам, прежде всего - критика  метода интроспекции, самонаблюдения, вытесняют изучение сознания в психологической  науке. Сознание подменяется понятием "умственные действия", которые  отождествляются с внешними предметными  действиями, характеризующимися отсутствием  в них признаков "внешнее", "развернутое", "предметное".

Исходя  их предпосылки, что сознание невозможно раскрыть научными средствами, К.Г. Юнг  полагал, что сознание лучше не определять, а описывать с помощью картин и метафор. Юнг представлял себе сознание приметно так: прожектор внимания освещает сознательный сектор внешнего и внутреннего мира и этим подбирает  определенное психическое содержание; актуальные психические переживания  таким путем задерживаются, ограничиваются и отрываются от несознательной темноты  физиологических и потенциальных психических процессов. Положительным у психологов этого направления было то, что они пытались не только описать, но и объяснить явления психической жизни. Главный недостаток этого направления заключался в редукционизме, то есть в сведении высших форм психических процессов со всей их сложностью к элементарным процессам, отказе от признания сложности сознательного категориального поведения.

При столкновении этих двух направлений в психологии возник кризис психологической науки. Психология как наука распалась  на "описательную психологию" и "объяснительную". "Описательная психология" - признание  высших, сложных форм психической  жизни и отрицание возможности  их объяснения, только описание. Представители  этой школы рассматривали сознание и как теоретический предмет  психологии и как пространство психологического исследования. Эмпирическим методом  исследования сознания являлась интроспекция, самонаблюдение за протеканием своего процесса сознания. Особое внимание при  этом обращалось на взаимосвязь явлений  сознания. С одной стороны указывалось, что природа этой взаимосвязи  неизвестна, с другой стороны, утверждалось, что она имеет духовную основу. "Объяснительная психология" или  естественнонаучная - построение научно-обоснованной психологии, которая ограничивалась объяснением элементарных психических  процессов, оказываясь от объяснения сложнейших форм психической жизни.

Для выхода из кризиса необходимо было оставить неприкосновенным предмет психологии человека как учения о сложных  формах сознательной деятельности, и, не описывая эти сложные формы, попытаться их объяснить.

Решение этого сложного вопроса было дано Л.С. Выготским, который предопределил развитие психологии на последующие десятилетия.

Оно заключается  в следующем: для того, чтобы объяснить  сложнейшие формы сознательной деятельности человека, необходимо выйти за пределы  организма, искать источники этой сознательной деятельности и "категориального" поведения не в глубинах мозга  и не в глубинах духа, а во внешних  условиях жизни, и в первую очередь  во внешних условиях общественной жизни, в социально-исторических формах существования  человека.

Л.С. Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно названный сознанием. Они формируются в ходе социального общения. Выготский писал, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении своей жизни животные, видоизменяясь, приспосабливались к условиям среды. Человек, наоборот, действует на природу и видоизменяет ее посредством создания орудий труда, развитием материального производства.

Овладение природой не прошло бесследно для  человека. Он научился овладевать собственной  психикой, появились высшие психические  функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Это возможность заставить  себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-нибудь объект, организовать свою умственную деятельность. Появились знаки-символы, при помощи которых человек смог вспоминать то, что ему надо сделать. Эти знаки-символы (зарубки на дереве, узелки) выступают  в качестве психологических орудий. Они имеют культурное происхождение, а универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь. Человек  научился управлять своим поведением.

По мнению Л.С. Выготского, в онтогенезе наблюдается то же самое. Сначала взрослый действует на ребенка словом, побуждая его что-то делать. Потом, начиная разговаривать, ребенок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого. Затем, ребенок начинает словом воздействовать на самого себя.

В настоящее  время единой теории сознания нет. Существуют различные подходы к его рассмотрению. Биологически ориентированные ученые пытаются объяснить понятия и  законы психологии на языке их биологических  понятий. Такая попытка сводится к сведению психологических понятий  к биологическим и получила название редукционизм. Однако, психические явления, особенно сознание человека, невозможно объяснить лишь биологическими механизмами.

Понятие "сознание" не однозначно. В широком  смысле слова под ним имеют  в виду психическое отражение  действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда  имеют в виду сознание в этом широком  смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без  выявления специфики его структурной  организации.

В более  узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а  высшую, собственно человеческую форму  отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую  из различных элементов, находящихся  между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо  выделяются, прежде всего, такие моменты, как осознание вещей, а также  переживание, то есть определенное отношение  к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для  него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Высшие  психические функции — теоретическое  понятие, введенное Л.С. Выготским, обозначающее сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и за счет этого произвольны. Психические явления могут быть „натуральными“, детерминированными преимущественно генетическим фактором, и „культурными“, надстроенными над первыми, собственно высшими психическими функциями, которые всецело формируется под влиянием социальных воздействий. Основным признаком высших психических функций является их опосредствованность определенными „психологическими орудиями“, знаками, возникшими в результате длительного общественно–исторического развития человечества, к которым относится, прежде всего, речь. Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком, как интерпсихологический процесс, и лишь затем — как внутренний, интрапсихологический. При этом внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, т.е. происходит их интериоризация. Если на первых этапах формирования высшей психической функции она представляет собой развернутую форму предметной деятельности, опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы, то в дальнейшем действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями. Психофизиологическим коррелятом формирования высших психических функций выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково–подкорковую) и горизонтальную (корково–корковую) организацию. Но каждая высшая психическая функция жестко не привязана к какому–либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры делают более или менее специфический вклад в построении данной функции. 

Информация о работе Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе