Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 13:23, контрольная работа
Проблема возникновения сознания человека. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского.
Высшие психические функции человека: их строение, свойства, развитие.
Деятельный
подход к психике и ее развитию
и объективный метод
Исходя
их предпосылки, что сознание невозможно
раскрыть научными средствами, К.Г. Юнг
полагал, что сознание лучше не определять,
а описывать с помощью картин
и метафор. Юнг представлял себе
сознание приметно так: прожектор внимания
освещает сознательный сектор внешнего
и внутреннего мира и этим подбирает
определенное психическое содержание;
актуальные психические переживания
таким путем задерживаются, ограничиваются
и отрываются от несознательной темноты
физиологических и
При столкновении этих двух направлений в психологии возник кризис психологической науки. Психология как наука распалась на "описательную психологию" и "объяснительную". "Описательная психология" - признание высших, сложных форм психической жизни и отрицание возможности их объяснения, только описание. Представители этой школы рассматривали сознание и как теоретический предмет психологии и как пространство психологического исследования. Эмпирическим методом исследования сознания являлась интроспекция, самонаблюдение за протеканием своего процесса сознания. Особое внимание при этом обращалось на взаимосвязь явлений сознания. С одной стороны указывалось, что природа этой взаимосвязи неизвестна, с другой стороны, утверждалось, что она имеет духовную основу. "Объяснительная психология" или естественнонаучная - построение научно-обоснованной психологии, которая ограничивалась объяснением элементарных психических процессов, оказываясь от объяснения сложнейших форм психической жизни.
Для выхода из кризиса необходимо было оставить неприкосновенным предмет психологии человека как учения о сложных формах сознательной деятельности, и, не описывая эти сложные формы, попытаться их объяснить.
Решение этого сложного вопроса было дано Л.С. Выготским, который предопределил развитие психологии на последующие десятилетия.
Оно заключается в следующем: для того, чтобы объяснить сложнейшие формы сознательной деятельности человека, необходимо выйти за пределы организма, искать источники этой сознательной деятельности и "категориального" поведения не в глубинах мозга и не в глубинах духа, а во внешних условиях жизни, и в первую очередь во внешних условиях общественной жизни, в социально-исторических формах существования человека.
Л.С. Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно названный сознанием. Они формируются в ходе социального общения. Выготский писал, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении своей жизни животные, видоизменяясь, приспосабливались к условиям среды. Человек, наоборот, действует на природу и видоизменяет ее посредством создания орудий труда, развитием материального производства.
Овладение природой не прошло бесследно для человека. Он научился овладевать собственной психикой, появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Это возможность заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-нибудь объект, организовать свою умственную деятельность. Появились знаки-символы, при помощи которых человек смог вспоминать то, что ему надо сделать. Эти знаки-символы (зарубки на дереве, узелки) выступают в качестве психологических орудий. Они имеют культурное происхождение, а универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь. Человек научился управлять своим поведением.
По мнению Л.С. Выготского, в онтогенезе наблюдается то же самое. Сначала взрослый действует на ребенка словом, побуждая его что-то делать. Потом, начиная разговаривать, ребенок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого. Затем, ребенок начинает словом воздействовать на самого себя.
В настоящее
время единой теории сознания нет. Существуют
различные подходы к его
Понятие
"сознание" не однозначно. В широком
смысле слова под ним имеют
в виду психическое отражение
действительности, независимо от того,
на каком уровне оно осуществляется
- биологическом или социальном,
чувственном или рациональном. Когда
имеют в виду сознание в этом широком
смысле, то тем самым подчеркивают
его отношение к материи без
выявления специфики его
В более
узком и специальном значении
под сознанием имеют в виду
не просто психическое состояние, а
высшую, собственно человеческую форму
отражения действительности. Сознание
здесь структурно организовано, представляет
собой целостную систему, состоящую
из различных элементов, находящихся
между собой в закономерных отношениях.
В структуре сознания наиболее отчетливо
выделяются, прежде всего, такие моменты,
как осознание вещей, а также
переживание, то есть определенное отношение
к содержанию того, что отражается.
Способ, каким существует сознание,
и каким нечто существует для
него, это - знание. Развитие сознания предполагает
прежде всего обогащение его новыми знаниями
об окружающем мире и о самом человеке.
Познание, осознание вещей имеет различные
уровни, глубину проникновения в объект
и степень ясности понимания. Отсюда обыденное,
научное, философское, эстетическое и
религиозное осознание мира, а также чувственный
и рациональный уровни сознания. Ощущения,
восприятия, представления, понятия, мышление
образуют ядро сознания. Однако они не
исчерпывают всей его структурной полноты:
оно включает в себя и акт внимания как
свой необходимый компонент. Именно благодаря
сосредоточенности внимания определенный
круг объектов находится в фокусе сознания.
Заключение
Высшие
психические функции —
Информация о работе Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе