Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 13:23, контрольная работа

Краткое описание

Проблема возникновения сознания человека. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского.
Высшие психические функции человека: их строение, свойства, развитие.

Файлы: 1 файл

психология тема 10 Ира.docx

— 36.69 Кб (Скачать)

                               Министерство образования  и науки РФ

                Московская государственная  академия  коммунального

                                        хозяйства и строительства 
 
 
 

Факультет :  Экономики и производственного менеджмента.

Кафедра:       Права и СКД.

Дисциплина: Психология 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

«Общественно-историческая природа психики  человека и ее      формирование в онтогенезе» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Выполнила студентка  ЭГХ: Поротикова И.В.

                                             Шифр: ЭГХ-11-330

                                             Проверил: Хлебникова  О.Н. 
 
 
 

Москва 2011 г. 
 
 
 

     План:

    1. Проблема возникновения сознания человека. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского.
    2. Высшие психические функции человека: их строение, свойства, развитие.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

По мере усложнения организации материи  и появления жизни на Земле  у простейших организмов, а также  растений сформировалась способность "отвечать" на воздействие внешней  среды и даже усваивать (перерабатывать) продукты этой среды (пример - насекомоядные  растения). Эта форма отражения  называется раздражимостью. Раздражимость  характеризуется определенной избирательностью - простейший организм, растение, животное приспосабливается к окружающей среде. Прошли многие миллионы лет, прежде чем появилась способность ощущения, с помощью которого уже более  высокоорганизованное живое существо на основе сформировавшихся органов  чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства объектов - цвет, форму, температуру, мягкость, влажность  и т.п. Это стало возможным потому, что у животных появился специальный  аппарат - нервная система, который  позволяет активизировать их отношения  с окружающей средой. Высшей формой отражения на уровне животного царства  является восприятие, которое позволяет  охватить объект в его целостности  и полноте. Психика, как результат  взаимодействия мозга с внешним  миром, и психическая деятельность позволили животным не только приспосабливаться  к окружающей среде, но и в определенной мере проявлять внутреннюю активность по отношению к ней и даже изменять среду. Возникновение психики у  животных означает появление нематериальных процессов. Как показали исследования, в основе психической деятельности лежат безусловные и условные рефлексы головного мозга. Цепь безусловных  рефлексов является биологической  предпосылкой формирования инстинктов. Наличие у животных ощущений, восприятий, "впечатлений", "переживаний", наличие элементарного (конкретного, "предметного") мышления есть основа возникновения человеческого сознания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Возникновение и развитие сознания человека является одной из самых сложных проблем, встававших перед исследователями, стремившимися осмыслить законы природы.

Сознание - высшая форма отражения действительного  мира, свойственная только людям и  связанная с речью функция  мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном  построении действий и предвидении  их результатов, в разумном регулировании  и самоконтролировании поведения человека. "Ядром" сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Сознание - это, прежде всего осознание ближайшей  чувственно воспринимаемой среды и  осознание ограниченной связи с  другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно - осознание  природы.

Человек отличается от животного тем, что  с переходом к общественно-историческому  существованию, к труду и к  связанным с ними формам общественной жизни радикально меняются все основные категории человека.

Выделение в сознании человека отражаемой реальности, как объективной, с другой стороны  выделяет внутренний мир человека, его переживания и возможность  развития на этой почве самонаблюдения.

Причиной, лежащей в основе очеловечивания животноподобных предков человека, является возникновение труда и образование на его основе человеческого общества. "Труд создал самого человека, - говорит Энгельс, - и его сознание".

Возникновение и развитие труда привело к  изменению и очеловечиванию мозга, органов его внешней деятельности и органов чувств. "Сначала  труд, а затем вместе с ним и  членораздельная речь явились двумя  самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился  в человеческий мозг, который при  всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит по величине и совершенству", - пишет Энгельс (Маркс К.и Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 486). Человеческая рука так же смогла достигнуть своего совершенства благодаря труду.

Под влиянием труда и в связи с развитием  мозга совершенствовались органы чувств человека. Если сравнивать между собой  максимальные объемы черепа человекообразных обезьян и черепа первобытного человека, то оказывается, что мозг последнего превышает мозг наиболее высокоразвитых современных видов обезьян более  чем в два раза (600 см3 и 1400 см3).

Еще резче  выступает различие в величине мозга  обезьян и человека, если мы сравним  его вес; разница здесь почти  в 4 раза: вес мозга орангутанга - 350 г, мозг человека весит 1400г.

Мозг  человека по сравнению с мозгом высших обезьян обладает и гораздо более  сложным, гораздо более развитым строением.

Уже у  неандертальского человека, как показывают слепки, сделанные с внутренней поверхности  черепа, ясно выделяются в коре новые, не вполне дифференцированные у человекообразных обезьян поля, которые затем у  современного человека достигают своего полного развития. Таковы, например, поля, обозначаемые (по Бродману) цифрами 44, 45, 46, - в лобной доле коры, поля 39 и 40 - в теменной ее доле, 41 и 42-- в височной доле.

Уточнилось  осязание, глаз человека стал замечать больше, чем глаз самой дальнозоркой птицы. Развивался слух, который стал способен воспринимать и различать  звуки членораздельной человеческой речи.

Развитие  мозга и органов чувств оказывало  обратное влияние на труд и язык, давая толчки к дальнейшему их развитию.

Все это  привело к изменению анатомо-физиологических  характеристик человека: появилась  вертикальная походка, формирование подвижных  и приспособленных к захвату  верхних конечностей. Это способствовало возможности производить сложные  трудовые операции.

Возникновение труда было подготовлено всем предшествующим ходом развития. Постепенный переход к вертикальной походке, зачатки которой отчетливо наблюдаются даже у ныне существующих человекообразных обезьян, и формирование в связи с этим особо подвижных, приспособленных для схватывания предметов передних конечностей, все более освобождающихся от функции ходьбы, что объясняется тем образом жизни, который вели животные предки человека, - все это создавало физические предпосылки для возможности производить сложные трудовые операции.

Труд - это процесс, который связывает  человека с природой, процесс воздействия  человека на природу. Для него характерны две взаимосвязанные черты: употребление и изготовление орудий труда, а также  это совместная трудовая деятельность. Поэтому, человек вступает во взаимодействие не только с природой, но и в определенные отношения с другими людьми - членами  данного общества. Через отношения  к другим людям человек относится  и к самой природе.

Зачатки орудийной деятельности в форме  употребления внешних средств имеются  и у некоторых животных, например, употребление палки у человекообразных обезьян. Их различие с человеческими  не может сводить только к их внешней  форме или тому, что животные используют свои "орудия труда" реже, чем первобытные  люди. Эти внешние средства труда  отличаются от истинных орудий труда  человека качественно. Раскрыть эти  различия можно, лишь, рассмотрев деятельность, в которую они включены.

"Орудийная"  деятельность животных не совершается  коллективно и не определяет  отношение общения осуществляющих  ее индивидов. Общение никогда  не строится на основе их  производственной деятельности, не  зависит от нее и не опосредовано  ею.

Человеческий  труд изначально является общественной деятельностью, основанной на сотрудничестве индивидов, предполагающих разделение трудовых функций. Труд связывает участников трудовой деятельности между собой, опосредует их общение. Это имеет большое значение для развития человеческой психики.

Уже на ранних стадиях развития человеческого  общества возникает разделение процесса деятельности между отдельными ее участниками. Например, на долю одних выпадает поддержание  огня и обработка на нем пищи, а на других - добывание этой пищи.

Участники коллективной охоты делятся на преследователей  дичи и поджидающих ее в осаде  и нападении. Происходит решительное  изменение строения деятельности индивидов, ее участников.

Каждый  член коллектива отвечает за определенный участок деятельности. Например, деятельность загонщика, который участвует в  коллективной первобытной охоте, побуждается  потребностью в пище или одежде, которой служит для него шкура  животного. Результат деятельности загонщика: это вспугивание и  направление стада в сторону  других охотников, скрывающихся в засаде. На этом деятельность данного охотника прекращается. Остальное довершают  другие участники охоты. Само по себе вспугивание дичи не приводит и не приведет к удовлетворению потребностей загонщика, так как его деятельность направлена на другой результат. Получается, что предмет действия и мотив  здесь не совпадают.

Процессы, предмет и мотив которых не совпадают, называются деятельностью. Деятельностью загонщика является охота, а спугивание дичи - это его действие.

Разделение  деятельности на действия возможно только в условиях совместного коллективного  процесса воздействия на природу. Продукт  этого совместного коллективного  воздействия на природу приводит к удовлетворению потребностей как отдельного индивида, так и всего первобытного племени. Разделение предмета и мотива деятельности является результатом вычленения из сложной многофазной деятельности отдельных операций.

Разделение  предмета деятельности и ее мотивов  возможно только в условиях совместного  коллективного процесса воздействия  на природу. Это результат происходящего  вычленения из сложной и многофазовой, но единой деятельности отдельных операций. Эти отдельные операции превращаются в самостоятельное для индивида действие, хотя по отношению к коллективному  процессу они остаются одним из его  частных действий.

Благодаря тому, что охота представляет собой  процесс, состоящий из нескольких действий, человек, который вспугивает дичь для  того, чтобы ее смогли поймать другие члены этого коллектива, получает свою долю добычи из их рук - часть продукта совместной трудовой деятельности. Поэтому  деятельность других людей составляет основу специфического строения деятельности человеческого индивида. Из этого  можно сделать вывод, что по способу  своего возникновения, связь мотива с предметом действия отражает не естественные, но объективно-общественные связи. Действия загонщика возможны лишь при условии отражения связи  между ожидаемым результатом совершенного им действия и конечным результатом всего процесса охоты - нападением из засады на убегающее животное, его умерщвлением и потреблением. Эта связь выступает перед человеком в форме реальных действий других участников труда. Их действия и сообщают смысл предмету действия загонщика. Также, действия загонщика оправдывают действия охотников, поджидающих дичь в засаде.

Вместе  с рождением действия возникает  разумный смысл для человека того, на что направлена его активность.

Деятельность  людей отделяется теперь для их сознания от предметов. Соответственно и сама природа выделяется для них и  выступает в своем отношении  к потребностям коллектива, к их деятельности. Пища воспринимается как  предмет определенной деятельности: поиска, охоты, приготовления. Следовательно, она может выделяться не только благодаря  определенным потребностям, но и "теоретически", может быть удержана в сознании и  становится идеей.

Вторым  решающим фактором, определяющим развитие сознания и деятельности человека, является возникнов7ение языка.

"Язык  также древен, как и сознание, язык есть практическое, существующее  и для других и лишь тем  самым существующее также и  для меня самого, действительное  сознание…", (Маркс К. и Энгельс  Ф. Соч., т.3, с. 29).

 В  процессе общественно разделенного  труда у людей появилась необходимость  тесного общения, обозначения  той трудовой ситуации, в которой  они участвуют, что и привело  к возникновению языка. "Люди, - говорит Маркс, - фактически начали с того, что присваивали себе предметы внешнего мира как средства для удовлетворения своих потребностей и т. д. и т. п.; позднее они приходят к тому, что и словесно обозначают их как средства удовлетворения своих потребностей, - каковыми они уже служат для них в практическом опыте, - как предметы, которые их "удовлетворяют"

Информация о работе Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе