Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 17:25, курсовая работа
Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.
1. Введение. 2
2.Отражение как всеобщее свойство материи. 3
2.1. Отражение и информация. 3
2.2. Формы отражения. Определение сознания. 4
3. Происхождение сознания. 6
3.1. Роль труда в формировании сознания. 6
3.2. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания. 8
4. Структура сознания. 10
5. Сознание - свойство высокоорганизованной материи. 11
5.1 Сознание и мозг. 11
5.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет. 13
5.3. Активность сознания. 14
6. Общественное сознание и его преобразовательная сила. 16
Заключение.
Список литературы.
Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Это неоднократно подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., выступает составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.
Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Сама возможность воздействия общественного сознания на общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие.
Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства.
Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую сумму понятий “сознание” и “общественное”.
Обладая объективной природой и своими законами развития, общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания. Власть общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, которое накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление личности.
В заключение рассмотрения темы настоящей работы необходимо резюмировать все вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак:
Список литературы.
К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 2005. - 287с.
вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с.
Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.
4) Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
5) Абрамова
Г.С. Практическая психология: Учебник
для студентов вузов. - Изд. 6-е, перераб.
и доп. - М.: Академический проект, 2001. - 480
с.
Информация о работе Общественное сознание и его преобразовательная сила