Общее представление о памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:43, доклад

Краткое описание

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный
след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности –
воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. <<Без памяти, -
писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы
без будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в
прошлом>>.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 63.78 Кб (Скачать)

повторений.

6.            Предварительное повторение материала,  который подлежит

заучиванию (повторение без  заучивания), экономит время на его  усвоение в том

случае, если число таких предварительных повторений не превышает их

количества, необходимого для  полного заучивания материала наизусть.

7.            При запоминании длинного ряда  лучше всего по памяти

воспроизводятся его начала и конец (“эффект края”).

8.            Для ассоциативной связи впечатлений  и их последующего

воспроизводства особо важным является то, являются ли они разрозненными  или

составляют логически  связанное целое.

9.            Повторение подряд заучиваемого  материала менее продуктивно  для

его запоминания, чем распределение  таких повторений в течение определенного

периода времени, например в течение нескольких часов или дней.

10.       Новое  повторение способствует лучшему  запоминанию того, что было

выучено раньше.

11.       С усилением  внимания к запоминаемому материалу  число повторений,

необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем

отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено  увеличением числа

повторений.

12.       То, чем  человек особенно интересуется, запоминается без всякого

труда. Особенно отчетливо  эта закономерность проявляется  в зрелые годы.

13.       Редкие, странные, необычные впечатления  запоминаются лучше, чем

привычные, часто встречающиеся.

14.       Любое  новое впечатление, полученное  человеком, не остается в его

памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем

может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь  с другими

впечатлениями, оказав на них  влияние и, в свою очередь, изменившись  под их

воздействием.

Т. Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезии –

временных потерь памяти, отмечает еще две закономерности:

- память человека связана  с его личностью, причем таким  образом, что

патологические изменения  в личности почти всегда сопровождаются нарушениями

памяти;

- память у человека  теряется и восстанавливается  по одному и тому же закону:

при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные  и недавно

полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит  наоборот, т.е.

сначала восстанавливаются  наиболее простые и старые воспоминания, а затем

наиболее сложные и  недавние.

Обобщение этих и многих других фактов позволило вывести  ряд законов памяти.

Обратимся к основным из них. Установлено, что в запоминании, сохранении и

воспроизведении материала участвуют различные операции по переработке,

перекодированию его, в том  числе таки мыслительные операции, как анализ,

систематизация, обобщение, синтез и др. Они обеспечивают смысловую

организацию материала, определяющую его запоминание и воспроизведение.

При воспроизведении какого – либо текста с целью его запоминания в памяти

запечатлеваются не только сами слова и предложения, составляющие данный

текст, сколько содержащиеся в нем мысли. Они же первыми  приходят в голову

тогда, когда возникает  задача вспомнить данный текст.

Установка на запоминание  способствуют ему, т.е. запоминание  лучше происходит

в том случае, если человек  ставит перед собой соответствующую мнемическую

задачу. Если данная установка  рассчитана на запоминание и хранение информации

в течение определенного  срока, что бывает при использовании  оперативной

памяти, то именно к этому  сроку срабатывают механизмы  памяти.

То, что в структуре  деятельности занимает место ее цели, помнится лучше, чем

то, что составляет средства осуществления данной деятельности. Следовательно,

для того чтобы повысить продуктивность запоминания материала, нужно каким –

то образом связать  его с основной целью деятельности.

   

 Формирование и развитие памяти.

Обратимся теперь к вопросу  о развитии памяти, т.е. о тех типичных изменениях,

которые в ней происходят по мере социализации индивида. С раннего  детства

процесс развития памяти ребенка  идет по нескольким направлениям. Во – первых,

механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во –

вторых, непосредственное запоминание  со временем превращения в

опосредственное, связанное с активным и осознанным использованием для

запоминания и воспроизведения  различных мнемонических приемов  и средств. В –

третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого

человека превращается в  произвольное.

В развитии памяти в целом  можно выделить две генетические линии: ее

совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей  по мере

общественного прогресса  и ее постепенное улучшение у отдельно взятого

индивида в процессе его  социализации, приобщения к материальным и культурным

достижениям человечества.

Существенный вклад в  понимание филогенетического развития памяти внес П. П.

Блонский. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти,

представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее

исторического развития, и  их, соответственно, можно считать  филогенетическими

ступенями совершенствования  памяти. Это относится к следующей

последовательности видов  памяти: двигательная, аффетивная, образная и

логическая. П. П. Блонский высказал и обосновал мысль о том, что в истории

развитии человечества эти  виды памяти последовательно появились  один за

другим.

В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в

определенной последовательности. Позже других складывается и начинает

работать логическая память, или, как её иногда называл П. П. Блонский,

“память – рассказ”. Она  имеется уже у ребенка 3 – 4 летнего  возраста в

сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития

лишь в подростковом и  юношеском возрасте. Её совершенствование  и дальнейшее

улучшение связаны с обучением человека основам наук.

Начало образной памяти связывается  со вторым годом жизни, и считается, что

этот вид памяти достигает  своей высшей точки только к юношескому возрасту.

Ранее других, около 6  месяцев  от роду, начинает проявлять себя аффективная

память, а самая первая по времени – это моторная, или  двигательная память. В

генетическом плане она предшествует всем остальным. Так считал П. П.

Блонский.

Однако многие данные, в  частности факты, свидетельствующие  о весьма ранней

онтогенетической эмоциональной  откликаемости младенца на обращение матери,

говорят о том,  что, по – видимому раньше других начинает действовать

аффективная, а не двигательная память. Вполне может быть, что они  появляются

и развиваются практически  одновременно. Во всяком случае, окончательного

ответа на данный вопрос пока не получено.

  

  Рекорды памяти.

Исключительная память была у Наполеона. Однажды, еще будучи поручиком, он был

посажен на гауптвахту и нашел в помещении книгу по римскому праву, которую

прочитал. Спустя два десятилетия  он еще мог цитировать выдержки из нее. Он

знал многих солдат своей  армии не только в лицо, но и помнил, кто храбр, кто

стоек, кто пьяница, кто сообразителен. Академик А.Ф. Иоффе пользовался

таблицей логарифмов по памяти, а великий русский шахматист  А. А. Алехин мог

играть по памяти «вслепую»  с 30-40 партнерами одновременно. Феноменальной

памятью обладал брат А. С. Пушкина — Лев Сергеевич. Его  память сыграла

спасительную роль в судьбе пятой главы поэмы «Евгений Онегин». А. С. Пушкин

потерял ее по дороге из Москвы в Петербург, где собирался отдать ее в печать,

а черновик главы был уничтожен. Поэт послал письмо брату на Кавказ и

рассказал о случившемся.  Вскоре он получил в ответ полный текст потерянной

главы с  точностью до запятой: его брат один раз слышал ее и один раз читал.

Уроженец США Эйра Колбери в 1814 году давал представление в Лондоне. В 10 лет

он мог мгновенно возводить  не очень большие числа в 16-ю  степень и извлекать

корни. Однако по мере эго  как он взрослел и получал образование, эти  его

способности снижались и  установились на уровне чуть выше нормального. В

другом случае Жак Иноди, родившийся в 1877 году  и до 20 лет остававшийся

неграмотным, с 7 лет давал  публичные представления, извлекая корни 3-й и 5-й

степеней из 21-значных  чисел. Отличался он тем, что не видел  ответы, а слышал

их. Он писал: «Я слышу цифры, как они звучат около моего  уха такими, какими я

их произносил, и это  внутреннее слышание остается у меня значительную часть

дня. Чтение мне не помогает, я не вижу цифр, написание не способствует

запоминанию». Необыкновенной памятью обладал Диаманди. Он был эйдетиком и

видел цифры написанными, в отличие от Иноди, который их слышал. Диаманди мог

повторить около 40 чисел  после однократного прочтения вслух  и около 300,

которые встречались в различных задачах в течение 3-часового сеанса. Из

современных счетчиков можно  упомянуть сотрудника Европейского центра атомных

исследований Уильяма  Клайна. Он помнит таблицу умножения до 100000, квадраты

чисел до 150 и все простые  числа до 10000. Он неоднократно присутствовал  при

испытании компьютеров британских фирм. Однажды машине дали задание извлечь

корень квадратный из числа 555555555555. Пока программист вводил задание,

Клайн сказал: «745356». Позднее машина дала ответ: 745355,9924. Была

публикация о сирийце  Хане Кузе, который умеет перемножать 20-значные числа.

Жительница Индии Шакутани Дэви соревновалась с компьютером в извлечении

корней из чисел. Она мгновенно  извлекала корни 6-й степени из 9-значных

чисел, что, однако, не свидетельствовало о ее общем уровне интеллекта: она

дважды провалилась на промежуточном экзамене на степень  бакалавра..

Несколько лет назад во Франции, в городе Лилле, в присутствии   авторитетного

жюри преподаватель математики Морис Дабер   соревновался с компьютером. Он

заявил, что признает себя побежденным, если машина решит 7 арифметических

задач раньше,   чем  он 10. Дабер решил 10 задач за 3 минуты 43 секунды, а

компьютер 7 задач — за 5 минут 18 секунд. Наш современник  —   феноменальный

счетчик Чикашвили легко вычисляет, например,   сколько слов и букв

произнесено за определенный промежуток   времени. Был поставлен  контрольный

эксперимент, когда диктор     комментировал футбольный матч. Требовалось

подсчитать число     слов и букв, произнесенных им. Ответ  последовал, как

только    диктор закончил: 17427 букв, 1835 слов, а на проверку по

магнитофонной записи ушло несколько часов. Ответ был    правильный.

Леонард Эйлер помнил шесть  первых степеней всех чисел от 2 до 100. Однако для

нас интереснее, как он представлял  себе    объекты, с которыми он оперировал.

Как рассказывал Биркгофф, Эйлер представлял себе действительное число

наглядно, то как бесконечную десятичную дробь, то как точку на прямой с

нанесенной на ней шкалой. Не давал он и общего определения   слову «функция».

Он просто наглядно представлял  себе различные задания функции: формулами,

графиками, таблицами приближенных численных значений и последовательностью

коэффициентов   степенного ряда, и особыми геометрическими и физическими

условиями, которым можно  дать лишь бледные парафразы в  символической логике.

Биркгофф отмечал, что для Эйлера (так же   как и для самого Биркгоффа) важным

был тот замечательный  факт,    что эти различные  представления могут заменять

друг друга в    столь многих приложениях. Итак, во многих случаях можно

углядеть зрительное представление и вообще синестезию.

Что такое синестезия? Это  совместное возникновение ощущений различных

модальностей при воздействии  раздражителя только одной из них. Имеет  ли

синестезия объективную   (физиологическую) основу? Это весьма вероятно,

   

 Феномен Шеришевского

Немного подробнее остановимся поскольку в   последние годы обнаружено вещество — этимозол, обеспечивающее

искусственное установление связей между участками мозга  и   зонами памяти,

которые в естественных условиях до того не были   связаны. Из этого  следует,

что в особых условиях такие  связи     могут быть установлены.

на случае, описанном А. Р. Лурия — феномене

Шеришевского. Он мог повторить без ошибок   последовательность из 400 слов

через 20 лет. Один из секретов его памяти состоял в том, что  у него

восприятие было     комплексным, синестетическим. Образы — зрительные,

слуховые, вкусовые, тактильные — сливались для него в единое целое.

Шеришевский слышал свет и видел звук, он воспринимал на вкус    слово и цвет.

«У вac такой желтый и рассыпчатый голос», — говорил он. Синестезия отмечалась

у Н. А. Римского-Корсакова,    А. Н. Скрябина, Н. К. Чюрлениса. У всех у них

зрение было связано со слухом. Римский-Корсаков считал, что  «ми-мажор» —

синий, «ми-минор» — сиреневый, «фа-минор» — серовато-зеленый, «ля-мажор» —

розовый. У Скрябина звук порождал переживание цвета, света, вкуса и даже

прикосновения. У. Диаманди, обладавший уникальными способностями к счету,

также считал, что запоминать цифры и оперировать ими помогает их цвет, а

Информация о работе Общее представление о памяти