Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 21:48, контрольная работа
Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного познавательного действия. В своей работе мы рассмотрим только два познавательных процесса: внимание и память.
Введение…………………………………………………………………………..3
Общее представление о внимании…………………………………………..4
Понятие внимание……………………………………………………..…..4
Виды внимания…………………………………………………………….4
Основные свойства внимания…………………………………………….5
Нарушения внимания………………………………………………………7
Развитие внимания…………………………………………………………9
Психологические внимания по развитию внимания………………...…11
Общее представление о памяти……………………………………….....13
2.1 Понятие память………………………………………………………….…13
2.2 Виды памяти……………………………………………………………….13
2.3 Процессы памяти…………………………………………………………..16
2.4 Мнемотехнические приемы……………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………...21
Список литературы…………………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральная служба исполнения наказаний
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
кафедра социально-гуманитарных и экономических дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПСИХОЛОГИЯ
Выполнил: | |
слушатель Юзп 2-13 уч. группы, | |
заочная форма обучения | |
Филипенков Максим Сергеевич | |
Проверил: Преподаватель кафедры | |
. | |
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.1 Понятие память…………………………………………
2.2 Виды памяти…………………………………………………
2.3 Процессы памяти………………………………………
2.4 Мнемотехнические приемы…………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Все мы имеем возможность воспринимать красоту, чувствовать запах цветов, анализировать события, запоминать хорошее и забывать плохое и многое-многое другое. Эту возможность обеспечивают познавательные процессы.
Познавательные процессы – это психические явления, в своей совокупности непосредственно обеспечивающие познание, т.е. восприятие, ее переработку, хранение и использование. К их числу относятся: память, внимание, мышление, ощущение, воображение и восприятие.
Все психические процессы так или иначе обеспечивают получение информации,входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий.
Когда говорят
об общих способностях
Человек рождается
с достаточно развитыми
Познавательные процессы
осуществляются в виде
...Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира.
К.. Д.. Ушинский
Ученные посчитали, что человеческий взор перемещается за день 100000 раз. Представьте себе, что эти перемещения ни как не связаны между собой, совершенно бесцельны и неуправляемы. Едва ли наблюдатель сможет разобраться в таком хаосе впечатлений. Поэтому ему нужен своеобразный «компас», который бы указывал направление наблюдения. Роль такого «компаса» выполняет внимание.
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. То, к чему привлечено внимание, становится для нас «фигурой», а все остальное «фоном». Важность внимания в жизни человека трудно переоценить, его называют также регулятором деятельности.
Л.Д Столяренко дает следующее определение внимания: внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов. Внимание обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств.
1.2 Виды внимания
Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренное) и послепроизвольное.
Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой существует человек, и на свои собственные внешние действия и поступки.
Внутренним вниманием называется направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма.
Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, другими людьми, в познании им самого себя, в умении управлять собой.
Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется различной направленностью сознания, то внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное различается по признаку соотношения с целью деятельности.
Непроизвольное внимание – само собой возникающее внимание, вызванное действиями сильного, контрастного или нового раздражителя, а также значимого и вызывающего эмоциональный отклик явления. Например, внимание невольно привлекает сильный шум, броско одетый человек, падающая звезда на ночном небе, плачущий на улице ребенок. При этом внимание не нужно себя заставлять сосредотачиваться на этих событиях, здесь невольно останавливаем свой взгляд.
Произвольное внимание – сознательное сосредоточение на определенной информации; оно требует волевых усилий и при отсутствии интереса утомляет через 20 минут. Например, чтение учебного материала. Если себя не заставить, то можно получить завтра плохую оценку. Именно здесь выручает произвольное внимание.
Послепроизвольное внимание – вызывается через вхождение в лдеятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снижается напряжение. Человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Например, книга сначала показалась скучной
Все
три вида внимания — это
динамичные процессы, связанные
взаимными переходами, но всегда
какой-то из них на какое-то
время становится
1.3 Основные свойства внимания
Свойствами внимания называются особенности его проявления. К ним относятся объем, концентрация, устойчивость, переключение и распределение внимания.
Объем внимания характеризуются количеством запоминаемого и производимого материала. Объём внимания можно увеличить:путем упражнения или устанавливая смысловые связи между воспринимаемыми предметами (например: объединяя буквы в слова).
Концентрация внимания свойство, выражающееся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека.
При наличии такой сосредоточенности человек становится высоко помехоустойчивым. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыслей, в которые он погружен.
Устойчивость внимания - способность длительно быть сосредоточенным на определенном предмете или на одном и том же деле. Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании предмета или процесса деятельности. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подготовленности рабочего места, навыков.
Переключение внимания выражается в произвольном, сознательном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром переходе от одной деятельности к другой. Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой новых ее задач.
Не следует смешивать переключение внимания с отвлечением, которое выражается в непроизвольном переносе сосредоточенности сознания на что-то другое либо в снижении интенсивности сосредоточенности. Это проявляется в кратковременных колебаниях внимания.
Истинное отвлечение является следствием многих причин. Ими могут быть невыработанная устойчивость внимания, снижение интереса к работе, утомление (особенно при ее монотонном характере) и другое. Противодействовать отвлечению могут краткие перерывы в работе.
Распределение внимания — свойство, благодаря которому возможно выполнение двух или более действий (видов деятельности) одновременно, но только в том случае, когда одни действия привычны для человека и осуществляются хотя и под контролем сознания, но в значительной мере автоматизировано.
В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у человека развиваются свойства внимания, его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания (индивидуально-типологические особенности внимания, обусловленные также и типом нервной системы),на основе которых формируется внимательность как свойство личности.
1.4 Нарушения внимания
Учитывая основные характеристики внимания, выделяют следующие виды нарушений внимания:
o снижение устойчивости;
o уменьшение объема;
o нарушение переключения.
Снижение устойчивости внимания. Снижение концентрации внимания и его колебания приводят к снижению устойчивости внимания. Недостаточная устойчивость внимания затрудняет протекание целенаправленной познавательной деятельности и является одной из самых главных предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. Обеспечение первоначальной фиксации внимания на объекте выступает ведущей предпосылкой сосредоточенного и устойчивого внимания.
Уменьшение объема внимания - это количественное сужение совокупности раздражителей из-за нарушения способности к их удержанию. Так, например, у умственно отсталых детей по сравнению с их нормальными сверстниками сужен объем внимания. Они смотрят и не видят, слушают и не слышат. Бросая взор на какой-то предмет, они видят в нем меньше отличительных признаков, чем нормально развивающийся ребенок. Это одна из причин, осложняющих ориентировку таких детей на улице, в помещении и особенно в малознакомых местах.
Нарушения переключения внимания - это нарушение лабильного перехода от одного стереотипа выполнения деятельности к другому, нарушение способности к оттормаживанию предшествующих способов деятельности.
Умственно отсталые и больные эпилепсией испытывают значительные трудности при переключении с одного задания на другое. В их деятельности особенно ярко проявляется застреваемость или "соскальзывание" на уже знакомый способ решения задания. У них снижена способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Они не могут сразу выполнять два задания, например рисовать и рассказывать стихотворение.
Синдромы нарушений внимания
Рассеянность - нарушения способности длительно концентрировать внимание, сосредоточения с постоянными переходами от одного явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Рассеянность часто бывает при утомлении, при астенических состояниях разного генеза и, как правило, сочетается с повышенной истощаемостью внимания.
Повышенная отвлекаемость - запредельная (чрезмерная) подвижность внимания, непрерывный переход от одного вида деятельности к другому. При этом пи одно действие не доводится до конца. Повышенная отвлекаемость весьма характерна для маниакального состояния, где она тесно связана с ускорением ассоциативных процессов.
Инертность внимания (малая подвижность внимания) характеризуется нарушением переключения внимания, это как бы патологическая фиксация внимания.
Информация о работе Общее представление о внимании.Общее представление о памяти