«Образ самого себя» ребенка как продукт общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:40, реферат

Краткое описание

Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, по мнению большинства психологов, начинается с формирования представлений о себе.
Проблема самосознания - одна из самых сложных в психологии. Наиболее эффективным путем ее и сследования является изучение генезиса самосознания, которое формируется в основном под влиянием двух главных факторов - собственной практической деятельности ребенка и его взаимоотношений с другими людьми. Исследователи отмечают, что уже в раннем возрасте дети проявляют интерес к себе - своему телу, движениям, внешнему виду, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям. Сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребенка с людьми (взрослыми и сверстниками) и на развитие всех видов детской деятельности (Б.Г. Ананьев, 1980; Л.И. Божович, 1968; Л.С. Выготский, 1982; С.Л. Рубинштейн, 1989 и другие).

Оглавление

Введение
Развитие представлений о себе у дошкольников. Структура образа «Я».
Роль общения с взрослыми и сверстниками в формировании образа «Я» у дошкольников.
Самосознание дошкольника.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Реферат по психологии.docx

— 32.91 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

_____________________

ГОУ ОГУ 

«Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)

Государственного  образовательного учреждения высшего  профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

(ОГТИ (филиал) ГОУ ОГУ) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Образ самого себя» ребенка как продукт  общения 
 
 
 
 
 
 
 

                                                            Выполнила: студентка  I курса

                                                            исторического факультета, гр. 10И

                                                            Хаматгалиева Светлана

                                                            Проверил: Побрядухина Н. Г.

                                                            ___________________________ 
 
 

г. Орск

План:

    Введение

  1. Развитие представлений о себе у дошкольников. Структура образа «Я».
  2. Роль общения с взрослыми и сверстниками в формировании образа «Я» у дошкольников.
  3. Самосознание дошкольника.
  4. Заключение.
  5. Литература.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Приобщение ребенка  к социальному миру, построение отношений  с другими людьми, по мнению большинства  психологов, начинается с формирования представлений о себе.

Проблема самосознания  - одна из самых сложных в психологии. Наиболее эффективным путем ее и сследования является изучение генезиса самосознания, которое формируется в основном под влиянием двух главных факторов  - собственной практической деятельности ребенка и его взаимоотношений с другими людьми. Исследователи отмечают, что уже в раннем возрасте дети проявляют интерес к себе - своему телу, движениям, внешнему виду, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям. Сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребенка с людьми (взрослыми и сверстниками) и на развитие всех видов детской деятельности (Б.Г. Ананьев, 1980; Л.И. Божович, 1968; Л.С. Выготский, 1982; С.Л. Рубинштейн, 1989 и другие).

Дошкольный возраст - особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время  активного познания окружающего  мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного  и социального мира, развития познавательных способностей.

На протяжении всего  дошкольного возраста представления  ребенка о себе существенно изменяются: он начинает более правильно представлять себе свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие, чем вызывается это отношение. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей складываются первичные формы самосознания - знание и оценка ребенком своих качеств и возможностей, открытие им для себя своих переживаний, что составляет основное новообразование этого возраста. По словам Д.Б. Эльконина, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от выделения себя среди других к самосознанию, открытию своей внутренней жизни. 

1. Развитие представлений о себе у дошкольников 

Становление личности ребенка происходит успешно при  условии активности самого ребенка, когда он включен в процесс  собственного «социального строительства». Основополагающим в процессе социализации ребенка исследователи выделяют развитие представлений о себе. Именно с них начинается приобщение ребенка к социальному миру и построение отношений с другими людьми.

Первым шагом в  понимании социальной природы «я»  было признание того, что наряду с биологическим, телесным «я», образ  «я» включает в себя социальные компоненты, источником которых является взаимодействие индивида с другими людьми.

Следует иметь в  виду два основных источника расхождения  представлений о себе:

1. Человек существует  в нескольких группах, имеет  различные роли, по-разному себя  проявляет. Чем больше социальных  ролей у человека, чем больше  групп, к которым он принадлежит,  и чем сильнее они отличаются  друг от друга, тем больше  расхождение во мнениях о данном  человеке.

2. Человек использует  различные основания при описании  своих и чужих качеств: свои - ориентация на ситуацию ("А  что я мог сделать в этой  ситуации?!"), других - на характеристику  всей личности ("В этой ситуации  он проявил свое истинное лицо!").

Образ "Я" включает в себя описание "Я" - физическое, "Я" - психическое, "Я" - социальное. Как психологический феномен образ "Я" имеет структуру (каркас), в которой каждый элемент занимает соответствующее ему место. Психологи сначала выделяют структуру, а затем как бы нанизывают на нее содержание качеств, признаков в различных сферах проявления человеческого "Я". 

Структура образа "Я" включает:

  I - описание устойчивых  качеств и меняющихся признаков,  относящихся к трем взаимосвязанным  сферам:

  познавательной (например, умен, внимателен);

  эмоционально-волевой  (например, уравновешенный, ответственный);

  поведенческой  (например, решительный, общительный);

  II - самооценка: оценка  отдельных качеств человека и  личности в целом;

  III - самоопределение:  взгляд человека на свои возможности  и перспективы;

  IV - реальное поведение  как практическое отношение к  себе и другим.

Познание самого себя - это глубокий познавательный (рациональный) процесс. Казалось бы, что  для успешной деятельности и жизни  в целом человек заинтересован  в объективном знании самого себя, своих качеств и собственных  перспектив. Но, выявляя и прорисовывая свои качества, человек невольно оценивает  их, неизбежно затрагивая свое самолюбие, самоуважение и еще целую гамму  чувств, то есть при этом включается эмоциональная сфера. Этот процесс  довольно болезненный. Физическую боль врачи научились блокировать  и тем самым получили возможность  лечить человека, вторгаясь в его  тело. Но душевная боль бывает столь  же нестерпима. Человек обладает различными способами закрытия своего "Я" от любого посягательства, будь то изнутри  или извне, причем эти механизмы  срабатывают независимо от желания  самого человека.

Образ "Я" - это  также и поведение человека, практическое отношение к себе и другим. Человек  может воспринимать себя, например, как далеко не робкого и благородного до тех пор, пока не произошло какое-то событие, показавшее, что все не так  просто. Щедрость, доброта, ум - все подвергается суровой переоценке реального поведения. Но и тут человек находит лазейку  для сохранения своего положительного образа.

Образ "Я", как  уже отмечалось, - это еще и  оценка своих качеств, признаков, а следовательно, перспектив и возможностей. К какой сфере - познавательной, эмоциональной или поведенческой - относится самооценка? К любой. Увы, эта часть "Я" - самооценка - порой оказывается неадекватной и служит не столько средством оценки, сколько средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ "Я" нередко побуждает человека преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки. Чем важнее для личности оцениваемое свойство, тем вероятнее включение в процесс самооценки механизмов психологической защиты.

К. Роджерс выделил «я» личности как особую область в поле опыта индивидуума, которая складывается из системы восприятия и оценки человеком своих собственных черт. Он первым определил понятие «я-концепция», подразумевая под ним совокупность всех представлений индивида о самом себе. «Я-концепция» - это определенная система, изменение одного ее аспекта может полностью изменить природу целого.

По мнению К. Роджерса, сущность личности выражается в знании человеком самого себя, отношении к себе. Вместе с «я-концепцией», согласно К. Роджерсу, развивается и потребность в позитивном отношении со стороны окружающих, которая возникает в процессе социализации индивида. Вместе с тем потребность в позитивном отношении к себе или потребность в самоуважении, также развивается на основе интернализации позитивного отношения к себе со стороны других.

Другой исследователь  Роберт Берне рассматривал «я-концепцию» как совокупность установок «на себя», выделяя при этом ее составляющие: когнитивную составляющую установки - убеждения; эмоционально-оценочную - эмоциональное отношение к этому убеждению; поведенческую составляющую - соответствующие реакции, которые, в частности, могут выражаться в поведении.

Применительно к  «я-концепции» эти 3 элемента установки могут конкретизироваться следующим образом: образ «я» - представление о себе; самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, так как конкретные черты образа «я» могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуществлением; потенциальные поведенческие реакции, то есть те конкретные действия, которые могут вызываться образом «я» и самооценкой.

В экспериментальном  исследовании М.Е.Котовой, осуществленным под руководством Н.И.Непомнящей, было установлено, что объективно содержательная сторона ценности - это значимое для ребенка содержание (сфера  деятельности, отношений), через которое выделяется для него его собственное «я». Этот аспект образа «я» связан с индивидуальными предпочтениями и интересами ребенка.

Эти позиции авторов  всецело работают на ценностную парадигму  образования. Они послужили основой  для разработки содержания представлений  о себе, усвоение которого позволит ребенку осмыслить собственную  ценность, уникальность и неповторимость.

Таким образом, развитие представлений о себе является важной основой осознания ребенком себя в этом мире, выделения своей ценности, уникальности и связи с другими  людьми посредством включения малыша в активное действие. Включение ребенка  в специально организованный процесс  общения с близкими взрослыми  и сверстниками создает условия  для развития представлений о  себе у детей. 

    2. Роль общения с взрослыми и сверстниками в формировании образа «Я» у дошкольников

Образ самого себя складывается у детей в условиях взаимодействия индивидуального опыта ребенка  и опыта общения с другими  людьми. Его формирование начинается, по-видимому, еще задолго до дошкольного  возраста, так как к трем годам  многие дети располагают уже довольно ясными и точными представлениями  о своих возможностях. Следовательно, мнение исследователей, которые считают, что индивидуальный опыт становится определяющим лишь в зрелом возрасте, а в дошкольном детстве играет несущественную роль, что дети якобы  не могут сами, без помощи взрослых, прийти к пониманию границ своих  возможностей, не подтвердилось. Уже  в три--четыре года встречаются дошкольники, которые способны самостоятельно оценить некоторые свои возможности и верно предсказать результаты своих действий без помощи со стороны окружающих, лишь на основе индивидуального опыта.

Правда, представления, которые возникают у ребенка  только на основе его индивидуального  опыта, характеризуются вначале  неустойчивостью и нечеткостью; они могут игнорироваться под  влиянием оценочных воздействий  взрослого. Но по мере развития детей  эти представления приобретают  все более основательный, устойчивый характер, и в пять-семь лет оценки окружающих принимаются ребенком лишь в определенной мере, преломляясь через призму тех результатов и выводов, которые подсказываются его личным опытом. 

Источником формирования первоначальных представлений о  себе является взаимодействие ребенка  с другими людьми. С самого раннего  возраста малыш, взаимодействуя и общаясь  с другими людьми, начинает выделять себя субъектом своих действий и  переживаний. Формирующиеся представления  о себе входят в содержание самосознания индивидуума.

Любые оценочные  воздействия взрослого содержат в себе и эмоциональные, и познавательные элементы, поэтому они не только направляют внимание ребенка на хорошие  или плохие стороны собственного поведения, но и становятся моделью  для построения представления ребенка  о себе. В этом отношении характер оценочных воздействий взрослого  имеет определяющее значение в процессе формирования у дошкольников представлений  о своих возможностях.

Наиболее отрицательное  действие на точность определения детьми результатов своих действий оказывают  заниженные оценки взрослого, которые  вызывают у детей недоверие, споры, несогласия и даже отказ от деятельности. Завышенные оценки взрослого оказывают  двоякое действие на поведение дошкольников: с одной стороны, они искажают представления испытуемых в сторону  преувеличения ими результатов  своих действий, а с другой - мобилизуют их силы, стимулируют оптимизм и  уверенность ребят в достижении хороших результатов. Самый высокий  показатель точности ответов о результатах  своих действий достигался в условиях применения точных оценочных воздействий  взрослого. Следовательно, информация о своих возможностях, которую  дошкольник накапливает в индивидуальном опыте, становится конструктивным материалом для формирования его образа и  особенно эффективна в том случае, когда подтверждается в опыте  общения. Поэтому так велика роль точных оценочных воздействий взрослого  в образовании точных представлений  ребенка о самом себе. 

Информация о работе «Образ самого себя» ребенка как продукт общения