Неполная семья как фактор социально-психологического неблагополучия ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть проблему неполной семьи как фактора социально-психологического неблагополучия ребенка.
Задачи:
1. Изучить особенности развития ребенка в неполной семье.
2. Рассмотреть типы неполных семей.
3. Провести исследование и определить уровень тревожности у детей из неполных семей.

Оглавление

Введение
Глава I. Понятие и типы неблагополучных семей
1.1 Общее представление о неполной семье
1.2 Типология неблагополучных семей
Глава II. Личность ребенка в неполной семье
2.1 Особенности формирования личности в неполной семье
2.2 Тест на исследование тревожности
2.3 Танцевально-двигательная терапия
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

КР статистика.doc

— 976.50 Кб (Скачать)

10ч.40мин

 

Основное содержание программы

1) Тема: «Эмпатия».

Цель: развивать эмпатию, развивать умению взаимодействия с другими.

Материал: музыка современного эстрадного стиля; спокойная.

Занятие 1

Ход занятия:

1. Разминка.

2. Упражнение «Зеркало», «Кинестетическая эмпатия».

3. «Шмели и лебеди».

4. Обсуждение

Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия», стр.542-547

2) Тема: «Кто Я?»

Музыка: для фона (подвижная).

Цель: Исследовать отношение к самому себе; выяснить свой «Я образ», выяснить связанные с ним проблемы и наметить пути их решения.

Занятие 1

Ход занятия:

1. «Танец Кто Я». (визитная карточка).

2. «Хоровод».

3. «Обсуждение».

Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия», стр.542-547

Занятие 2

Ход занятия:

1. Разминка «Я люблю себя со всеми своими достоинствами и недостатками».

2. Упражнение «Звери, птицы, рыбы».

3. Обсуждение.

Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия», стр.681,682

Занятие 3

Ход занятия:

1. Разминка «Я - самая красивая».

2. Упражнение «Танец с самим собой».

3. Обсуждение.

Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия», стр.547,681

Занятие 4

Ход занятия:

1. Разминка «Ходьба с зажимами».

2. Упражнение «Нарцисс и ручей».

3. Обсуждение.

Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия», стр.681,551

3) Тема: «Работа с межличностными отношениями».

Музыка подвижная, ритмичная.

Цель: Научить адекватно передавать и получать сообщения, в том числе и невербально; усовершенствовать навыки эффективной коммуникации; развивать умение взаимодействия с другими.

Занятие 1

Ход занятия:

1. Разминка « Движение – настроение».

2. Упражнение «Пригласите танцевать».

3. Обсуждение.

Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия», стр.553

Занятие 2

Ход занятия:

1. Разминка «Встречи на улице».

2. Упражнение «Эгоизм».

3. Обсуждение.

Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия», стр.653,657

Занятие 3

Ход занятия:

1. Разминка «Зоопарк».

2. Упражнение «Сиамские близнецы».

3. Обсуждение.

Занятие 4

Ход занятия:

1. Разминка «Движения в парах».

2. Упражнение «Взаимоотношение».

3. Обсуждение.

Занятие 5

Ход занятия:

1. Разминка «Походки».

2. Упражнение «Танец в кругу и зеркальное отображение».

3. Обсуждение.

Занятие 6

Ход занятия:

1. Разминка «Танец одной рукой».

2. Упражнение «Баюшки-баю».

Занятие 7

Ход занятия:

1. Разминка «Танец с приветствиями».

2. Упражнение «Отображение».

3. Обсуждение.

Занятие 8

Ход занятия:

1. Разминка.

2. Упражнение «Локомотив».

3. Упражнение «Прогулка с закрытыми глазами».

Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия», Козлов, Гиршон, Веремеенко «Интегративная танцевально-двигательная терапия».

4) Тема: «Работа с излишним контролем».

Музыка подвижная.

Цель: Освободиться от зажимов контроля на уровне тела, снять напряжение; учить умению контролировать себя.

Занятие 1

Ход занятия:

1. Разминка «Ладушки».

2. Упражнение «Падение».

3. Обсуждение.

Занятие 2

Ход занятия:

1. Разминка «Муха в плену».

2. Упражнение «Действие».

3. Заключительная часть «Освобождение от зажимов».

Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия», стр.667-675

5) Тема: «Работа с агрессией»

Музыка: спокойная.

Цель: Научить освобождаться от агрессии в социально приемлемой форме, развивать способность справляться с агрессией, неадекватным поведением.

Занятие 1

Ход занятия:

1. Разминка «Нет! Не буду!»

2. Упражнение «Подстрели друга».

3. Обсуждение.

Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия», Козлов, Гиршон «Интегративная танцевально-двигательная терапия».

Занятие 2

Ход занятия:

1. Разминка «Равновесие».

2. Упражнение «Покажи когти и зубы».

3. Обсуждение.

Занятие 3

Ход занятия:

1. Разминка «Отталкивание».

2. Упражнение «Драка».

3. Обсуждение.

Занятие 4

Ход занятия:

1. Упражнение «Подавление».

2. Упражнение «Власть и любовь».

3. Обсуждение.

Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия». стр. 676-680

6) Тема: «Дыхательная и мышечная гимнастика».

Цель: Расширить представление об эффективных способах преодоления страха; учить расслабляться.

Музыка: спокойная, релаксирующая.

Занятие 1

Ход занятия:

1. Упражнение «Волшебный оскал».

2. Мышечная гимнастика.

Занятие 2

Ход занятия:

1. Упражнение «Жмурки».

2. Мышечная гимнастика.

Занятие 3

Ход занятия:

1. Упражнение «Дыхание».

2. Мышечная гимнастика.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, в большинстве случаях, имеют противоречивое отношение к окружающему миру и значительные отклонения в личности. Такие отклонения формируются под воздействием жизненных условий, а также из-за ошибок в семейном воспитании. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя.

Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин: разрушается привычная триада в семье: «отец+мать+дети»; основная причина – чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания. Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, не обращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п. /10/.

Таким образом, дефицит мужского влияния отрицательно сказывается на психическом и личностном развитии ребенка, на процессах его социализации и поло-ролевой идентификации. Кроме того, дети из неполных семей чаще других страдают разного рода нервными расстройствами, что ведет к стойким нарушениям их физического и психического здоровья. На это указывают специалисты, длительное наблюдение которых за детьми из неполных семей показали, что у них чаще проявляются или агрессивность в общении со сверстниками, или несамостоятельность, зависимость, инфантилизм, страхи. Как у мальчиков, так и у девочек из неполной семьи чаще проявляются повышенная возбудимость и неустойчивость настроения, конфликтность, негативизм, упрямство. К тому же они испытывают большие трудности в адаптации и общении со сверстниками. Во всех случаях дети из неполной семьи требуют особого внимания со стороны воспитателя, так как при неудачах в общении легко становятся еще более нервными и негативно относящимися к помощи извне.

В настоящее время неполным семьям оказывается лишь материальная помощь, размеры которой преимущественно зависят от наличия средств федеральных и в большей степени региональных бюджетов, личной инициативы граждан. Вполне очевидно, чтобы неполная семья могла адаптироваться в современном социально-экономическом пространстве, ей необходимо занять достойное положение во всех сферах общества, что обязывает к интегративному подходу в области ее социальной защиты.


Список использованной литературы

 

1. Социальная работа с семьей/ Под ред. Е.Н. Холостовой. – М., 1996.

2. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М., 2004.

3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. – Социальная педагогика. – М., 1999.

4. Васильченко Э.А. Теория социальной работы. – Комсомольск-на-Амуре., 2003.

5. Методика и технология работы социального педагога /Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2004.

6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 1999.

7. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001.

8. Социальная педагогика: Курс лекций/ Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.

9. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации / Т.Н.Поддубная. – Ростов н/Д: Феникс,2005.

10. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М., 2001.

11. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.

12. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия, изд-во «Речь», 2006г.

13. Лабунская В.А., Шкурко Т.А. Развитие личности методом танцевального-экспрессивного тренинга//Психологический журнал 1999г. 20№1 с.31-38.

14. Малкина-Пых И.Г. «Телесная терапия», изд-во «Эксмо», 2007г.


ПРИЛОЖНИЕ

 

Тест на исследование тревожности

(Опросник Спилбергера)

 

Перед началом исследования испытуемые получают следующую инструкцию:

«Прочтите внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните в соответствующей графе справа ту или иную цифру в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над ответами на предложенные суждения не нужно долго думать, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

 

Таблица 1. Шкала ситуационной тревожности

Суждения шкалы

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

 

11.

12.

13.

14.

15.

 

16.

17.

18.

19.

20.

Я спокоен

Мне ничто не угрожает

Я нахожусь в напряжении

Я испытываю сожаление

Я чувствую себя свободно

Я расстроен

Меня волнуют возможные неудачи

Я чувствую себя отдохнувшим

Я не доволен собой

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

Я уверен в себе

Я нервничаю

Я не нахожу себе места

Я взвинчен

Я не чувствую скованности и напряжения

Я доволен

Я озабочен

Я слишком возбужден и мне не по себе

Мне радостно

Мне приятно

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

 

1

 

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

 

2

2

2

2

2

 

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

 

3

3

3

3

3

 

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

 

4

4

4

4

4

 

4

4

4

4

4

Информация о работе Неполная семья как фактор социально-психологического неблагополучия ребенка