Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:41, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть проблему неполной семьи как фактора социально-психологического неблагополучия ребенка.
Задачи:
1. Изучить особенности развития ребенка в неполной семье.
2. Рассмотреть типы неполных семей.
3. Провести исследование и определить уровень тревожности у детей из неполных семей.
Введение
Глава I. Понятие и типы неблагополучных семей
1.1 Общее представление о неполной семье
1.2 Типология неблагополучных семей
Глава II. Личность ребенка в неполной семье
2.1 Особенности формирования личности в неполной семье
2.2 Тест на исследование тревожности
2.3 Танцевально-двигательная терапия
Заключение
Литература
Приложение
10ч.40мин
Основное содержание программы
1) Тема: «Эмпатия».
Цель: развивать эмпатию, развивать умению взаимодействия с другими.
Материал: музыка современного эстрадного стиля; спокойная.
Занятие 1
Ход занятия:
1. Разминка.
2. Упражнение «Зеркало», «Кинестетическая эмпатия».
3. «Шмели и лебеди».
4. Обсуждение
Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия», стр.542-547
2) Тема: «Кто Я?»
Музыка: для фона (подвижная).
Цель: Исследовать отношение к самому себе; выяснить свой «Я образ», выяснить связанные с ним проблемы и наметить пути их решения.
Занятие 1
Ход занятия:
1. «Танец Кто Я». (визитная карточка).
2. «Хоровод».
3. «Обсуждение».
Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия», стр.542-547
Занятие 2
Ход занятия:
1. Разминка «Я люблю себя со всеми своими достоинствами и недостатками».
2. Упражнение «Звери, птицы, рыбы».
3. Обсуждение.
Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия», стр.681,682
Занятие 3
Ход занятия:
1. Разминка «Я - самая красивая».
2. Упражнение «Танец с самим собой».
3. Обсуждение.
Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия», стр.547,681
Занятие 4
Ход занятия:
1. Разминка «Ходьба с зажимами».
2. Упражнение «Нарцисс и ручей».
3. Обсуждение.
Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия», стр.681,551
3) Тема: «Работа с межличностными отношениями».
Музыка подвижная, ритмичная.
Цель: Научить адекватно передавать и получать сообщения, в том числе и невербально; усовершенствовать навыки эффективной коммуникации; развивать умение взаимодействия с другими.
Занятие 1
Ход занятия:
1. Разминка « Движение – настроение».
2. Упражнение «Пригласите танцевать».
3. Обсуждение.
Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия», стр.553
Занятие 2
Ход занятия:
1. Разминка «Встречи на улице».
2. Упражнение «Эгоизм».
3. Обсуждение.
Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия», стр.653,657
Занятие 3
Ход занятия:
1. Разминка «Зоопарк».
2. Упражнение «Сиамские близнецы».
3. Обсуждение.
Занятие 4
Ход занятия:
1. Разминка «Движения в парах».
2. Упражнение «Взаимоотношение».
3. Обсуждение.
Занятие 5
Ход занятия:
1. Разминка «Походки».
2. Упражнение «Танец в кругу и зеркальное отображение».
3. Обсуждение.
Занятие 6
Ход занятия:
1. Разминка «Танец одной рукой».
2. Упражнение «Баюшки-баю».
Занятие 7
Ход занятия:
1. Разминка «Танец с приветствиями».
2. Упражнение «Отображение».
3. Обсуждение.
Занятие 8
Ход занятия:
1. Разминка.
2. Упражнение «Локомотив».
3. Упражнение «Прогулка с закрытыми глазами».
Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия», Козлов, Гиршон, Веремеенко «Интегративная танцевально-двигательная терапия».
4) Тема: «Работа с излишним контролем».
Музыка подвижная.
Цель: Освободиться от зажимов контроля на уровне тела, снять напряжение; учить умению контролировать себя.
Занятие 1
Ход занятия:
1. Разминка «Ладушки».
2. Упражнение «Падение».
3. Обсуждение.
Занятие 2
Ход занятия:
1. Разминка «Муха в плену».
2. Упражнение «Действие».
3. Заключительная часть «Освобождение от зажимов».
Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия», стр.667-675
5) Тема: «Работа с агрессией»
Музыка: спокойная.
Цель: Научить освобождаться от агрессии в социально приемлемой форме, развивать способность справляться с агрессией, неадекватным поведением.
Занятие 1
Ход занятия:
1. Разминка «Нет! Не буду!»
2. Упражнение «Подстрели друга».
3. Обсуждение.
Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия», Козлов, Гиршон «Интегративная танцевально-двигательная терапия».
Занятие 2
Ход занятия:
1. Разминка «Равновесие».
2. Упражнение «Покажи когти и зубы».
3. Обсуждение.
Занятие 3
Ход занятия:
1. Разминка «Отталкивание».
2. Упражнение «Драка».
3. Обсуждение.
Занятие 4
Ход занятия:
1. Упражнение «Подавление».
2. Упражнение «Власть и любовь».
3. Обсуждение.
Литература: Малкина-Пых «Телесная терапия». стр. 676-680
6) Тема: «Дыхательная и мышечная гимнастика».
Цель: Расширить представление об эффективных способах преодоления страха; учить расслабляться.
Музыка: спокойная, релаксирующая.
Занятие 1
Ход занятия:
1. Упражнение «Волшебный оскал».
2. Мышечная гимнастика.
Занятие 2
Ход занятия:
1. Упражнение «Жмурки».
2. Мышечная гимнастика.
Занятие 3
Ход занятия:
1. Упражнение «Дыхание».
2. Мышечная гимнастика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, в большинстве случаях, имеют противоречивое отношение к окружающему миру и значительные отклонения в личности. Такие отклонения формируются под воздействием жизненных условий, а также из-за ошибок в семейном воспитании. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя.
Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин: разрушается привычная триада в семье: «отец+мать+дети»; основная причина – чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания. Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, не обращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п. /10/.
Таким образом, дефицит мужского влияния отрицательно сказывается на психическом и личностном развитии ребенка, на процессах его социализации и поло-ролевой идентификации. Кроме того, дети из неполных семей чаще других страдают разного рода нервными расстройствами, что ведет к стойким нарушениям их физического и психического здоровья. На это указывают специалисты, длительное наблюдение которых за детьми из неполных семей показали, что у них чаще проявляются или агрессивность в общении со сверстниками, или несамостоятельность, зависимость, инфантилизм, страхи. Как у мальчиков, так и у девочек из неполной семьи чаще проявляются повышенная возбудимость и неустойчивость настроения, конфликтность, негативизм, упрямство. К тому же они испытывают большие трудности в адаптации и общении со сверстниками. Во всех случаях дети из неполной семьи требуют особого внимания со стороны воспитателя, так как при неудачах в общении легко становятся еще более нервными и негативно относящимися к помощи извне.
В настоящее время неполным семьям оказывается лишь материальная помощь, размеры которой преимущественно зависят от наличия средств федеральных и в большей степени региональных бюджетов, личной инициативы граждан. Вполне очевидно, чтобы неполная семья могла адаптироваться в современном социально-экономическом пространстве, ей необходимо занять достойное положение во всех сферах общества, что обязывает к интегративному подходу в области ее социальной защиты.
1. Социальная работа с семьей/ Под ред. Е.Н. Холостовой. – М., 1996.
2. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М., 2004.
3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. – Социальная педагогика. – М., 1999.
4. Васильченко Э.А. Теория социальной работы. – Комсомольск-на-Амуре., 2003.
5. Методика и технология работы социального педагога /Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2004.
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 1999.
7. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001.
8. Социальная педагогика: Курс лекций/ Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.
9. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации / Т.Н.Поддубная. – Ростов н/Д: Феникс,2005.
10. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М., 2001.
11. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.
12. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия, изд-во «Речь», 2006г.
13. Лабунская В.А., Шкурко Т.А. Развитие личности методом танцевального-экспрессивного тренинга//Психологический журнал 1999г. 20№1 с.31-38.
14. Малкина-Пых И.Г. «Телесная терапия», изд-во «Эксмо», 2007г.
ПРИЛОЖНИЕ
Тест на исследование тревожности
(Опросник Спилбергера)
Перед началом исследования испытуемые получают следующую инструкцию:
«Прочтите внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните в соответствующей графе справа ту или иную цифру в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над ответами на предложенные суждения не нужно долго думать, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
Таблица 1. Шкала ситуационной тревожности
№ | Суждения шкалы | Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
11. 12. 13. 14. 15.
16. 17. 18. 19. 20. | Я спокоен Мне ничто не угрожает Я нахожусь в напряжении Я испытываю сожаление Я чувствую себя свободно Я расстроен Меня волнуют возможные неудачи Я чувствую себя отдохнувшим Я не доволен собой Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения Я уверен в себе Я нервничаю Я не нахожу себе места Я взвинчен Я не чувствую скованности и напряжения Я доволен Я озабочен Я слишком возбужден и мне не по себе Мне радостно Мне приятно | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
1 1 1 1 1
1
1 1 1 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
2 2 2 2 2
2 2 2 2 2 | 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
3 3 3 3 3
3 3 3 3 3 | 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4
4 4 4 4 4
4 4 4 4 4 |
Информация о работе Неполная семья как фактор социально-психологического неблагополучия ребенка