Необходимость непрерывного психологического самообразования педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:15, контрольная работа

Краткое описание

Те знания по психологии, которые в педагогическом учебном заведении получает учитель или воспитатель, обладают двумя очень неприятными свойствами.
 Они, во-первых, не включают того, что может понадобиться педагогу на практике, так как количество часов, которые отводятся на изучение психологических дисциплин в педагогическом вузе, ограничен .
 Во-вторых, эти знания быстро устаревают и требуют обновления, по крайней мере, один раз в пять лет за счет самообразования и повышения квалификации.

Оглавление

1. Необходимость непрерывного психологического самообразования педагога. 4 - 5
2. Упражнения, направленные на регуляцию тонуса мышц. 6 - 15
3. Литература. 16

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 32.91 Кб (Скачать)

      Прежде чем начать заниматься, найдите удобное место с приглушенным освещением. Сядьте в кресло, освободитесь от стесняющей вас одежды - поясков, галстука, тяжелой верхней одежды, тесной обуви. Снимите контактные линзы.

      Система релаксационных упражнений  предполагает напряжение с после-

дующим  расслаблением каждой группы мышц в  течение 5 секунд, которые повторяют  дважды. Однако, если вы чувствуете остаточное напряжение, то можно досчитать количество сокращений мышечных групп до семи раз.

      Если вы хотите расслабить  все тело, то на это потребуется  около 20 минут. Можно сократить время, релаксируя меньшее число мышечных групп.

      Во время выполнения упражнений  не задерживайте дыхание. Дышите

нормально или, если это удобнее, вдыхайте во время  напряжения и выдыхайте при расслаблении мышц.

                             Расслабление грудной клетки

      Делаем очень глубокий вдох. Попытайтесь  вдохнуть весь воздух, который

вас окружает. Сделайте очень глубокий вдох! Самый  глубокий вдох! Задержите воздух и расслабьтесь. Теперь выдохните весь воздух из легких и возвратитесь к нормальному дыханию. Почувствовали вы напряжение в грудной клетке во время вдоха? Заметили ли вы расслабление после выдоха? Давайте запомним это ощущение, осознаем и оценим его, поскольку придется повторить это упражнение. Начали! Вдохните глубоко! Очень глубоко! Задержите воздух и расслабьтесь. Быстро выдохните и верните исходное дыхание. Почувствовали теперь напряжение? Почувствовали расслабление? Попытайтесь сосредоточиться на разнице ваших ощущений, чтобы затем с большим успехом повторить все снова. (Между упражнениями паузы в 5-10 секунд.)

                                  Нижняя часть ног

    Прежде чем начать, поставьте  обе ступни плотно на пол.  Оставьте пальцы ног на полу и поднимите обе пятки так высоко, насколько это возможно. Начали! Поднимите ваши пятки! Поднимите их обе очень высоко! Задержите их в таком положении и расслабьте. Пусть они мягко упадут на пол. Вы должны были почувствовать напряжение в икрах. Давайте повторим. Поднимите пятки высоко! Выше! Задержите! А теперь расслабьтесь. При расслаблении почувствуйте покалывание в икрах, некоторую тяжесть, что соответствует расслабленному состоянию.

      Теперь оставьте обе пятки  на полу, а пальцы поднимайте  как можно выше. Поднимите пальцы! Выше! Задержите их! И расслабьтесь. Теперь давайте повторим это упражнение. Поднимите пальцы ног высоко! Задержите! Расслабьтесь. Вы можете почувствовать покалывание в ступнях. Попытайтесь почувствовать это покалывание, а возможно, ваши мышцы сейчас расслаблены. Пусть мышцы становятся все тяжелее и слабее. (Пауза 20 секунд.)

                                    Бедра и живот

      Теперь сосредоточим внимание  на мышцах бедер. Это упражнение  очень

простое. Необходимо вытянуть прямо перед  собой обе ноги, если это неудобно, то можно вытягивать по одной ноге. При этом помните, икры не должны напрягаться. Выпрямляйте обе ноги перед собой! Задержите! И расслабьтесь. Пусть ноги мягко упадут на пол. Почувствовали вы напряжение в бедрах? Повторите это упражнение. Вытяните обе ноги перед собой! Задержите! И расслабьтесь.

Чтобы расслабить противоположную группу мышц, представьте, что вы на

пляже зарываете пятки в песок. Зарывайте  пятки в пол! Тверже, чем было! И расслабьтесь. Повторите еще  раз. Зарывайте пятки в пол! Тверже, чем было! Еще! И расслабьтесь. Теперь в верхней части ваших ног можно чувствовать расслабление.

Дайте расслабиться еще больше! Сосредоточьтесь  на этом ощущении. (Пауза 20 секунд.)

                                      Кисти рук

       Сначала одновременно нужно обе  руки очень крепко сжать в  кулаки. Со-

жмите вместе оба кулака настолько сильно, насколько это возможно. Сожмите  кулаки очень крепко! Задержите! И  расслабьтесь. Это прекрасное упражнение для тех, чьи руки устали от письма в течение всего дня. Теперь давайте повторим. Сожмите кулаки очень крепко! Крепче! Задержите! И расслабьтесь.

       Для того чтобы расслабить  противоположную группу мышц, нужно  просто растопырить пальцы настолько широко, насколько это возможно. Раздвиньте ваши пальцы широко! Задержите их в этом состоянии! Расслабьтесь. Повторим еще раз. Растопырьте ваши пальцы! Шире! И расслабьтесь. Обратите внимание на ощущение теплоты и покалывания в кистях рук и предплечьях. (Пауза 20 секунд.)

                                        Плечи

       Мы несем на наших плечах  большой груз напряжения и  стресса. Данное

упражнение  состоит в пожимание плечами  в вертикальной плоскости по направлению  к ушам. Мысленно стремитесь достать  до мочек ушей вершинами плеч. Поднимите плечи. Поднимите их выше! Расслабьтесь; повторим еще раз. Поднимайте плечи как можно выше! Еще выше! Выше! Максимально высоко! И держите. Сконцентрируйте внимание на ощущении тяжести и опустите плечи, полностью. Дайте им расслабиться. Пусть они становятся тяжелее и тяжелее. (Пауза 20 секунд.)

       Перейдем к лицевой области.  Начнем со рта. Первое —  улыбнитесь на-

столько широко, насколько это возможно. Это должна быть «улыбка до ушей». Улыбнитесь широко! Еще шире! Задержите! И расслабьтесь. Теперь повторим. Широкая улыбка! Задержите! И расслабьтесь. Для расслабления противоположной группы мышц сожмите губы вместе. Очень сильно сожмите их! Сильнее! Сожмите их максимально крепко! Расслабьтесь. Повторим это упражнение. Сожмите губы! Крепче! Вытяните немного вперед! Еще сильнее! Задержите! И расслабьтесь.

Распустите  мышцы вокруг рта — дайте им расслабиться! Еще более и более  расслабляйте их.

       Теперь перейдем к глазам. Надо  очень крепко закрыть глаза.  Представьте, что в ваши глаза попал шампунь. Зажмурьте глаза! Очень крепко! Еще крепче! Совсем крепко! Задержите! Расслабьтесь. Повторим это упражнение. Закройте плотнее ваши глаза! Сильнее! Напрягите веки! Еще сильнее! Расслабьтесь.

       Последнее упражнение заключается  в том, чтобы максимально высоко  поднять брови. Не забудьте, что  ваши глаза должны быть при  этом закрыты. Поднимите брови  высоко! Как можно выше! Так высоко, насколько это возможно! Задержите! Расслабьтесь. Повторим это упражнение. Поднимите брови как можно выше! Задержите их! Расслабьтесь. Сделайте паузу на несколько мгновений, чтобы почувствовать полное расслабление лица. (Пауза 15 секунд.)

       Сейчас вы расслабили большинство  основных мышц вашего тела. Чтобы  была уверенность в том, что  все они действительно расслабились, сейчас в обратном порядке перечислите мышцы, которые вы напрягали, а затем расслабили. По мере того, как будете называть их, старайтесь расслаблять их еще сильнее. Вы почувствуете расслабление, проникающее в ваше тело, как теплая волна. Вы чувствуете расслабление, начиная со лба, затем оно переходит на глаза и ниже на щеки. Вы чувствуете тяжесть расслабления, охватывающего нижнюю часть лица, затем оно опускается к плечам, на грудную клетку, предплечья, живот, кисти рук. Расслабляются ваши ноги, начиная с бедер, достигая икр и ступней. Вы чувствуете, что ваше тело стало очень тяжелым, очень расслабленным. Это приятное чувство. Задержи-

те эти  ощущения и насладитесь чувством расслабления, (Пауза 2 минуты.)

                                      Пробуждение

       Теперь считайте от 1-го до 10-ти. На каждый счет вы будете  чувствовать, что сознание становится все более и более ясным, а тело более свежим и энергичным.  Когда досчитаете до 10-ти, откройте глаза, и вы почувствуете себя лучше, чем когда-либо в этот день. Придет ощущение бодрости, свежести, прилива сил и желание действовать.

     «1-2» — вы начинаете пробуждаться,

     «3-4» — появляется ощущение  бодрости,

     «5—6» — напрягите кисти и  ступни,

     «7-8» — потянитесь,

     «9—10» — теперь откройте глаза.

     Вы пробудились и готовы действовать.  Ваше сознание ясно. Ваше тело  от-

дохнуло.

           Такая тренировка, улучшает состояние здоровья педагога, повышая его работоспособность, тем самым увеличивает и его педагогическую отдачу. При желании каждый учитель и воспитатель могут овладеть методами аутогенной тренировки и научиться пользоваться ими самостоятельно, в отличие от психокоррекционной практики, которая требует совместной групповой работы и участия в ней профессионально подготовленных психологов.

          Выработка навыков расслабления является совершенно необходимым этапом во всех без исключения методиках саморегуляции состояния.

 Особое внимание следует обратить на мышцы лица и кистей рук, поскольку именно эти части тела наиболее богато иннервированы (представлены) в коре больших полушарий головного мозга и, добившись их расслабления, можно значительно приблизиться к понижению общего мышечного тонуса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература: 

  1. Бернс Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание.—  М., 2010.
  2. Ладанов И. Д. Управление стрессом. М.,2009.
  3. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжений. – М. , 2009
  4. Немов Р.С., Издательство «Просвещение», 2008.

 
 

Информация о работе Необходимость непрерывного психологического самообразования педагога