Необходимость непрерывного психологического самообразования педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:15, контрольная работа

Краткое описание

Те знания по психологии, которые в педагогическом учебном заведении получает учитель или воспитатель, обладают двумя очень неприятными свойствами.
 Они, во-первых, не включают того, что может понадобиться педагогу на практике, так как количество часов, которые отводятся на изучение психологических дисциплин в педагогическом вузе, ограничен .
 Во-вторых, эти знания быстро устаревают и требуют обновления, по крайней мере, один раз в пять лет за счет самообразования и повышения квалификации.

Оглавление

1. Необходимость непрерывного психологического самообразования педагога. 4 - 5
2. Упражнения, направленные на регуляцию тонуса мышц. 6 - 15
3. Литература. 16

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 32.91 Кб (Скачать)

 

Содержание: 

    Стр.
1. Необходимость непрерывного психологического самообразования педагога. 4 - 5
2. Упражнения, направленные на регуляцию тонуса мышц. 6 - 15
3. Литература. 16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Необходимость непрерывного психологического самообразования  педагога.

        Те знания по психологии, которые  в педагогическом учебном заведении  получает учитель или воспитатель,  обладают двумя очень неприятными  свойствами.

    • Они, во-первых, не включают того, что может понадобиться педагогу на практике, так как количество часов, которые отводятся на изучение психологических дисциплин в педагогическом вузе, ограничен .
    • Во-вторых, эти знания быстро устаревают и требуют  обновления, по крайней мере, один раз в пять лет за счет самообразования и повышения квалификации.

Психологическое самообразование педагога включает его систематическое ознакомление с новейшими достижениями разных отраслей психологической науки, прямо  или косвенно связанных с обучением  и воспитанием. Это психология научения, психология воспитания, психология возрастного  развития, дифференцированная психология, социальная психология, психология познавательных процессов и личности, а также  ряд дисциплин,  в том числе  медицина, патопсихология,  психофизиология  и психотерапия.

Перечень  дисциплин, из которых можно почерпнуть психологические сведения, необходимые  педагогу в его практической деятельности, выглядит довольно внушительным. Однако педагог обязательно систематически должен читать научные книги и  журналы. Достаточно обратиться к рубрикам, в которых в обобщенном виде представлены основные психологические знания, полезные для педагогической деятельности. Они  есть, например, в журнале «В психологии», в журнале «Дошкольное воспитание», в ряде научных и научно-практических периодических изданий. Много литературы научного и общеобразовательного характера  издает Академия образования Российской Федерации, издательства «Педагогика», «Просвещение» и вновь изданные издательства высших педагогических учебных заведений.

         Конкретное содержание и формы самообразования учителя зависят от многих обстоятельств: возраста, педагогического стажа, места жительства, преподаваемого предмета, индивидуальных интересов и увлечений, возраста и уровня подготовленности учащихся, с которыми учитель работает, атмосферы педагогического коллектива и т. д. Самообразование учителя – необходимое условие эффективности педагогической деятельности. Как справедливо полагал К. Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Упражнения, направленные на регуляцию  тонуса мышц.

          Упражнения, связанные с произвольной регуляцией мышечного тонуса, отрабатываются в определенной системе и последовательности. Сначала люди учатся расслаблять и напрягать мышцы, легче всего поддающиеся контролю (мышцы рук и ног), затем переходят к мышцам, которыми труднее произвольно управлять (мышцы шеи, головы, спины, живота), и, наконец, обращаются к специальным упражнениям, направленным на регуляцию тонуса мышц внутренних органов. Особенно сложными и важными упражнениями, входящими в аутотренинг, являются те, которые направлены на регулирование состояния кровеносных сосудов головы и тела человека, их расширение с целью достижения состояния релаксации и успокоения или сужение с целью повышения тонуса и активизации организма.

          Вот некоторые упражнения, направленные на регуляцию тонуса мышц.

Гимнастика  лица

         Воздействуя на мышцы лица, можно изменить настроение человека, улучшить состояние организма в целом. Систематическая тренировка мышц лица поможет усилить кровообращение, улучшит обмен веществ, поможет регулировать дыхание, улучшит психическое состояние, будет способствовать поддержанию молодости кожи.

         Приведем некоторые упражнения, входящие в комплекс гимнастики мимических мышц лица и шеи.

Упражнения  для мышц лица

Исходное  положение (и. п.) стоя. Перед губами пускают пушинку и вы-

пускаемой через напряженные губы струей воздуха  меняют ее положение. Повторяют 5 - 12 раз.

      И. п. стоя. Большим и указательным  пальцами руки оказывают сопро-

тивление  окологлазным мышцам.

      При закрывании глаз пальцы  оказывают легкое сопротивление.  Дыхание

свободное. Повторяют 4 - 12 раз.

      И. п. стоя. Щеки втягивают между  нижними и верхними зубами. Дыхание

свободное. Повторяют 4 - 12 раз.

      И. п. стоя. Указательным и безымянным  пальцами (средний палец касает-

ся углов  рта) кожу оттягивают назад так, чтобы  губы растянулись в узкую щель.

Последовательно растягивают и сокращают мышцы  губ. Повторяют 4 - 12 раз.

      И. п. стоя. Зубы легко касаются  друг друга, и дыхание производят  через

рот. Делают усиленный выдох через губы, сложенные  воронкой. Повторяют 4-12

раз.

      И. п. стоя, ноги на ширине  плеч. Последовательно закусывают  верхнюю,

потом нижнюю губу. Повторяют 4 - 12 раз.

Упражнения  для губ

      И. п. основная стойка (о. с.). Делают глубокий вдох. Дыхание  задержи-

вают, надувая  щеки. Затем воздух резко выпускают  через рот, не издавая при

этом  звуков. Повторяют 4 - 12 раз.

      И. п. стоя или сидя. Губы  резко оттягивают назад, обнажая  зубы. Повто-

ряют 4 - 12 раз.

      3 И. п. сидя на стуле. Верхнюю  губу поднимают вверх так, чтобы  обнажались

верхние зубы. Повторяют 4 - 12 раз.

      4. И. п. сидя. Нижнюю губу оттягивают  вниз так, чтобы обнажились  ниж-

ние зубы. Упражнение повторяют 4 - 12 раз.

      5 И. п. стоя или сидя. Губы  вытягивают так, чтобы они образовали

«рыльце». Повторяют 4 - 12 раз.

  Упражнения для глаз

      1 И. п. лежа на спине. Мышцы  расслаблены. Делают глубокий  вдох и медленный выдох, после  чего взгляд переводят вверх  и фиксируют в течение 5-12 секунд. Затем в течение нескольких секунд взгляд переводят в пространство перед собой, дыхание свободно. На выдохе взгляд фиксируют на кончике носа в течение 4 - 12 секунд.

      2. И. п. сидя «по-турецки» или  на стуле. Вначале взгляд направлен  вперед, затем, после глубокого вдоха взгляд перемещают максимально влево, после чего возвращают глаза в и. п. и производят выдох, затем упражнение выполняют с переводом взгляда вправо. Повторяют 4 - 12 раз.

      И. п. сидя на стуле или  стоя. Голова неподвижна, глаза производят  круго-

вые движения — вверх, вправо, вниз, влево. Повторяют 4 - 12 раз.

      И. п. о. с. Перед глазами  на расстоянии 2 м устанавливают  какой-либо

предмет. В течение 3-8 секунд взгляд фиксируют  на этом предмете. После этого глаза закрывают и в течение 3-8 секунд и продолжают мысленно наблюдать за этим предметом. Повторяют 3 - 6 раз.

      И.     п.    о.   с.   Глаза    закрыты     и    прикрыты      ладонями.

Дыхание замедленно и равномерно, В течение  этих пауз (5-10 секунд) размышляют о чем-нибудь приятном.

      Через 30-60 секунд глаза открывают.  Повторяют 2 - 3 раза.

Упражнения  для шеи

        1.    И. п. стоя. Подбородок  поднят вверх, шея вытянута. Делают  движения нижней челюстью снизу вверх, напоминающие попытку надкусить яблоко, висящее на ветке. Повторяют 4-12 раз.

        2. И. п. о. с, В зубы берут карандаш и в воздухе выписывают им цифры 1,3, 7, 8, 10 или свое имя. Каждое число повторяют 2-16 раз.

       3. И. п. сидя или стоя. Подбородок высоко поднят. Двумя пальцами или ладонью одной руки подбородок подпирают снизу и оказывают легкое сопротивление при его вращении. Повторяют 4-12 раз.                               

  1. И. п. сидя или стоя. Подбородок касается груди, руки со сплетенными

пальцами  находятся на затылке, оказывая легкое сопротивление при движении подбородка вверх и разгибании шеи. Повторяют 4-12 раз.

      5. И. п. стоя, ноги раздвинуты. Голова наклонена влево, ладонь правой руки находится на височной области справа, оказывая сопротивление при наклоне головы вправо до касания ухом правого плеча, затем упражнение выполняют с левой рукой. Повторяют 4-12 раз.

     6. И. п. лежа на спине. Под голову подкладывают подушку, сложенную

вдвое. Голову прижимают к подушке макушкой и удерживают в таком положении 4-12 секунд, повторяют 4-12 раз.

      7. И. п. лежа на животе с поднятой головой. Шею вытягивают, голову перемещают вперед и вверх. Повторяют 4-12 раз.

      8. И. п. лежа на спине. Голова опущена через край кушетки. Затем подни-

мают  вверх, плечи от кушетки не отрывают. Повторяют 5-10 раз.

      9.    И. п. о. с. Последовательно  касаться подбородком левого  и правого

плеча, не поднимая головы вверх. Повторяют 4-12 раз.

      10. И. п. о. с. Левая рука  располагается на левой щеке, голова повер-

нута  вправо. При повороте головы влево  рука оказывает сопротивление. Повторяют 3-5 раз, после чего руку меняют.

      Все перечисленные упражнения  необходимо повторять ежедневно.  Выполняя гимнастику для лица, вы не должны ощущать усталость.  Дыхание не должно быть учащенным. Длительность занятий изменяется в зависимости от общего состояния организма.

Нервно-мышечная релаксация

      Нервно-мышечная релаксация - это  система специальных упражнений  для расслабления различных групп мышц. Целью этой тренировки является снятие мышечного тонуса, который напрямую связан с различными формами отрицательного эмоционального возбуждения: страх, тревожность, смущение. Уменьшив или предотвратив тонус мышц, можно снять стрессовые состояния, бессонницу, мигрени, а также можно нормализовать эмоциональный фон.

Схема сеанса активной релаксации

      Приступая к занятию по мышечной  релаксации, необходимо помнить,  что

эти занятия  полезны при состоянии стресса  и тревожности, которые сопровождаются мышечным напряжением. При ослаблении мышц можно достигнуть значительного уменьшения переживаний, беспокойства, возбуждения. Ощущения расслабления мышц легче достигнуть, почувствовав и сравнив расслабление и напряжение. Активная релаксация - мощное средство, позволяющее полностью расслабиться и обрести душевное равновесие.

      Однако релаксация - это навык,  и, как всякий навык, он требует  упорной

тренировки. Ошибка большинства людей, начинающих заниматься релаксацией, состоит в  том, что они стремятся форсировать  события. А для достижения успеха нужны практика и терпение. 15 минут в день стоит потратить на занятие активной релаксацией для общего хорошего самочувствия.

Информация о работе Необходимость непрерывного психологического самообразования педагога