Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:15, контрольная работа
Те знания по психологии, которые в педагогическом учебном заведении получает учитель или воспитатель, обладают двумя очень неприятными свойствами.
Они, во-первых, не включают того, что может понадобиться педагогу на практике, так как количество часов, которые отводятся на изучение психологических дисциплин в педагогическом вузе, ограничен .
Во-вторых, эти знания быстро устаревают и требуют обновления, по крайней мере, один раз в пять лет за счет самообразования и повышения квалификации.
1. Необходимость непрерывного психологического самообразования педагога. 4 - 5
2. Упражнения, направленные на регуляцию тонуса мышц. 6 - 15
3. Литература. 16
Содержание:
Стр. | ||
1. | Необходимость непрерывного психологического самообразования педагога. | 4 - 5 |
2. | Упражнения, направленные на регуляцию тонуса мышц. | 6 - 15 |
3. | Литература. | 16 |
Те знания по психологии, которые
в педагогическом учебном
Психологическое
самообразование педагога включает
его систематическое
Перечень
дисциплин, из которых можно почерпнуть
психологические сведения, необходимые
педагогу в его практической деятельности,
выглядит довольно внушительным. Однако
педагог обязательно
Конкретное содержание и формы
самообразования учителя зависят от
многих обстоятельств: возраста, педагогического
стажа, места жительства, преподаваемого
предмета, индивидуальных интересов и
увлечений, возраста и уровня подготовленности
учащихся, с которыми учитель работает,
атмосферы педагогического коллектива
и т. д. Самообразование учителя – необходимое
условие эффективности педагогической
деятельности. Как справедливо полагал
К. Д. Ушинский, учитель живет до тех пор,
пока он учится, как только он перестает
учиться, в нем умирает учитель.
Упражнения, связанные с произвольной регуляцией мышечного тонуса, отрабатываются в определенной системе и последовательности. Сначала люди учатся расслаблять и напрягать мышцы, легче всего поддающиеся контролю (мышцы рук и ног), затем переходят к мышцам, которыми труднее произвольно управлять (мышцы шеи, головы, спины, живота), и, наконец, обращаются к специальным упражнениям, направленным на регуляцию тонуса мышц внутренних органов. Особенно сложными и важными упражнениями, входящими в аутотренинг, являются те, которые направлены на регулирование состояния кровеносных сосудов головы и тела человека, их расширение с целью достижения состояния релаксации и успокоения или сужение с целью повышения тонуса и активизации организма.
Вот некоторые упражнения, направленные на регуляцию тонуса мышц.
Гимнастика лица
Воздействуя на мышцы лица, можно изменить настроение человека, улучшить состояние организма в целом. Систематическая тренировка мышц лица поможет усилить кровообращение, улучшит обмен веществ, поможет регулировать дыхание, улучшит психическое состояние, будет способствовать поддержанию молодости кожи.
Приведем некоторые упражнения, входящие в комплекс гимнастики мимических мышц лица и шеи.
Упражнения для мышц лица
Исходное положение (и. п.) стоя. Перед губами пускают пушинку и вы-
пускаемой через напряженные губы струей воздуха меняют ее положение. Повторяют 5 - 12 раз.
И. п. стоя. Большим и указательным пальцами руки оказывают сопро-
тивление окологлазным мышцам.
При закрывании глаз пальцы
оказывают легкое
свободное. Повторяют 4 - 12 раз.
И. п. стоя. Щеки втягивают между нижними и верхними зубами. Дыхание
свободное. Повторяют 4 - 12 раз.
И. п. стоя. Указательным и безымянным пальцами (средний палец касает-
ся углов рта) кожу оттягивают назад так, чтобы губы растянулись в узкую щель.
Последовательно растягивают и сокращают мышцы губ. Повторяют 4 - 12 раз.
И. п. стоя. Зубы легко касаются
друг друга, и дыхание
рот. Делают усиленный выдох через губы, сложенные воронкой. Повторяют 4-12
раз.
И. п. стоя, ноги на ширине плеч. Последовательно закусывают верхнюю,
потом нижнюю губу. Повторяют 4 - 12 раз.
Упражнения для губ
И. п. основная стойка (о. с.). Делают глубокий вдох. Дыхание задержи-
вают, надувая щеки. Затем воздух резко выпускают через рот, не издавая при
этом звуков. Повторяют 4 - 12 раз.
И. п. стоя или сидя. Губы
резко оттягивают назад,
ряют 4 - 12 раз.
3 И. п. сидя на стуле. Верхнюю
губу поднимают вверх так,
верхние зубы. Повторяют 4 - 12 раз.
4. И. п. сидя. Нижнюю губу оттягивают вниз так, чтобы обнажились ниж-
ние зубы. Упражнение повторяют 4 - 12 раз.
5 И. п. стоя или сидя. Губы
вытягивают так, чтобы они
«рыльце». Повторяют 4 - 12 раз.
Упражнения для глаз
1 И. п. лежа на спине. Мышцы расслаблены. Делают глубокий вдох и медленный выдох, после чего взгляд переводят вверх и фиксируют в течение 5-12 секунд. Затем в течение нескольких секунд взгляд переводят в пространство перед собой, дыхание свободно. На выдохе взгляд фиксируют на кончике носа в течение 4 - 12 секунд.
2. И. п. сидя «по-турецки» или
на стуле. Вначале взгляд
И. п. сидя на стуле или стоя. Голова неподвижна, глаза производят круго-
вые движения — вверх, вправо, вниз, влево. Повторяют 4 - 12 раз.
И. п. о. с. Перед глазами на расстоянии 2 м устанавливают какой-либо
предмет. В течение 3-8 секунд взгляд фиксируют на этом предмете. После этого глаза закрывают и в течение 3-8 секунд и продолжают мысленно наблюдать за этим предметом. Повторяют 3 - 6 раз.
И. п. о. с. Глаза закрыты и прикрыты ладонями.
Дыхание замедленно и равномерно, В течение этих пауз (5-10 секунд) размышляют о чем-нибудь приятном.
Через 30-60 секунд глаза открывают. Повторяют 2 - 3 раза.
Упражнения для шеи
1. И. п. стоя. Подбородок поднят вверх, шея вытянута. Делают движения нижней челюстью снизу вверх, напоминающие попытку надкусить яблоко, висящее на ветке. Повторяют 4-12 раз.
2. И. п. о. с, В зубы берут карандаш и в воздухе выписывают им цифры 1,3, 7, 8, 10 или свое имя. Каждое число повторяют 2-16 раз.
3. И. п. сидя или стоя. Подбородок высоко
поднят. Двумя пальцами или ладонью одной
руки подбородок подпирают снизу и оказывают
легкое сопротивление при его вращении.
Повторяют 4-12 раз.
пальцами находятся на затылке, оказывая легкое сопротивление при движении подбородка вверх и разгибании шеи. Повторяют 4-12 раз.
5. И. п. стоя, ноги раздвинуты. Голова наклонена влево, ладонь правой руки находится на височной области справа, оказывая сопротивление при наклоне головы вправо до касания ухом правого плеча, затем упражнение выполняют с левой рукой. Повторяют 4-12 раз.
6. И. п. лежа на спине. Под голову подкладывают подушку, сложенную
вдвое. Голову прижимают к подушке макушкой и удерживают в таком положении 4-12 секунд, повторяют 4-12 раз.
7. И. п. лежа на животе с поднятой головой. Шею вытягивают, голову перемещают вперед и вверх. Повторяют 4-12 раз.
8. И. п. лежа на спине. Голова опущена через край кушетки. Затем подни-
мают вверх, плечи от кушетки не отрывают. Повторяют 5-10 раз.
9. И. п. о. с. Последовательно касаться подбородком левого и правого
плеча, не поднимая головы вверх. Повторяют 4-12 раз.
10. И. п. о. с. Левая рука располагается на левой щеке, голова повер-
нута вправо. При повороте головы влево рука оказывает сопротивление. Повторяют 3-5 раз, после чего руку меняют.
Все перечисленные упражнения
необходимо повторять
Нервно-мышечная релаксация
Нервно-мышечная релаксация - это
система специальных
Схема сеанса активной релаксации
Приступая к занятию по
эти занятия полезны при состоянии стресса и тревожности, которые сопровождаются мышечным напряжением. При ослаблении мышц можно достигнуть значительного уменьшения переживаний, беспокойства, возбуждения. Ощущения расслабления мышц легче достигнуть, почувствовав и сравнив расслабление и напряжение. Активная релаксация - мощное средство, позволяющее полностью расслабиться и обрести душевное равновесие.
Однако релаксация - это навык,
и, как всякий навык, он
тренировки. Ошибка большинства людей, начинающих заниматься релаксацией, состоит в том, что они стремятся форсировать события. А для достижения успеха нужны практика и терпение. 15 минут в день стоит потратить на занятие активной релаксацией для общего хорошего самочувствия.
Информация о работе Необходимость непрерывного психологического самообразования педагога