Некоторые проблемы современного общения и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 11:13, реферат

Краткое описание

Цели и задачи:
-обозначить основные проблемы общения в современном обществе
-обозначить пути решения выявленных проблем.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к обучению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. (Роль русского языка в жизни человека)….……………………………...4
1.1. Роль русского языка в общении людей……………………………………..…4
Глава 2. (Проблемы современного общения)………………………………….…..6
2.1. Ограниченный словарный запас людей……………………………..………...6
2.2. Простота синтаксических конструкций…………………..…………………...8
2.3. Недостаток образцов правильной речи………………………………………10
2.4. Проблема чтения книг………………………………………………………....10
2.5. Проблема виртуального общения………………………...…………………..11
Глава 3.Заключение (Необходимость изучения русского языка)…………….…13

Файлы: 1 файл

Lera (1).doc

— 81.50 Кб (Скачать)

 

Некоторые проблемы современного общения и пути их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров

2014

Оглавление

                               

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. (Роль русского языка в жизни человека)….……………………………...4

1.1. Роль русского языка в общении людей……………………………………..…4

Глава 2. (Проблемы современного общения)………………………………….…..6

2.1. Ограниченный словарный  запас людей……………………………..………...6

2.2. Простота синтаксических  конструкций…………………..…………………...8

2.3. Недостаток образцов  правильной речи………………………………………10

2.4. Проблема чтения книг………………………………………………………....10

2.5. Проблема виртуального  общения………………………...…………………..11

Глава 3.Заключение (Необходимость изучения русского языка)…………….…13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Введение

Цели и задачи:

-обозначить основные  проблемы общения в современном  обществе

-обозначить пути решения  выявленных проблем

 

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к обучению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в развитую личность. «Общение облагораживает и возвышает; в обществе человек невольно , без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве»-говорил выдающийся немецкий философ Людвиг Фрейнбах.

 

Большое значение для психического развития человека имеет его общение со взрослыми на ранних этапах развития. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно - до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

Люди, с которыми он общается, являются для человека носителями жизненного опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими его развитие.

В современном обществе ни о каком качественном развитии личности, к сожалению, не может быть и речи. В наш век новых технологий, в постоянной суматохе люди постепенно забывают о культуре общения. Современная речь человека скудна и порой неграмотна. Она наполнена заимствованными словами, которые не всегда бывают понятны всем, нецензурной бранью, которая  становится нормой  для многих людей. Также происходит проникновение жаргона в публицистическую, устную и официальную речь. Пропаганду  ведет не только сам человек, но и самым главным «помощником» является телевидение, интернет, радио и другие средства массовой информации.

Люди не пользуются всеобъемлющей красотой русского языка, языка Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других мастеров русского слога.

 

Глава 1. (Роль русского языка в жизни человека)

 

1.1. Роль русского языка  в общении людей

Значение языка в жизни людей огромно, но люди должны учиться целесообразно использовать все многочисленные и, бесспорно, жизненно-необходимые функции языка.

Язык любого народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь народа своеобразно и неповторимо отражаются в языке, в его устной и письменной формах, в памятниках различных жанров. И, значит, культура языка, культура слова предстает как неразрывная связь многих и многих поколений.

Родной язык –  душа нации, первостепенный и наиболее очевидный ее признак. В языке и через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность.

Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру.

Основные функции языка осознаются его носителями на интуитивном уровне. Речевой опыт, языковая практика дают знания о языке, правилах его использования, законах его функционирования в речи. 

Базовыми функциями языка являются общение, познание и воздействие. Язык всегда хорош, плохой может быть речь или носитель языка, создающий из хорошего языка плохую речь. Любой язык, аккумулируя опыт народной жизни во всей ее полноте и разнообразии, является и действительным его сознанием. Каждое новое поколение, каждый представитель конкретного этноса, осваивая язык, приобщается через него к коллективному опыту, коллективному знанию об окружающей действительности, общепринятым нормам поведения, отвергаемым или принимаемым народом оценкам, социальным ценностям. Из этого следует, что язык не может не влиять на опыт конкретного индивида, его поведение, культуру. Под явным или неявным воздействием литературного языка, его установлений, традиций находятся все сферы жизнедеятельности человека, и ее успешность в немалой степени зависит от того, в какой языковой среде проходит жизнь человека, как он освоил родной язык.

Познание закономерностей окружающего мира, умственное развитие человека совершается путем усвоения знаний, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития и закрепленных с помощью языка, с помощью письменной речи. Язык в этом смысле есть средство закрепления и передачи от поколения к поколению достижений человеческой культуры, науки и искусства. Каждый человек в процессе обучения усваивает знания, приобретенные всем человечеством и накопленные исторически.

Русский язык входит в число наиболее распространенных языков мира. На земном шаре на нем говорят около 250 млн. человек. По степени распространенности русский язык занимает пятое место в мире, уступая лишь китайскому (на нем говорят свыше 1 млрд. человек), английскому (420 млн.), хинди и урду (320 млн.) и испанскому (300 млн.). Язык - это не только важнейшее средство общения между людьми, но и средство познания, которое позволяет людям накапливать знания, передавая их от человека к человеку и от каждого поколения людей следующим поколениям. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной деятельности называется культурой. Поэтому можно сказать, что язык является средством развития культуры и средством усвоения культуры каждым из членов общества. Русский язык – важнейшее средство общения. В современном общении есть серьёзные проблемы.

 

Глава 2. (Проблемы современного общения)

 

2.1. Ограниченный словарный  запас людей.

Часто родители жалуются учителям, а учителя родителям на то, что ребёнок плохо успевает в школе. Казалось бы, он пошёл в первый класс, зная буквы и умея читать, однако… Дело чаще всего в ограниченном словарном запасе ребёнка. Да, он знает много слов, но это пассивный, а не активный словарный запас – лексикон. Значение многих слов он не может объяснить и не привык обращаться к толковому словарю. В обыденной жизни словарь ребёнка беден. Иногда в этом кроется причина использования слов – паразитов: «ну, в общем…», «так сказать…», «это самое…». Человек мучительно подбирает слова.

В современном мире, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с  богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше активный словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни.

Совокупность слов современного русского языка, как обозначение предметов, явлений и понятий, образует его словарный состав, или лексику. Лексика является предметом изучения соответствующего раздела языкознания – лексикологии.

Слова характеризуются определённой спецификой: они отличаются друг от друга по своему происхождению, степени их активности, сфере употребления и по их стилистической принадлежности. Учёт этих особенностей языковых единиц позволяет обосновать общие принципы классификации словарного запаса:

  • По своему происхождению лексика делится на исконно русскую и заимствованную (из старославянского и других языков мира);
  • По степени употребления лексика подразделяется на активный и пассивный словарный запас (к первому принадлежат регулярно и часто воспроизводимые единицы, ко второму – устаревшая и новая лексика: историзмы, архаизмы и неологизмы);
  • По сфере употребления общеупотребительная лексика противостоит лексике ограниченной территориально (диалектизмы), профессионально (термины и профессионализмы) и социально (жаргонизмы);
  • По стилистической характеристике нейтральная (межстилевая) лексика противопоставляется стилистически маркированной высокой, официальной, научной лексике книжной речи и разговорной и просторечной лексике устной речи.

Словарный запас человека - это набор слов на языке, знакомом данному человеку. Словарный запас обычно развивается с возрастом и служит как полезный и фундаментальный инструмент для общения и приобретения новых знаний. Приобретение обширного словаря - одно из наиважнейших требований при изучении второго языка.

Типы словарного запаса

  • Словарный запас при чтении:

У грамотного человека словарный запас при чтении составляет все слова, смысл которых он может понять, когда читает. Это самый объемный тип словарного запаса, хотя бы потому что он включает в свой состав остальные 3 типа.

  • Аудиальный словарный запас:

Включает в себя все слова, которые человек может распознать, когда слышит речь.

  • Письменный словарный запас:

Все слова, которые человек может использовать при написании письменного текста.

  • Разговорный словарный запас:

Разговорный словарный запас - это все слова, которые он или она может использовать в речи. Из-за спонтанной природы разговора, слова часто могут быть неправильно использованы. Неправильное употребление слова, в случае, если оно незначительное и ненамеренное, может быть компенсировано выражением лица, интонацией голоса или жестикуляцией.

Вывод: если хочешь быть успешным в жизни -  постоянно пополняй свой словарный запас. Различные словари и справочники – настольная книга с детства и до преклонных лет.

 

2.2. Простота синтаксических конструкций.

Это не менее важная проблема современного общения. Одной из таких проблем в современной лингвистике являются синтаксические конструкции с простыми сравнительными формами прилагательных, наречий и слов категории состояния.

 От грамотно построенных сложных синтаксических конструкций всё чаще в общении люди уходят к кратким, неярким, коротким предложениям типа: «Круто», «Клёво», «Классно», «Отпад» и др.

А ведь есть стилистика – раздел науки о языке, который является разделом языкознания, посвященным изучению выразительных средств языка, занимая тем самым особое место среди других дисциплин языкознания. В отличие от других дисциплин, анализирующих наличный состав единиц и категорий конкретного языка, систему их взаимосвязей и соотношений, то есть изучающих «что есть» в языке, стилистика отвечает на вопрос «как?»: как используются единицы и категории данного языка для выражения мысли. Стилистика исследует проблематику «языкового употребления». Это и есть предмет ее внимания. В этом ее смысл и сущность как самостоятельной науки среди других отраслей лингвистики.

Известно, что все русские поэты и писатели – классики - мастера слова, они в своем творчестве используют сложные и очень сложные синтаксические конструкции.

Изучение их языка художественной литературы, по нашему мнению, всегда будет актуальным. Это объясняется прежде всего тем, что в России, как ни в какой другой стране мира, существует огромное количество произведений разных литературных направлений и жанров от Ломоносова, Державина и Тредиаковского до Булгакова, Пастернака и Мандельштама.

Вывод: читай высокохудожественную литературу, изучай синтаксис и  стилистику и учись строить полные, сложные конструкции в соответствии с целями и задачами твоего высказывания.

 

 

2.3. Недостаток образцов  правильной речи

 

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин.

Информация о работе Некоторые проблемы современного общения и пути их решения