Научно-теоретические основы учений о стрессе, его структура, стрессоры

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:05, лекция

Краткое описание

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:
1. Стресс и его характеристика.
2.Разновидности стрессовых состояний, субсиндромы стресса
3. Психотравмирующие события и стрессоры ситуаций

Файлы: 1 файл

огщш.docx

— 29.85 Кб (Скачать)

Субсиндромы течения стресса

Течение стресса можно  представить в виде четырех субсиндромов, описанных Л.А. Китаевым-Смыком (1983).

  1. Вегетативный.
  2. Эмоционально-поведенческий.
  3. Когнитивный.
  4. Социально-психологический.

Вегетативный субсиндром – самый древний в филогенезе. Активность вегетативной нервной системы не контролируется сознанием, поэтому защитные вегетативные реакции запускаются не зависимо от вида стрессора, на всякий случай. К ним относятся повышение тонуса сердечно-сосудистой системы (кровенаполнение и питание жизненно важных органов), активизация фагоцитоза (на случай проникновения инфекции), процесса регенерации тканей (на случай повреждения), тромбоцитоз (на случай кровотечения), саливация, потоотделение, рвота (на случай отравления) и.т.д. Если действие стрессора продолжается, и организм не справляется с задачей, происходит гибель организма за счет локальных вегетативных реакций в порядке программы самоуничтожения (с точки зрения филогенеза).

Эмоционально-поведенческий субсиндром –- характеризуется некоторыми особенностями поведения в условиях стресса. Первоначальной реакцией на стрессор может быть реакция оцепенения, либо иллюзорное восприятие, истолкование ситуации. И то, и другое поведение влечет за собой неправильные, неэффективные действия в условиях стресса.

Также различают  простые и сложные поведенческие  реакции. К простым можно отнести вздрагивание, к сложным, например, попытку броситься в горящий дом.

Возможно  проявление негативных эмоций (агрессии). Это объясняют своеобразной реакцией отмены. Сразу после стресса формируются  нейроны, отвечающие за выработку негативных эмоций. С исчезновением повреждающего фактора, необходимость в этих нейронах отпадает, но они продолжают еще некоторое время работать, обеспечивая появление негативных эмоций.

Когнитивный субсиндром. Активизация мышления (особенно дискурсивного), направленного на решение задачи, что является адекватной реакцией на действие стрессора.

Активизация декомпозиционного мышления - упрощение реальной картины мира в условиях стресса. Чем проще ситуация, тем легче найти решение. В дальнейшем может произойти осознание безвыходности ситуации, что переживается эмоционально негативно.

Активизация инсайтного мышления. Все воспринимается четко, ясно видны последствия любых действий, наблюдается эффект замедленного времени, происходит осознание всех иллюзий. Возможна активизация субсенсорной чувствительности. Но, к сожалению, часто развивается гиперактивизация мышления в виде навязчивых мыслей, мнительности, настороженности, бесплодного фантазирования. Формируются ригидные, устойчивые убеждения – «все враги». Если имеется такая установка, следовательно, надо быть всегда настороже, развивается защитное бодрствование и как следствие развивается бессонница.

В контексте  этого субсиндрома можно говорить о защитных механизмах ухода. Выделяют активные и пассивные варианты ухода. К активным можно отнести – бесплодное фантазирование, защитное бодрствование, решение замещающих задач, активизация или появление новых пристрастий, участие в мистических действиях, поиск нетривиальных решений, мечты о будущем, воспоминания о прошлом. К пассивным вариантам ухода относятся развитие заторможенности, астении, развитие социальных страхов, и.т.п.

В рамках когнитивного субсиндрома  наблюдается изменение восприятия. Изменение цветовосприятия, понижение  порога звуковосприятия, снижение остроты зрения, сужение восприятия. А также нарушения памяти (ошибки памяти, флешбэки, воспоминания о нереальном событии, наплывы воспоминаний о прошлой жизни).


Информация о работе Научно-теоретические основы учений о стрессе, его структура, стрессоры