Научно-теоретические основы учений о стрессе, его структура, стрессоры

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:05, лекция

Краткое описание

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:
1. Стресс и его характеристика.
2.Разновидности стрессовых состояний, субсиндромы стресса
3. Психотравмирующие события и стрессоры ситуаций

Файлы: 1 файл

огщш.docx

— 29.85 Кб (Скачать)

Лекция  № 3.

Тема: Научно-теоретические основы учений о стрессе, его структура, стрессоры

 

Основные вопросы, рассматриваемые  на лекции:

1. Стресс  и его характеристика.

2. Разновидности  стрессовых состояний, субсиндромы  стресса

3. Психотравмирующие события и стрессоры ситуаций

 

1. Стресс и его характеристика

Термин стресс (напряжение), заимствован из физики твердого тела и характеризует напряжение, возникающее в таких телах при приложении к ним силы. В медицинской науке термин «стресс» впервые использовал для описания общей неспецифической адаптационной реакции организма канадский ученый H. Selye (Ганс Селье): в ответ на действие разных по качеству, но сильных, неадекватных раздражителей в организме стандартно развивается один и тот же комплекс изменений, характеризующих эту реакцию, названную общим адаптационным симптомом (ОАС).

Г. Селье считал определяющей для  развития стресса роль силы воздействия. Термины, в которых он описывал раздражители: «повреждение», «интоксикация», «вредоносный, пагубный агент».

В современной научной литературе наиболее часто критикуется вопрос о том, насколько «неспецифичной» является стрессовая реакция. Другие исследователи (Everly, 1978) утверждали, что стрессовая реакция носит специфический характер, который зависит от силы раздражителя и индивидуальных особенностей организма. Сила раздражителя понимается как воздействие на организм человека значимого (имеющего смысл) для него фактора, а так же как сильное, экстремальное воздействие.

Стресс (в узком  смысле) – совокупность неспецифических физиологических и психологических проявлений адаптационной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях. Стресс (в широком смысле) – это такое психологическое состояние организма, когда существует несоответствие между его способностью удовлетворительно справиться с требованиями окружающей среды и уровнем таких требований.

Стрессовая реакция является вариантом  адаптации к экстремальной ситуации. Адаптация происходит за счет мобилизации  компенсаторных механизмов. При этом возникает состояние, при котором  происходит обеспечение лишь наиболее важных для организма функций. Для конкретной экстремальной ситуации это является единственной возможностью выжить. Однако при воздействии экстремальных факторов возникающие адаптационные реакции всегда избыточны, поэтому стресс-реакция сопровождается не только приспособительными, но и патологическими изменениями. Нервная и эндокринная системы являются основными регулирующими системами организма, поэтому изменение их функции вследствие стресса сопровождается изменениями со стороны практически всех остальных органов и систем организма.

Помимо  биологической составляющей (вегетативный и биохимический компоненты) важной составляющей стрессовой реакции является психосоциальная. Действие психосоциальных факторов может обеспечивать более широкие границы адаптационных возможностей человека с сохранением нормального уровня жизнедеятельности.

Стадии общего адаптационного синдрома

Адаптационный синдром – совокупность адаптационных реакций организма человека, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на стрессоры – значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия.

Адаптационный синдром – это  процесс, закономерно протекающий  в трех стадиях, которые носят  название стадии развития стресса.

  1. Стадия «тревоги» (стадия мобилизации) – развивается в течение 6 часов после стрессорного воздействия и длится 24-48 часов.

 

А

 

I

 

II

III

 

           

           
           

 t

нормальный уровень

сопротивления

           
             

Б

           

 

2

 3

 4

 5

 
 

1

       

 t

           
             

Рис. 1. Стадии развития стресса (по Г. Селье)

Примечание. А – стадии развития стресса: тревога (I); стадия резистентности (II); стадия истощения (III); Б – фазы адаптации при стрессе.

Стадия  «тревоги» включает в себя две фазы: 1) фаза шока – общее расстройство функций организма вследствие психического потрясения или физического повреждения; 2) фаза «противошока». При достаточной силе стрессора фаза шока заканчивается гибелью организма, в течение первых часов или дней. Если адаптационные возможности организма способны противостоять стрессору, то наступает фаза противошока, где происходит мобилизация защитных реакций организма. Человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Физически и психологически он чувствует себя хорошо, пребывает в приподнятом настроении. На этой фазе часто проходят психосоматические заболевания (гастриты, язвы желудка, аллергии и т.п.), а к третьей стадии они возвращаются с утроенной силой.

II. Стадия резистентности (сопротивления). Устойчивость организма к сильным, повреждающим воздействиям повышена, включается сбалансированное расходование адаптационных резервов. Происходит некоторая нормализация деятельности желез внутренней системы и тимико-лимфатической системы, а иногда даже повышение функциональной активности желез, угнетенных в первую стадию. Продолжительность периода сопротивления зависит от врожденной приспособленности организма и от силы стрессора. Каждый стрессогенный фактор обладает специфическим (одинаковым для разных раздражителей) и стрессогенным (неодинаково, но специфично для каждого фактора) действием. Ответ организма зависит не только от действия раздражителя, в качестве которого может выступать какой-либо предмет, явление или значимая информация, так же играют роль внутренние (наследственность, прошлый опыт, возраст и др.) и внешние (климат, лекарства, диета и др.) условия.

Динамика психофизиологического  состояния людей: последующие 2-5 часов  после первой стадии длится период «сверхмобилизации» с предельным напряжением  физических, умственных сил, повышением скорости реагирования на раздражители.

Эта стадия приводит либо к стабилизации состояния и выздоровлению, либо, если стрессор продолжает действовать еще дольше, сменяется последней стадией – истощение.

III. Стадия истощения. Утрата резистентности, истощение психических и физических ресурсов организма. Возникает несоответствие стрессогенных воздействий среды и ответов организма на эти требования. Характер изменений напоминает реакцию тревоги, но отмечается истощение секреции глюкокортикоидов вплоть до резкого снижения их секреции. Эта стадия отмечается при развитии хронического стресса. На третьей стадии помощь может быть только извне, либо в форме поддержки, либо в форме устранения стрессора, изнуряющего организм.

Таблица 1

Показатели работоспособности  при остром и хроническом стрессе

Острый стресс

Хронический стресс

Сохраняется быстрота работы, длительность и точность нарушаются.

Снижаются все характеристики работоспособности: и по скорости, и по длительности, и по точности.

Снижается реактивность

Нарастают все характеристики нарушения  работоспособности


 

Помимо  стадий развития стресса выделяют пять фаз адаптации при стрессе (см. рис.):

1. Разрушение привычного функционирования  организма. На данной фазе происходит активизация адаптационных форм реагирования. Продолжительность фазы (при максимально субъективной переносимости стрессора) – минуты, часы. Наблюдаются стенические эмоции, повышение работоспособности.

2. Фаза становления нового функционирования  организма. Здесь происходит перестройка организма на максимально возможное реагирование в ситуации продолжающегося воздействия стрессоров. Суммарная продолжительность 1 и 2 фазы – 11 суток. Проявляются болезненные состояния со снижением работоспособности. Однако психологические факторы (мотивация, установка) могут за счет «сверхмобилизации» резервов нейтрализовывать неблагоприятные проявления.

3. Фаза неустойчивой адаптации. Продолжительность от 20 до 60 суток. Человек частично адаптируется к жизнедеятельности в новых условиях.

4. Фаза устойчивой адаптации (соответствует стадии резистентности).

5. Фаза разрушения систем функционирования  организма (истощение). Человеческий организм уже не в состоянии функционировать в новых условиях, ввиду истощения адаптационных возможностей.

Истощение адаптационных возможностей – состояние, приводящее к появлению негативных изменений в психическом состоянии человека. Эти негативные изменения могут охватывать все уровни психической дезадаптации: психотический и пограничный.

К психотическому уровню относятся различные виды психотических реакций и состояний (психозов). Психоз – глубокое расстройство психики, проявляющееся в нарушении адекватности отражения реального мира, поведения и отношения к окружающему. Психотическое состояние или реакция может возникнуть как ответ организма на внезапное острое психотравмирующее событие (смерть родных или информация о смерти, угроза своей жизни и т.д.) и, как правило, необратимы (полного выздоровления не наступает).

Пограничный (допсихотический) уровень реагирования на стресс включает различные виды невротических (неврозы) и психопатоподобных (психопатии) состояний. Неврозы – группа пограничных функциональных нервно-психических расстройств, возникающих в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека вследствие психотравмы или психотравмирующей ситуации. Психопатия – аномалия личности, характеризующаяся дисгармоничностью ее психического склада.

 

2. Разновидности стрессовых состояний,  субсиндромы стресса

Разновидности стрессовых сотояний:

  • эмоциональный (психический) стресс;
  • физический стресс;
  • смешанный стресс.

I. Термины «эмоциональный» или «психический стресс» являются синонимами. Главным и наиболее существенным для так называемого психического стресса является наличие в стрессовой реакции эмоции или включение в нее мотивации, вызывающей эмоцию.

Следовательно, сам по себе психический агент, например спокойный счет в уме, едва ли вызовет  стрессовую реакцию. В то же время, если этот счет будет мотивирован вознаграждением или как-то опосредован эмоционально, то он может привести к стрессовому состоянию. Значит, главное, что обусловливает стресс «психического» порядка, – это эмоциональный настрой личности по отношению к стрессору.

Выделение катехоламинов, запускающих физиологические  механизмы стресса, обусловлено  главным образом психическим  напряжением в процессе физической работы. В отличие от физического стресса, при котором ответные реакции организма являются высокостереотипными, при психологическом стрессе они индивидуальны и не всегда предсказуемы. Среди психологических факторов, влияющих на развитие стрессовой реакции, ведущими являются:

  • значимость ситуации для субъекта;
  • личностные особенности субъекта;
  • уровень развития интеллекта субъекта.

В связи  с таким подходом термин «психологический стресс» отражает суть стресса как  особое состояние, структура которого включает помимо эмоциональной, мотивационную, персептивную, интеллектуальную, характерологическую и другие компоненты личности.

II. Физический стресс – это класс реакций, выражающийся резкими сдвигами физиологических функций, вызванных действием на организм стрессоров, не связанных с какими-либо эмоциональными переживаниями.

III. Смешанный стресс обусловлен одновременным действием на организм как эмоциональных, так и физических стрессоров. Так, например, травма, связанная с потерей крови, вызывая сдвиги в физиологическом гомеостазе, может быть причиной и серьезных эмоциональных переживаний, придающих стрессовой реакции смешанный характер.

Однако  стрессоры, вызывающие смешанный стресс, редко бывают равнозначными по своему воздействию на организм. В таких случаях о природе стресса можно судить по тому раздражителю, который является главным и ведущим в возникновении стрессовой реакции. Так, например, тренировку, не связанную элементами риска или страха, независимо от присутствия в ней минимума эмоций можно считать физическим стрессом, поскольку на организм спортсмена в основном действует физический фактор – мышечная нагрузка. С другой стороны, соревнование представляет собой стрессорную ситуацию комплексного порядка: пред- и послесоревновательные стрессоры вызывают типичный эмоциональный стресс, в то время как само соревнование (борьба), включающее в себя стрессоры как физические, так и еще в большей степени эмоциональные, является смешанным стрессом. Поэтому соревнование с его мощным эмоциональным воздействием на организм спортсмена, независимо от присутствия в нем стрессорных влияний физического порядка, многие исследователи справедливо относят к эмоциональному стрессу. По-видимому, подобным образом следует подходить к выяснению природы любой стрессовой реакции. В экстремальных ситуациях имеют место как психологические, так и смешанные стрессовые реакции.

Информация о работе Научно-теоретические основы учений о стрессе, его структура, стрессоры