Нарушение механизмов интеграции семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:49, контрольная работа

Краткое описание

Семейная психотерапия является областью психотерапии, охватывающей изучение семьи и воздействие на нее с целью профилактики, лечения заболеваний, а также последующей социально-трудовой реабилитации. Методы семейной психотерапии применяются прежде всего гири непсихотических психогенных нарушениях (неврозах, острых аффективных и суицидальных реакциях, ситуативно обусловленных патологических нарушениях поведения), при алкоголизме, наркоманиях, психопатиях, психозах и психосоматических заболеваниях.

Оглавление

Введение
1. Механизмы интеграции семьи
 Социально-психологический механизм «общности судьбы»
 Социально-психологический механизм «эмоциональной идентификации с семьей»
2. Нарушение механизмов интеграции семьи и методы его психотерапевтической коррекции
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Концепция совместимости членов семьи.

Сторонники этого подхода пытаются выяснить соотношение ха­рактерологических и других лично­стных особенностей членов семьи, которое обеспечивает наибольший уровень стабильности. Попытки ис­кать источники стабильности семьи в данном направлении вполне есте­ственны. Очевидно, чтобы группа людей, составляющих семью, достиг­ла своих целей, они должны быть в чем-то сходны между собой и в чем-то различны. Простые рассуждения подсказывают, где желательно сход­ство и где различие. Видимо, сход­ство необходимо в целях, которые ставят перед собой члены семьи, в направлении их действий. Им необ­ходимо взаимопонимание, которое обеспечивается сходством языка, представлений о мире, жизни, ситуа­ции, в которой оказалась семья. Раз­личными должны быть в основном способности, навыки, умения членов семьи. Действительно, чтобы добить­ся всего, что семье нужно, надо очень много знать, уметь, мочь. Посколь­ку, скорее всего, одному человеку не под силу все эти знания, умения, спо­собности, то тут желательно взаимодополнение. Один способен на од­но, но не умеет другого. Другой же, наоборот, не в состоянии справиться с первым, но силен во втором — вот идеальное соединение людей, кото­рые нуждаются друг в друге.

Исследования соотношения лично­стных качеств людей, вступающих в брак, успешно живущих в нем, дей­ствительно, позволило выявить ряд сочетаний этих качеств, способст­вующих семейной интеграции (Обозова А. Н., 1980)

Концепция механизмов семейной интеграции.

Обе предыдущие кон­цепции усматривают ответ на вопрос о причинах стабильности семьи в лич­ных особенностях ее членов (благо­приятный баланс индивидуальных мотивов, хорошее сочетание других качеств личности). При рассматри­ваемом подходе основное внимание уделяется процессам, которые воз­никают уже после создания семьи и протекают не на личностном, а на общесемейном уровне. Делается по­пытка выявить социально-психологи­ческие механизмы, действующие в данной семье и обеспечивающие не­обходимое отношение членов семьи к ней.

Такой          подход      развивается А. В. Петровским (1983). Для по­нимания сущности семейной сплоченности он применяет собственную концепцию «коллективистической идентификации». В соответствии с ней члены семьи при определенном уровне развития отношений исходят в своем поведении уже не только из своих индивидуальных интересов, но и из интересов семьи как целого. При этом (и в этом важная особен­ность описываемого механизма ин­теграции) данные виды поведения («из интересов семьи» и «из собст­венных интересов») не противоречат друг другу, а, напротив, едины. «Под­линную альтернативу альтруизму, как и эгоизму, в развитом семейном коллективе, — пишет А. В. Петров­ский, — составляет особый психо­логический    феномен,    вмещающий в себя такую мотивацию взаимоот­ношений, при которой каждый (взрослый, подросток, юноша) дей­ствительно относится ко всем другим, как к самому себе, и к себе, как ко всем другим, исходя из одних и тех же нравственно оправданных прин­ципов».

Нет сомнения в том, что в форми­ровании сплоченности семьи участ­вуют моменты, отражаемые всеми указанными концепциями. Семейная интеграция — результат сложного взаимодействия личностных свойств и общесемейных психологических механизмов. В то же время, с точки зрения задач семейной психотера­пии, особенно большой интерес пред­ставляют как раз семейные меха­низмы интеграции. Семейный пси­хотерапевт имеет дело с семьей, ко­торая уже сформирована, личност­ные качества ее членов уже во мно­гом «заданы». Функционирование же механизмов интеграции, их кор­рекция в случае нарушений в зна­чительно большей степени могут явиться результатом действий семей­ного психотерапевта.

Непосредственно семейная психотерапия начинается, когда психотерапевт, изучив семью и установив семейное нарушение, организует воздействие на семью и её отдельных членов с целью достижения желательных изменений в их жизни. При этом возникают проблемы и задачи, которые условно разделяют на 3 группы (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999): формирование правильного отношения семьи к семейной терапии; общие вопросы проведения терапии; наконец, методики семейной психотерапии.

Формировать позитивное отношение к процессу семейной психотерапии необходимо, хотя и непросто для членов семьи – её участников, вследствие причин организационных, эмоциональных и интеллектуальных. Поэтому психотерапевту надо формировать сильную и устойчивую мотивацию к участию в психотерапии.

Характерологические причины нарушений.

Трудности в формирова­нии и поддержании отношений симпатии встречаются при опреде­ленных сильно выраженных наруше­ниях характера, в особенности шизо­идном и неустойчивом. И тот, и другой в наименьшей степени пред­расположены к установлению «теп­лых» личностных отношений с други­ми людьми [Личко А. Е., 1983]. Противоречивы данные о представи­телях эпилептоидной акцентуации характера и психопатии. По данным одних   исследователей,   эпилептоид способен и склонен к эмоциональным привязанностям, различным про­явлениям симпатии к другим людям, и его «эпилептоидные взрывы» и крайняя агрессивность в их ходе не характерны для него в другое время . Другие же склонны считать эпилептоида чело­веком с пониженной способностью формировать отношения симпатии: агрессивным и эгоистичным [Лич­ко А. Е., 1983].

Неосознаваемые установки, ведущие к нарушению отношений симпатии. Установки эти могут быть весьма различны по своей природе; объединяет их лишь то, что их суще­ствование противодействует прояв­лению и развитию симпатии.

Выделяют две группы таких установок, чаще других встречающихся при осуществлении семейной психоте­рапии.

Первая группа — это различные реакции индивида на собственное чувство симпатии. Ощутив, что дру­гой человек пробуждает положитель­ные эмоции: восхищение, симпатию, нежность, желание сделать ему при­ятное, общаться с ним — человек так или иначе относится к самому своему чувству. Одних оно радует, других — фрустрирует.

С точки зрения семейной психоте­рапии, особенно важны весьма мно­гочисленные и разнообразные слу­чаи, когда индивид склонен реаги­ровать страхом на пробуждение у него чувства симпатии. Все эти слу­чаи можно определить как «симпатофобия». Нами была разработана методика выявления этого качества у супругов. Удалось выяснить, что во всех случаях симпатофобии имеется неосознаваемый конструкт, в кото­ром существует связь между симпа­тией и страхом. Речь идет об уже обсуждавшихся выше наивно-пси­хологических теориях, на основе которых индивид строит предполо­жения о других людях и возможных следствиях своих поступков по от­ношению к ним. Примеры симпато-фобических суждений: «Если чело­века любишь и не скрываешь этого, то он скорее всего начнет злоупо­треблять этим»; «Если человек поймет, что ты его любишь, то он начнет командовать тобой»; «Если человек уверен, что я его люблю, то он распустится, перестанет сле­дить за собой»; «Он начнет мень­ше уважать меня». Различные фобические установки по отношению к собственному чувству симпатии не­редко значительно осложняют дея­тельность по коррекции нарушений отношений симпатии в семье.

Вторая группа неосознаваемых установок охватывает не боязнь симпатии, а тенденции к ее разного рода искажениям. Тенденции эти нередко представляют собой «релик­ты» нарушений во взаимоотношениях в детстве и подростковом возрасте.Эти «релик­ты» особенно явственно проявляются как раз в родительских чувствах, т. е. в отношениях родителей к соб­ственным детям. Подобные установ­ки будут нами описаны в разделе, посвященном семейной психотерапии подростков.

Пути психологической коррекции неосознаваемых установок во многом идентичны тем, которыми осуще­ствляется коррекция других неосо­знаваемых психических явлений. Важную роль при этом играют ме­тоды осознания, вербализации дан­ных явлений, неосознаваемых уста­новок, формирование у индивида способности правильно оценить их, обучение методам их регуляции. Все эти методы применительно к семейно-психотерапевтическим за­дачам будут рассмотрены в 3-й гла­ве книги.

Отсутствие у членов семьи навы­ков выявления у другого человека качеств, вызывающих симпатию.

Всевозможные пособия по организа­ции семейной жизни настойчиво советуют своим читателям обращать основное внимание на положитель­ные качества других членов семьи. Благие намерения авторов таких книг вполне по­нятны. Действительно, если человек основное внимание уделяет положи­тельным, симпатичным качествам другого, то он начнет симпатизиро­вать ему, человек этот станет для него привлекателен. Между тем вы­полнить этот совет не так-то легко. Дело в том, что человек обращает внимание на те моменты, на которые привык обращать внимание. Послед­ствия этого факта многочисленны. При исследовании отношений симпа­тии нередко приходится сталкиваться с парадоксальным фактом, когда у индивида сильно выражены потреб­ности в симпатии определенного типа, однако у себя в семье он не находит, кому посвятить ее. Пример такого положения — учительница, отдающая душу детям, у которой, однако, собственные дети не вызы­вают столь же теплого отношения.

В таких случаях перед психотера­певтом встает задача — помочь ин­дивиду в формировании мысли­тельных навыков, необходимых для проявления присущего ему типа симпатии в семье.

Способ организации и проведения семейной психотерапии не должен определяться “научными воззрениями” семейного психотерапевта. В идеале выбор способа организации семейной психотерапии должен зависеть от особенностей семьи. Также любой семейный психотерапевт должен быть в равной мере готов к применению самых различных стилей психотерапии (и их смены) в зависимости от семьи, отдельных её членов, её проблемы и семейных условий. Возможно, что с одним членом семьи предпочтителен авторитарный стиль, с другим – недирективный. Итак, ответ на все эти стоящие перед психотерапевтом вопросы зависит от всей совокупности условий.

Далее рассматривается вопрос, какие методики семейной психотерапии наиболее применимы. Методика семейной психотерапии – это типовая совокупность действий, с помощью которых психотерапевт решает определённую психотерапевтическую задачу. Семейная психотерапия за время своего развития приобрела большое число различных техник, пришедших из опыта вновь появившихся школ. Перечислю основные виды психотерапевтических техник, наиболее широко применяемых в семейной психотерапии.

Директивы (или указания) – это прямые, конкретные указания о необходимости определённых действий со стороны всей семьи или отдельных её членов для того, чтобы они добились своих целей. Это могут быть указания сделать что-то; делать что-то иначе, чем до сих пор; не делать что-то, что делали до этого. В случае так называемой парадоксальной директивы истинная её цель противоположна провозглашаемой. Эффективность применения директив решающим образом зависит от правильности её применения, требует тщательного изучения семьи, психотерапевтического воздействия на семью примером самого психотерапевта, а главное, достаточного авторитета психотерапевта.

Метод семейной дискуссии тоже широко применяется в практике семейной психотерапии. Во время её проведения члены семьи обсуждают широкий круг проблем, касающийся её жизни, и способы решения различных семейных вопросов. Дискуссия можно преследовать многочисленные цели: например, исправление неправильных представлений о семейных взаимоотношениях или обучение членов семьи методам дискуссии. Управление дискуссией требует от психотерапевта должного умения. В числе основных приёмов, используемых при ведении семейных дискуссий, называются эффективное использование молчания, умение слушать, обучение с помощью вопросов, повторение, обобщение, конфронтация с определённым мнением или членом семьи и т.д.

Подчас выясняется, что у членов семьи недостаточно развиты те навыки и умения, необходимые для успешной семейной жизни; в ходе семейной психотерапии эти недостающие навыки формируются с помощью разнообразных психотерапевтических техник, специальных упражнений и “тренировок”: формирование версионного мышления, проигрывание семейных ролей и т.д. Общий их принцип состоит в том, что перед членом семьи ставится определённая задача, например, в виде умения или навыка, который он должен сформировать, и сообщается критерий, с помощью которого он судит о том, удалось ли ему (ей) справиться с заданием.

Таким образом, социально-психо­логические механизмы семейной ин­теграции играют значительную роль в жизни семьи, обеспечивая ее психо­логический «иммунитет» по отноше­нию к различного рода фрустрирующим обстоятельствам и нарушени­ям ее жизнедеятельности. Семейно-психотерапевтические мероприятия по коррекции и совершенствованию этих механизмов должны проводить­ся параллельно с мерами по выявле­нию и коррекции психотравмирующих нарушений в семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Семья жизненно необходима для полноценного роста, развития и воспитания здорового, жизнеспособного потомства. Она представляет собой эволюционно сформированную саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся функциональную систему, которая при нормальном функционировании может оптимально удовлетворять все базовые потребности человека; функциональные возможности семьи определяются ее структурой.

В периоды социальных кризисов, при смене общественных систем, сопровождающихся массовыми разрушениями семей, наблюдаются явления инволюции человека: дезадаптивность, деструктивность, замещение творческих установок потребительскими, дезориентация в нравственно-этических и эстетических ценностях. Эти явления сопутствуют ослаблению авторитета традиционной семьи, массовым разводам, подмене семейного воспитания общественным. При этом отцовские качества, социальные по природе, утрачиваются быстрее, нежели материнские, обусловленные биологически.

Накопленные на сегодняшний день исследования свидетельствуют о том, что семья является первичным и необходимым условием формирования эмоционально стабильной жизнеспособной творчески ориентированной личности, поскольку базовые структуры психики человека формируются преимущественно на довербальном этапе в пренатальный и постнатальный периоды, когда ребенок находится в полной зависимости от родителей и нуждается в условиях, удовлетворяющих его базовые потребности.

Информация о работе Нарушение механизмов интеграции семьи