Мышление как познавательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:23, реферат

Краткое описание

В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в результате мышления он получил определенные сведения и об элементарных частицах материи, и об отдельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.
Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.

Оглавление

Вступление

Психологическая сущность мышления и его особенности

Мыслительные процессы

Формы мышления

Суждение и умозаключение

Понятие. Усвоение понятий

Мышление как процесс решения зада

Виды мышления

Индивидуально-психологические особенности мышления

Типы мыслительных действий и их содержание

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Myshlenie_Referat.docx

— 58.39 Кб (Скачать)

       Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

    Все три вида мышления тесно связаны  друг с другом. У многих людей  в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

    Если  мышление рассматривать в процессе развития его у детей, то можно обнаружить, что раньше всего возникает мышление конкретно-действенное, потом конкретно-образное и, наконец, абстрактно-логическое. Но особенности каждого из указанных видов мышления у детей несколько иные, связь их проще. 

  1. По  характеру решаемых задач различают мышление:
 
  • теоретическое;
  • практическое.
 

            Теоретическое мышление - это познание законов и правил, мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.

       Практическое  мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

           

  1. По степени развернутости различают мышление:
 
  • дискурсивное;
  • интуитивное.
 

       Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

       Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. 

  1. По  степени новизны  и оригинальности различают мышление:
 
  • репродуктивное
  • продуктивное (творческое).
 

            Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

       Продуктивное  мышление - мышление на основе творческого воображения.

           

  1. По средствам мышления различают мышление:
 
  • вербальное;
  • наглядное.
 

            Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов. Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами. 

  1. По  функциям различают мышление:
 
  • критическое;
  • творческое.
 

            Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.

       Творческое  мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.    

       Индивидуально-психологические  особенности мышления

       Мышлению  конкретного человека присущи  индивидуальные особенности. Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического).

    Понятие ума шире понятия мышления. Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов (наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность). Понимая сложные связи между предметами и явлениями окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать и других людей, быть чутким, отзывчивым, добрым. Качества мышления - основные качества ума.

  • продуктивность ума;
  • самостоятельность;
  • широта;
  • глубина;
  • гибкость;
  • быстрота мысли;
  • творчество;
  • критичность;
  • инициативность;
  • сообразительность и т.д.
 

          Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

         Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом.

           Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности. Гибкости мышления противостоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно воспроизведение усвоенного, чем активные поиски неизвестного. Инертный ум - это ленивый ум. Гибкость ума - обязательное качество людей творчества.

       Инертность  мышления - качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

         Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности. Она предполагает его самокритичность, т.е. умение человека видеть сильные и слабые стороны своей деятельности вообще и умственной в частности.

         Быстрота мышления - это скорость протекания мыслительных процессов.

       Темп  развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

             Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.

            Последовательность мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса. Люди последовательного ума умеют убедительно доказывать истинность или ложность какого-либо вывода, проверять ход рассуждения.                      

            Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

           Устойчивость мышления - качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.

       Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

       Типы  мыслительных действий и их содержание

       Выделяют  три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения задач:

  • ориентировочные действия;
  • исполнительные действия;
  • нахождение ответа.
 

            Ориентировочные действия начинаются с анализа условий, на основе которого возникает главный элемент мыслительного процесса - гипотеза. Она возникает на основе полученной информации, анализа условий и способствует дальнейшему поиску, направляет движение мысли, в итоге переходит в план решения.

            Исполнительные действия сводятся в основном к выбору приемов решения задачи.

            Нахождение ответа состоит в сверке решения с исходными условиями задачи. Если в результате сличения результат согласуется с исходными условиями, процесс прекращается. Если нет - процесс решения продолжается снова и протекает до тех пор, пока решение не будет окончательно согласовано с условиями задачи.      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       Мышление  является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой  форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов  познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек.

       Мышление  всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.

       Мышление  — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, т.е. ситуация, для  которой нет готовых средств решения. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.  Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

    1.  Немов Р.С. Психология. – М., «Владос», 2004.
    2. Сластенин В.А. Психология и педагогика. – М., «ACADEMA», 2003.
    3. Тихомиров О. К. Психология мышления. – М., «Академия», 2001.

Информация о работе Мышление как познавательный процесс