Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:23, реферат
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в результате мышления он получил определенные сведения и об элементарных частицах материи, и об отдельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.
Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.
Вступление
Психологическая сущность мышления и его особенности
Мыслительные процессы
Формы мышления
Суждение и умозаключение
Понятие. Усвоение понятий
Мышление как процесс решения зада
Виды мышления
Индивидуально-психологические особенности мышления
Типы мыслительных действий и их содержание
Заключение
Список литературы
Формы
мышления
В
психологической науке
Суждение и умозаключение
Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение – это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.
Суждения образуются двумя основными способами:
В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: "Этот стол коричневый". Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.
Истинные суждения - это объективно верные суждения.
Ложные суждения - это суждения не соответствующие объективной реальности. Суждения бывают общими, частными и единичными.
В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: "Все рыбы дышат жабрами".
В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: "Некоторые студенты - отличники".
В единичных суждениях - только к одному, например: "Этот ученик плохо выучил урок".
Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.
Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира.
Умозаключение
бывает:
Индуктивное умозаключение - это умозаключение от частного к общему, от единичных фактов выводу. Из суждений о нескольких единичных случаях или о группах их человек делает общий вывод.
Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, т.е. от общих фактов к единичному выводу, называют дедукцией, а вывод - дедуктивным. Дедукция есть вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали.
Умозаключение по аналогии - это умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии лежит в основе создания многих гипотез, догадок.
Различают умозаключения:
Понятие.
Усвоение понятий
Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет - значит, раскрыть его сущность.
Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств и признаков предмета или явления. Чтобы эти признаки раскрыть, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами.
Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие.
Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.
Каждое новое поколение людей усваивает научные, технические, моральные, эстетические и другие понятия, выработанные обществом в процессе исторического развития.
Усвоить понятие - это значит осознать
его содержание, уметь выделять существенные
признаки, точно знать его границы (объём),
его место среди других понятий с тем,
чтобы не путать со сходными понятиями;
уметь пользоваться данным понятием в
познавательной и практической деятельности.
Понятия могут быть:
Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности.
Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки. В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе понятия бывают эмпирическими или теоретическими.
Эмпирическое
понятия фиксирует одинаковые предметы
в каждом отдельном классе предметов на
основе сравнения. Специфическим содержанием
теоретического понятия выступает
объективная связь всеобщего и единичного
(целостного и отличного). Понятия формируются
в общественно-историческом опыте. Человек
усваивает систему понятий в процессе
жизни и деятельности. Содержание понятий
раскрывается в суждениях, которые всегда
выражаются в словесной форме - устной
или письменной, вслух или про себя.
Суждение основная форма мышления,
в процессе которой утверждаются или отрицаются
связи между предметами и явлениями действительности.
Суждение - это отражение связей между
предметами и явлениями действительности
или между их свойствами и признаками.
Например, суждение: "Металлы при нагревании
расширяются" – выражает связь между
изменениями температуры и объемом металлов.
Мышление
как процесс решения
задач
Основные
этапы развернутого
мыслительного процесса
Мыслительная деятельность человека проявляется в понимании объектов мышления и в решении на этой основе разнообразных мыслительных задач. По ходу решения задачи человек выявляет все новые и новые, до того неизвестные ему условия и требования задачи, которые причинно обусловливают дальнейшее протекание мышления. Следовательно, детерминация мышления не дана изначально как нечто абсолютно готовое и уже законченное, она именно образуется, постепенно формируется и развивается ходе решения задачи, т.е. выступает в виде процесса.
Сущность задачи состоит в достижении цели. Сложные задачи человек решает в несколько этапов. Осознав цель, вопрос, возникшую потребность, он затем анализирует условия задачи, составляет план действий и действует. Одни задачи человек решает непосредственно, путём выполнения привычных практических и умственных действий, другие задачи решает опосредованно, путём приобретения знаний, необходимых для анализа условий задачи. Задачи последнего типа называются мыслительными.
В развернутом мыслительном процессе можно различать несколько основных этапов или фаз:
Первый этап – разрешения проблемы - осознание проблемной ситуации, осознание вопроса задачи и стремление найти на него ответ. Без вопроса нет задачи, нет вообще деятельности мышления.
Второй этап – анализ условий задачи. Происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу. Не зная условий, нельзя решить ни одной задачи, ни практической, ни умственной.
На третьем этапе происходит ограничение зоны поиска (на основе представлений о типе задач, исходя из предшествующего опыта);
На четвертом - появляются гипотезы как предположения о способах решения задач;
Пятый этап представляет собой реализацию гипотезы;
Последним этапом решения мыслительных задач является проверка правильности решения. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения.
Проверка
правильности решения дисциплинирует
мыслительную деятельность, позволяет
осмыслить каждый шаг её, найти незамеченные
ошибки и исправить их. Умение решать мыслительные
задачи характеризует ум человека, особенно,
если человек может решать их самостоятельно
и наиболее экономными способами.
Виды мышления
В психологии принята и распространена
следующая несколько условная классификация
видов мышления по таким различным основаниям
как:
1) генезису развития;
2) характеру решаемых задач;
3) степени развернутости;
4)
степени новизны и
5) средствам мышления;
6)
функциям мышления и т.д.
Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Направлено оно на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление - это прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.
Наглядно-образное мышление, или художественное, мышление, характеризующееся опорой на представления. Характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы. Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе.
Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.