Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:30, реферат
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Нарушение речи преодолевается как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательные мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумевается не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.
Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, является мощным стимулом коммуникации и интеграции.
Музыкотерапия как средство коррекции речевых нарушений
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Нарушение речи преодолевается как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательные мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумевается не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.
Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, является мощным стимулом коммуникации и интеграции. Действуя на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический, она позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения, корректировать темпераменты.
Ребёнку с нарушением речи при наличии определённых двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами.
Музыкальное движение можно
считать ведущим видом
Движение под музыку приносит ребёнку ни с чем несравнимую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности, развития творческих способностей.
Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь, развивается ориентировка в пространстве, координация движений.
Логопедическая ритмика — один из видов кинезитерапии, средство коррекции речевых нарушений с помощью движений, музыки и слова. Логопедическая ритмика в работе с детьми с нарушением речи — составная часть системы коррекционной помощи в дошкольном образовательном учреждении.
Нарушения речи и двигательных функций (мимической, артикуляционной, общей моторики) выявляются в диагностическом обследовании дошкольников с нарушением речи с помощью тестов Озерецкого — Гельнитца и Л.А.Квинта, а также приемов, общепринятых в логопедии. Обследование состояния произвольной моторики включает такие моменты, как обследование произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лица, глаз, щек); речевой моторики (силы, точности, объема, переключаемости движений губ, языка, щек); состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики (статической и динамической координации, одновременности, отчетливости движений); тонкой моторики пальцев рук (качества и степени дифференцированности движений, возможности действий с предметами).
Практика использования
логопедической ритмики показывает
положительную динамику в коррекции
речи у детей с разными речевыми
нарушениями: с общим недоразвитием
речи, фонетико-фонематическими
Логопедическая ритмика решает коррекционные, образовательные, воспитательные задачи. К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической, артикуляционной).
В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела, о некоторых музыкальных терминах при формировании чувства ритма (музыкальный метр, темп, регистр).
К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и к речи.
На логоритмических занятиях
развитие психомоторики осуществляется
на неосознанном, непроизвольном уровне.
Развитие двигательной сферы в дальнейшем
помогает организовывать речь. Все
навыки, полученные на логоритмических
занятиях, закрепляются на речевом
материале. Занятия проводятся логопедом,
владеющим музыкальным
Для детей актуально снятие
психоэмоционального и
Поэтому в целях социализации и коррекции данной категории дошкольников мною применяются как традиционные, так и альтернативные приемы музыкального воздействия для нормализации эмоционального состояния, двигательных и речевых расстройств.
К традиционным относится логоритмика (тесная связь слова, музыки и движения), в процессе которой активизируется словарный запас, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал, развивается мышечная активность и метроритмическое чувство следующими средствами:
• Музыкально-ритмические движения и речевые игры со словом (развитие координации движений, метроритмического и темпового восприятия).
• Пение (активизация речи, развитие речевого и певческого дыхания, голоса, звукообразования, артикуляции, интонации);
• Игра на музыкальных инструментах (развитие чувства темпа и ритма, мелкой моторики, координации движений, самоконтроля).
• Музыкально-игровая
• Музыкальные упражнения
для развития творческой инициативы
(поисковая творческая активность детей
в певческих, двигательных и инструментальных
импровизациях является залогом
психологической устойчивости, обогащает
и расширяет эмоциональные
• Пальчиковая гимнастика с пением (координация движений, развитие мелкой моторики, речи и мышления).
Нетрадиционные
• Прослушивание классических произведений в исполнении симфонического оркестра.
При правильном подборе музыка оказывает воздействие на психофизиологический уровень активности организма. Воздействуя на человека на уровне биорезонанса, музыка изменяет частоту дыхания, пульс, ритмы электрической активности мозга. Мажорная динамичная мелодия тонизирует ц. н. с., поднимает настроение и артериальное давление, ускоряя работу сердца, а минорная мелодичная спокойная музыка снимает перевозбуждение, уместна для релаксации.
• Вокалотерапия у
детей с нарушением речи применяется для
развития музыкальных способностей; активизации
работы левого (логического) и правого
(образного) полушарий мозга, что проявляется
в повышении работоспособности, улучшении
настроения, активизации внимания; развития
и укрепления дыхательной системы;
тренировки мышц гортани,
создания самых благоприятных условий
для формирования общей музыкальной культуры.
• Пропевание гласных звуков и нот звукоряда на диафрагмальном дыхании.
Лечебная музыка - классические произведения в исполнении Симфонического оркестра: «Аве Мария» Шуберт, «Лунная соната» Бетховен, «Лебедь» Сен-Сане – снимают напряжение. «Марш» Думаевский, «Болеро» Равель – стимулирует творческий импульс. Музыка Моцарта – развивает умственные способности.
Актуально для развития дыхательного аппарата, звукообразования, профилактики бронхо-легочных заболеваний. Методика основана на взаимосвязи между голосом, акустической вибрацией и нервными центрами. Воздействие гласных звуков и нот звукоряда на организм различно, т.к. характерна своя амплитуда колебания голосовых связок. Пропевание одних - подзаряжает энергией, других – успокаивает, снимает напряжение, являясь профилактикой против стресса. Кроме того, каждый звук положительным образом воздействует на определенный орган человека. Диафрагмальное дыхание укрепляет дыхательную систему, является массажем внутренних органов, повышая сопротивляемость к простудным и другим заболеваниям.
Лечебные звуки:
А – положительно влияет на работу сердца, стимулируют энергетику.
У – помогает стабилизировать эмоции.
Э – помогает преодолеть комплекс неполноценности.
И – улучшает работу головного мозга.
Методика пропевания: заняв позу балерины, сделать глубокий вдох (животом), задержать дыхание и, пропевая звук, использовать энергию полного выдоха, представив, как звук уходит ввысь золотой нитью. Высота звучания голоса должна быть удобной для поющего; продолжительность – до полного выдоха, время пропевания одной гласной – несколько минут.
• Звуковые игры с согласными звуками.
Позволяют автоматизировать
звуки, совершенствуют дыхательную
функцию. Являются оздоровительным
средством при простудных заболеваниях,
снимают усталость и
Примеры: Игра «Самолет». Полезно выполнять при начинающемся насморке. Нужно закрыть глаза, раскинуть руки, сделать вдох и звучать, как самолет, который находится далеко, затем он приближается (звук становится громче), затем звучит очень громко, затем «самолет удаляется».
Типична звуковая игра «Ветер», когда звучит «В», имитируя завывание ветра. Игры со звуком «Ж» («Жуки»), снимают кашель, со звуком «З» — лечат горло. Снять усталость помогут игры со звуками «Тр – тр - тр» («Заводим мотор»), «Ш», который расслабляет, снимает напряжение («Сдуваем шарик») и т.д.
• Двигательные ритмические упражнения, танцы.
Танец, мимика и жест, как
и музыка, являются одним из древнейших
способов выражения чувств и переживаний.
Движение и танец снимают нервно-
• Психогимнастические упражнения и этюды под музыку.
Упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением, игры на устранение отрицательных эмоций, релаксационные упражнения и этюды с музыкальным сопровождением развивают мимику и выразительность движений, снимают напряжение, создавая спокойное настроение и расслабленное состояние мускулатуры. Пример: этюд на расслабление мышц «Штанга». Дети поднимают воображаемую штангу, напрягая мышцы рук, затем бросают ее, расслабляя мышцы.
• Массаж, самомассаж под музыку.
Под влиянием массажа (поглаживание, растирание, разминание) в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, достигающие коры головного мозга. Массаж тонизирует центральную нервную систему, повышая её регулирующую роль в работе всех систем и органов, оказывает общеукрепляющее действие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, стимулирует деятельность нервных центров. Пример: «Паучок» Паучок ходил по ветке (движение «краб» по спине партнёра), за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, (постукивание по спине ладошками). Паучка на землю смыл (стряхивание со спины ладошками). Солнце стало припекать, (поглаживание спины). Паучок ползёт опять (движение «краб» по спине партнера), за ним ползут и детки, чтобы погулять на ветке.
Организация логоритмических
занятий в группе для детей
с фонетико-фонематическими
Организация логоритмических
занятий для дошкольников с общим
недоразвитием речи (ОНР) (третий уровень
речевого развития). У детей с третьим уровнем речевого
развития недостаточно сформирована связная
речь, отмечаются трудности согласования
частей речи, неточное звуковое оформление
слов и низкий уровень развития фонематических
процессов. Основная задача логопеда —
развитие всех компонентов речевой системы
с акцентом на развитие связной речи. Развитие
связной речи проводится по периодам обучения
от простого к сложному, от умений воспроизводить
рассказы логопеда до самостоятельных
рассказов по сюжетной картинке, по серии
сюжетных картин и рассказов с элементами
творчества.
На логопедических занятиях максимально
включаются все речевые средства логоритмике:
упражнения для развития дикции и артикуляции,
упражнения для развития голоса, упражнения
на координацию моторики и речи, упражнения
с предметами и речевым сопровождением,
упражнения с элементами мелодекламации,
игры-драматизации.
Информация о работе Музыкотерапия как средство коррекции речевых нарушений