Мотивы, поводы и условия самоубийства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Обычно членами радикальных организаций становятся выходцы из неполных семей, люди, которые по тем или иным причинам испытывали трудности в рамках существующих общественных структур, без работы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3

Часть 1. Теоретические аспекты: мотивы, поводы и условия самоубийства

1.1 Основные понятия суицида……………………………………………..5

1.2 Суицидальное поведение: факторы риска, мотивы, поводы, условия…………………………………………………………………..16

Часть 2. Исследование мотивов, поводов и условий самоубийства в России в 20 – 21 вв. ……………………………………………………………………..36

2.1 Социологический анализ самоубийств в России в 1991-1999 гг. 20в................................................................................................... 36

2.2 Социологический анализ самоубийств в России в 2001-2010 гг. 21в…………………………………………………………………….48

Заключение…………………………………………………………….............52

Литература…………………………………………………………….............57

Файлы: 1 файл

Курсовик Левицкая32.doc

— 755.00 Кб (Скачать)

Многочисленные исследования особенностей саморазрушающего поведения при различных типах акцентуации характера у подростков позволили выделить группу риска

(А.Е. Личко, 1983–1993, Ю.В. Попов, 1987, Л.Н. Юрьева, 1987, П.И. Сидоров, 1991 и др.)[12, с. 70].

Вероятность аутоагрессивного поведения велика при следующих типах акцентуации характера:

-  Циклоидный тип. Суицидальные действия обычно совершаются в субдепрессивной фазе на высоте аффекта. Потенцирует суицид публично нанесенная обида, унижение, цепь неудач, что наталкивает подростка на мысли о собственной никчемности, ненужности, неполноценности.

-  Эмоционально–лабильный тип. Суицидальные действия совершаются в период острых аффективных реакций интрапунитивного типа. Суицидальное поведение аффективно, принятие решения и его исполнение осуществляется быстро, как правило в тот же день.

-  Эпилептоидный тип. Суицидальные действия совершаются в период аффективных реакций, которые чаще бывают экстрапунитивными (агрессивными), но могут трансформироваться в демонстративное суицидальное поведение.

-  Истероидный тип. Для них характерны демонстративные и демонстративно–шантажные суицидальные попытки.[6, с. 44]

Говоря о значимости индивидуальных факторов в генезе аутоагрессивного поведения нельзя не отметить, что неоднократные попытки создать эталонный "психологический портрет суицидента" до сих пор не увенчались успехом, ибо индивидуальные характеристики определяются не только личностными особенностями, но и морально–этическими установками, социальными и культуральными нормами и правилами, религиозными предпочтениями, мировоззренческими позициями.[14, с. 80]

 

Генетические аспекты самоубийства

Как было показано ранее - суицид зависит от множества факторов, как личностных, так и внешних, определяемых окружающей средой. В то же время, нет сомнений в существовании биологического наследования суицида. Известно, что факторами повышенного риска суицида являются: психические заболевания, тяжелые соматические болезни, алкоголизм, наркомания, подверженность хроническому стрессу. Поскольку многие из них,  имеют наследственную природу, можно было бы предположить, что суицид — лишь сопутствующий фактор. Однако специальные семейные и «близнецовые» исследования свидетельствуют о самостоятельных механизмах наследования суицида. Так, у первого поколения потомков самоубийц частота попытки и завершенного суицида примерно в 4 раза выше, чем в контрольной группе, причем повышение вероятности не связано с наличием психических заболеваний (либо с их отсутствием в специально подобранной контрольной группе, либо по результатам статистического контроля вклада психического заболевания). В ряду родители—дети вероятность наследования суицидального поведения составляет 12–18%, у сибсов — 10–15% (Brent D.A. et al.,1996). Возникает вопрос о роли семейного анамнеза, особенностей воспитания и психологической сенситивности подрастающего поколения в период возрастных кризисов, которые опосредуют возможность усвоения паттернов суицидального поведения (Whitaker К., 1998). Однако, как свидетельствуют результаты специальных исследований, если усыновленные дети, в семейном анамнезе которых были сведения о сиуциде, попадают в «несуицидную» семью, у них наблюдается повышение в 6 раз частоты суицидальных попыток по сравнению с контрольными усыновленными детьми, чьи биологические родители не совершали таких попыток (Schulsinger F. et al., 1979; Wender P. et al., 1986). О генетически обусловленной природе суицидального поведения свидетельствуют и результаты «близнецовых» исследований. Так, вероятность завершенного суицида у монозиготных близнецов примерно в 20 раз выше, чем у дизиготных, но у последних — в 3,5 раза выше среднего уровня в популяции (Roy A. et al., 1995).

Таким образом, достаточно много данных, свидетельствующих, что суицид — генетически обусловленный паттерн поведения.[14]

                         

Возрастные особенности

         Пожилые люди (стадия поздней зрелости по Э. Эриксону)

Уровень суицидов среди пожилых людей в 4 раза выше, чем в популяции. Последние годы  отмечены стремительным ростом суицидов именно в этой группе лиц. По данным американских исследователей на долю лиц, старше 65 лет (составляющих около 11% населения) приходится 25% всех самоубийств. Показательно, что 76% пожилых мужчин обращались к врачу за месяц, 33% — за неделю, а 10% — за день до совершения суицида.[14, с. 120]              Старшее поколение, как известно, самая главная группа суицидального риска: во всем мире возрастная кривая роста самоубийств, за исключением лишь некоторых стран, например, Японии, медленно нарастает у слабого пола и резко взмывает вверх к концу жизни у мужчин. Это и понятно: болезни и одиночество, упадок жизненных сил и отсутствие радужных надежд на лучшее состояние тела и духа не у всех вызывают бодрые эмоции " активной старости".

Даже несмотря на негативные установки церкви, старикам иногда предоставлялось право решать, сражаться ли с нарастающей лавиной хворей и недугов или уйти с достоинством еще стоя на своих ногах.

Но с другой стороны, люди, которые смогли полностью сказать "да" старости и принять ее со всеми горестями и радостями - действительно ощущают эту последнюю пору жизни как приятное завершение бурных дней молодости и черпают новые неизвестные ранее удовольствия в "сокровищнице картин своего прошлого".

Средний возраст

Второй пик суицидальной активности приходится на возраст 40–60лет. Помимо психологических проблем для этого возраста характерно ухудшение соматического здоровья, гормональная перестройка, изменение иерархии ценностей, что часто сочетается с депрессией — самым частым психическим расстройством этого периода. Кроме того, именно в этот период взрослые дети покидают родительский дом, а родители болеют и умирают. Часты также проблемы в профессиональной карьере. По статистическим данным частота суицидов в этот период увеличивается, по сравнению с 30–летними в 2 раза. Причем, значительно преобладают суициды у мужчин.[14, с. 126]

Еще несколько десятилетий тому назад считалось, что в зрелом возрасте у человека нет значимых проблем, связанных с развитием личности, а зрелость считалась временем достижений. Однако работы Левинсона "Сезоны человеческой жизни", Нейгартена "Осознание зрелого возраста", Ошерсона "Печаль о потерянном "Я" в середине жизни", а также изменения в структуре заболеваемости и смертности в этот возрастной период заставили исследователей по иному посмотреть на психологию зрелости и назвать этот период "кризисом зрелости".

В этом возрастном периоде доминируют потребности самоуважения и самоактуализации (по A. Maslow). Наступает время подведения первых итогов сделанного в жизни. Э. Эриксон считает, что для этой стадии развития личности характерна также забота о будущем благополучии человечества (в противном случае возникает безразличие и апатия, нежелание заботиться о других, самопоглощенность собственными проблема-ми).

В эту пору жизни возрастает частота депрессий, суицидов, неврозов, зависимых форм поведения. Смерть сверстников побуждает к размышлениям о конечности собственной жизни. По данным различных психологических и социологических исследований, тема смерти актуальна для 30%–70% лиц этого возраста. Неверующие сорокалетние понимают смерть как конец жизни, ее финал, однако даже они считают себя "чуть–чуть бессмертнее других". Для этого периода также характерно чувство разочарования в профессиональной карьере и семейной жизни. Это обусловлено тем, что как правило, если ко времени наступления зрелости не реализованы поставленные цели , то они уже мало достижимы.

А если реализованы? Человек вступает во вторую половину жизни и его предыдущий жизненный опыт не всегда пригоден для решения проблем этого времени.

Проблеме 40–летних К.Г. Юнг посвятил свой доклад "Жизненный рубеж"(1984), в котором он ратовал за создание "высших школ для сорокалетних, которые готовили бы их к будущей жизни", ибо человек не может прожить вторую половину жизни по той же программе, что и первую. В качестве сравнения психологических изменений, происходящих в различные периоды жизни в душе человека, он приводит сравнение с движением солнца, имея в виду солнце, "одушевленное человеческим чувством и наделенное сиюминутным человеческим сознанием. Утром оно появляется из ночного моря бессознательного, освещая широкий, пестрый мир, и чем выше оно поднимается на небосводе, тем дальше распространяет свои лучи. В этом расширении сферы своего влияния, связанном с восходом, солнце будет видеть свое предназначение и усматривать свою высшую цель в том, чтобы подняться как можно выше. С этим убеждением солнце достигает непредвиденной полуденной высоты — непредвиденной, потому что из–за своего однократного индивидуального существования оно не могло знать заранее собственного кульминационного пункта. В двенадцать часов дня начинается закат. Он представляет собой инверсию всех ценностей и идеалов утра. Солнце становится непоследовательным. Оно как бы убирает свои лучи. Свет и тепло убывают вплоть до полного угасания".[14, с. 78]

Дети и подростки:

Суицидальное поведение у детей до 5 лет встречается крайне редко.

У младших школьников, в основном после 9 лет, уже наблюдается суицидальная активность. На более младший возраст приходится лишь 2,5% от общего числа суицидов у детей. Суицидальное поведение у детей очень редко связано с серьезными психическими заболеваниями и реактивной депрессией. В подавляющем большинстве случаев речь идет о ситуационных реакциях, чаще реакциях протеста. В 80% случаев их источником являются внутрисемейные конфликты (В.В. Ковалев, 1987). За прошедшие 30 лет количество суицидов у детей от 5 до 14 лет возросло в 8 раз. Чаще всего молодежь совершает суициды в возрасте от 15 до 24 лет. На одного подростка с завершенным суицидом приходится 100 суицидальных попыток.

Суицидальное поведение относится к распространен­ной патологии поведения подростков. Именно в этом возрастном периоде оно отличается многообразием: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки. Во многих европей­ских странах оно настолько распространено, что занимает 2-3-е место среди причин смертности в этом возрасте. До 13-летнего возраста суицидальные попытки практически не встречаются. Начиная с 14-15 лет эта активность резко возрастает, достигая максимума к 16-19-летнему возрасту.

Действительно ли подросткам так присуща мысль о смерти? Нет. Статистически выявлено, что в 90% случаев суицидальное поведение в виде угроз, высказываний, намерений — это «крик о помощи», адресованный прежде всего своим близким. Это значит, что ребенок испытывает высочайший дискомфорт, при­чины которого толком понять не может, а в форме, понятной родителям, высказать не умеет. Иногда суицидальные попытки подростков носят просто демонстративный характер. Однако не надо понимать это так, будто все происходит «ни с чего» или «нарочно». Конечно, элемент шантажа может присутствовать в таком шаге, но никто никогда не знает точно, что произойдет на самом деле и чем все может закончиться. Трагические истории довольно часты.

Подростковые суициды могут быть следствием подражания,психического заражения, то есть существует передача суицидального поведения через модель. Например, в 1981-82 гг. дважды по телевидению ФРГ был показан шестисерийный фильм "Смерть ученика". В центре фильма - 19 летний юноша совершает самоубийство, бросившись под поезд. В течение 70 дней после телесериала было зарегистрировано учащение суицидальных попыток таким же способом, как в фильме: среди юношей того же возраста на 175% по сравнению с уровнем до фильма, а среди девушек - на 167%. В других возрастных группах учащение суицидов не наблюдалось. Авторы, изучавшие это явление, обратили внимание на ответственность средств массовой информации за повышение риска суицидов.

Случаи деструктивного поведения у подростков могут быть и как следствие неудовлетворенного повышенного уровня притязаний.

Помочь ребенку в период становления личности разобраться в главном, научить преодолевать трудности, создать перспекти­ву, просто посочувствовать ему и принять его таким, каков он есть, — это чаще всего спасти человека на всю жизнь. Психологи располагают достаточным арсеналом методов, методик анализа и в состоянии помочь родителям найти выход из сложившейся ситуации.

Что же обычно провоцирует суицидное поведение неустой­чивых подростков? Статистически наиболее часто это вызвано потерей родителей и близких, распадом семьи вследствие раз­вода, семейной дезорганизацией с властной жестокой матерью и безвольным отцом.

Далее по значимости следуют школьные проблемы, особен­но у мальчиков. Длительный неуспех по предметам, отсутствие положительного контакта с учителями и детьми опасны для не очень интеллектуально одаренных, повышенно чувствительных и робких подростков, страдающих к тому же пониженными адапта­ционными возможностями.

У девочек суицидальное поведение может быть спровоцирова­но неожиданной беременностью в сочетании со страхом наказания со стороны родителей; разрывом с объектом любви в сочетании с униженным чувством собственного достоинства; стыдом из-за обнаруженной мастурбации. Мальчики обычно демонстрируют или совершают суицид под воздействием алкогольного опьянения.

Выбираемые ми способы сведения счетов с жизнью зависят от особенностей характера. При демонстративном поведении чаще используются порезы вен, отравление неядовитыми лекарствами, реже — повешение, что особенно опасно, так как вместо показ­ной, как правило, наступает реальная смерть. Последние годы часто причиной суицида служит призыв на военную службу, о ко­торой он наслышан ужасов и полагает, что лучше умереть дома, чем там от издевательств.

Во всех этих ситуациях незаменим психолог, с ко­торым он может работать, а в дальнейшем выяснить ситуацию, приведшую к поступку, и скоррегировать поведение. В дальнейшем специалист вместе с родителя­ми должен обсудить ситуацию и изменить ее с участием под­ростка. В случае негативной реакции родителей на суицидное по­ведение подростка ситуация может усугубиться с дальнейшими негативными реакциями ребенка или уходом из дома. Во всяком случае это происшествие должно всерьез заставить родителей задуматься об их отношениях с детьми, между собой и психоло­гической обстановке в семье в целом.

Shneidman (1969) указывает четыре условия, способствующие возможности самоубийства:

1. Депрессия.

2. Дезориентация с галлюцинациями и бредом.

3. Стремление вернуть себе контроль за окружением в определенных обстоятельствах, например: неизлечимо больной человек может пытаться совершить самоубийство в целях взять под контроль время своей смерти.

4. Зависимость от других и большая неудовлетворенность таким положением.

Предпосылкой аутодеструктивного поведения и суицида в частности является апатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой и витальной активности в результате психической травмы.

     Однако наличие психотравмирующей ситуации - недостаточное условие для проявления суицида. Вторая составляющая - личностные особенности суицидента.[8, с. 51]

 

13

Информация о работе Мотивы, поводы и условия самоубийства