Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:56, контрольная работа
Проблема мотивации и мотивов поведения - одна из стержневых в психологии. Для чего нам необходимо изучение мотивации? Наверное, многим знакома книга Д.Карнеги: «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». Через всю эту книгу идет одна основная мысль: единственная возможность заставить человека сделать чего-либо - это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это.
4. Поведение
человека в определенный
5. Мотив остается действенным, т. е. участвует в мотивации поведения, до тех пор, пока либо не достигается целевое состояние соответствующего отношения "индивид-среда", либо индивид к нему не приблизится, насколько позволят условия ситуации, либо целевое состояние не перестанет угрожающе отдаляться, либо изменившиеся условия ситуации не сделают другой мотив более насущным, в результате чего последний активируется и становится доминирующим. Действие, как и мотив, нередко прерывается до достижения желаемого состояния или распадается на разбросанные во времени части; в последнем случае оно обычно спустя определенное время возобновляется. Здесь мы сталкиваемся с проблемой выделения в потоке поведения частей действия, т. е. с проблемой смены мотивации, возобновления или последействия уже имевшей место мотивации.
6. Побуждение
к действию определенным
7. Мотивация,
безусловно, не является единым
процессом, равномерно от
8. Деятельность мотивирована, т. е. направлена на достижение цели мотива, однако ее не следует смешивать с мотивацией. Деятельность складывается из отдельных функциональных компонентов - восприятия, мышления, научения, воспроизведения знаний, речи или моторной активности, а они обладают собственным накопленным в ходе жизни запасом возможностей (умений, навыков, знаний), которыми психология мотивации не занимается, принимая их как данное. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности. Мотивацией также объясняется выбор между различными возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления, кроме того, ею объясняется интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижении его результатов. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой многообразия влияний мотивации на наблюдаемое поведение и его результаты»
1.5 Факторы, определяющие характер мотивации
Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом.
Важным фактором является неочевидность мотивов. Можно предполагать, догадываться о том, какие мотивы действуют, но в чистом виде их «вычленить» невозможно.
Следующим важным
фактором является изменчивость мотивационного
процесса. Характер мотивационного процесса
зависит от того, какие потребности
инициируют его. Однако сами потребности
находятся между собой в
Важными факторами,
делающими мотивационный
Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации.
1.6 Значение мотивации в жизнедеятельности человека
Большое значение в жизни человека и его поведении играют мотивации (побуждения) и эмоции. Их влияние на сложные поведенческие акты человека весьма велико. Речь идет о реализации жизненных потребностей, таких, как пищевые, питьевые, половые, материнские функции, чувства тревоги, страха и другие.
В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.
Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это -- поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл...?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором -- внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором -- о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.
Диспозиционная
и ситуационная мотивации не являются
независимыми. Диспозиции могут актуализироваться
под влиянием определенной ситуации,
и, напротив, активизация определенных
диспозиций (мотивов, потребностей) приводит
к изменению ситуации, точнее, ее
восприятия субъектом. Его внимание
в таком случае становится избирательным,
а сам субъект предвзято
Известный немецкий психолог К.Левин показал, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по-разному. Это особенно характерно для интеллектуально развитых людей, имеющих большой жизненный опыт и способных из любой ситуации извлечь для себя много полезного, видеть ее под разными углами зрения и действовать в ней различными способами.
Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.
Анализ полученных результатов по опроснику Т.Элерса
Для исследования
особенности мотивационной
Результаты тестирования мотивации к достижению успеха отражены на рис.№1
По уровню мотивации к достижению успеха, выделено четыре группы испытуемых, которые обозначили как: низко мотивированные, средне мотивированные, высокомотивированные и чрезмерно мотивированные на успех, состав этих групп имеет явно выраженные различия.
Рисунок №1
Анализируя полученные данные совместно с результатами методик: мотивации к избеганию неудачи Т. Элерса мы можем сделать следующие выводы:
-в группе чрезмерно мотивированных на успех, куда вошли студенты мужского пола, наблюдается наличие стресса, проявляющегося в страхе не справиться с работой, не выполнить обязательства, не достичь поставленных целей.
-в умерено высокой мотивированной на успех группе студентов при высокой мотивации на успех склонны опасаться неудач, предпочитают малый, либо, наоборот, слишком большой уровень риска, чтобы либо гарантированно достичь успеха, либо иметь в запасе механизм психологической защиты.
- в группе
средне мотивированных
-в группу «низко мотивированных» на достижение успеха студентов входят студенты только женского пола. У них как правило невысокая самооценка. Эти студенты избегают неудач, стремятся сделать дело «чужими руками», саморегуляция в эмоциональной сфере развита чрезвычайно слабо.
Вывод: Исследования показали, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху. К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска. Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя данную работу, мы убедились в том, что существует связь между выраженным мотивом достижения успеха имотивации избегания неудач у людей, в данном случае испытуемых студентов.
В наше время
очень остро стоит проблема мотивации
достижения успеха. Мотив - это одно
из главных понятий, с помощью
которого раскрывается природа человеческих
действий, их сущность. Мотивы формируются
в раннем детстве и значительное
влияние на их формирование имеют
школа, класс, общественная мысль коллектива
и семья. Он выступает важным компонентом
психологической структуры
При индивидуальном действии мотив достижения и соответственно чувство успеха постепенно вступает в связь с естественным по генезису чувством самолюбия, больше того, чувство успеха подпитывает это ведущее отношение человека к самому себе, и оно становится ядром личности, центром его образа "Я".