Мотивация и мотивы поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:56, контрольная работа

Краткое описание

Проблема мотивации и мотивов поведения - одна из стержневых в психологии. Для чего нам необходимо изучение мотивации? Наверное, многим знакома книга Д.Карнеги: «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». Через всю эту книгу идет одна основная мысль: единственная возможность заставить человека сделать чего-либо - это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это.

Файлы: 1 файл

Ponyatie_motivatsii_i_motiva_deyatelnosti.docx

— 51.28 Кб (Скачать)

4. Поведение  человека в определенный момент  времени мотивируется не любыми  или всеми возможными его мотивами, а тем из самых высоких мотивов  в иерархии (т. е. из самых  сильных), который при данных условиях  ближе всех связан с перспективой достижения соответствующего целевого состояния или, наоборот, достижение которого поставлено под сомнение. Такой мотив активируется, становится действенным. (Одновременно могут активироваться и другие мотивы, соподчиненные ему или находящиеся с ним в конфликте. Но ради простоты побочными мотивами мы пренебрежем.) В данном случае мы сталкиваемся с проблемой актуализации мотива, т. е. с проблемой выделения ситуационных условий, приводящих к такой актуализации.

5. Мотив остается действенным, т. е. участвует в мотивации поведения, до тех пор, пока либо не достигается целевое состояние соответствующего отношения "индивид-среда", либо индивид к нему не приблизится, насколько позволят условия ситуации, либо целевое состояние не перестанет угрожающе отдаляться, либо изменившиеся условия ситуации не сделают другой мотив более насущным, в результате чего последний активируется и становится доминирующим. Действие, как и мотив, нередко прерывается до достижения желаемого состояния или распадается на разбросанные во времени части; в последнем случае оно обычно спустя определенное время возобновляется. Здесь мы сталкиваемся с проблемой выделения в потоке поведения частей действия, т. е. с проблемой смены мотивации, возобновления или последействия уже имевшей место мотивации.

6. Побуждение  к действию определенным мотивом  обозначается как мотивация. Мотивация  мыслится как процесс выбора  между различными возможными  действиями, процесс, регулирующий, направляющий действие на достижение  специфических для данного мотива  целевых состояний и поддерживающий  эту направленность. Короче: мотивация  объясняет целенаправленность действия. В этом случае мы имеем дело  с проблемой мотивации как общей целенаправленности деятельности и в особых случаях с проблемой мотивационного конфликта между различными целями.

7. Мотивация,  безусловно, не является единым  процессом, равномерно от начала  и до конца пронизывающим поведенческий  акт. Она, скорее, складывается  из разнородных процессов, осуществляющих  функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта, прежде всего до и после выполнения действия. Так, вначале работает процесс взвешивания возможных исходов действия, оценивания их последствий. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой аналитической реконструкции мотивации через гипотетические промежуточные процессы саморегуляции, характеризующие отдельные фазы протекания действия.

8. Деятельность  мотивирована, т. е. направлена  на достижение цели мотива, однако  ее не следует смешивать с  мотивацией. Деятельность складывается  из отдельных функциональных  компонентов - восприятия, мышления, научения, воспроизведения знаний, речи или моторной активности, а они обладают собственным накопленным в ходе жизни запасом возможностей (умений, навыков, знаний), которыми психология мотивации не занимается, принимая их как данное. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности. Мотивацией также объясняется выбор между различными возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления, кроме того, ею объясняется интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижении его результатов. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой многообразия влияний мотивации на наблюдаемое поведение и его результаты»

 

1.5 Факторы, определяющие характер мотивации

Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом.

Важным фактором является неочевидность мотивов. Можно  предполагать, догадываться о том, какие  мотивы действуют, но в чистом виде их «вычленить» невозможно.

Следующим важным фактором является изменчивость мотивационного процесса. Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности  инициируют его. Однако сами потребности  находятся между собой в сложном  динамическом взаимодействии, зачастую противореча друг другу либо же, наоборот, усиливая действие отдельных  потребностей. Поэтому даже при самом  глубоком знании мотивационной структуры  человека, мотивов его действия могут  возникать непредвиденные изменения  в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия.

Важными факторами, делающими мотивационный процесс  непредсказуемым, является различие инновационных  структур отдельных людей, разная степень  влияния одинаковых мотивов на различных  людей и различная степень  зависимости действия одних мотивов  от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому.

Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Такое рассмотрение процесса носит  достаточно условный характер, так  как в реальной жизни нет столь  четкого разграничения стадий и  нет обособленных процессов мотивации.

1.6 Значение мотивации в жизнедеятельности человека

Большое значение в жизни человека и его поведении  играют мотивации (побуждения) и эмоции. Их влияние на сложные поведенческие  акты человека весьма велико. Речь идет о реализации жизненных потребностей, таких, как пищевые, питьевые, половые, материнские функции, чувства тревоги, страха и другие.

В поведении  человека есть две функционально  взаимосвязанные стороны: побудительная  и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как  оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Среди  всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении  человека, самыми общими, основными  являются понятия мотивации и  мотива.

Представление о мотивации возникает при  попытке объяснения, а не описания поведения. Это -- поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл...?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором -- внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п.,  а во втором -- о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Диспозиционная  и ситуационная мотивации не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться  под влиянием определенной ситуации, и, напротив, активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению ситуации, точнее, ее восприятия субъектом. Его внимание в таком случае становится избирательным, а сам субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Практически любое действие человека следует поэтому рассматривать как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.

Известный немецкий психолог К.Левин показал, что каждый человек характерным  для него образом воспринимает и  оценивает одну и ту же ситуацию и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и  тот же человек в зависимости  от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может  воспринимать по-разному. Это особенно характерно для интеллектуально  развитых людей, имеющих большой  жизненный опыт и способных из любой ситуации извлечь для себя много полезного, видеть ее под разными  углами зрения и действовать в  ней различными способами.

Сиюминутное, актуальное поведение человека следует  рассматривать не как реакцию  на определенные внутренние или внешние  стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотивация объясняет  целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотивация поведения  человека может быть сознательной и  бессознательной. Это означает, что  одни потребности и цели, управляющие  поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о  том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и  чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они  кажутся.

Анализ полученных результатов  по опроснику Т.Элерса

Для исследования особенности мотивационной сферы  студентов группы применялась методика Т. Элерса «Мотивация к достижению успеха»(приложение 1) и «Мотивации к избеганию неудачи»(приложение 2).

 Результаты тестирования мотивации к достижению успеха отражены на рис.№1

По уровню мотивации к достижению успеха, выделено четыре группы испытуемых, которые обозначили как: низко мотивированные, средне мотивированные, высокомотивированные и чрезмерно мотивированные на успех, состав этих групп имеет явно выраженные  различия.

 

Рисунок №1

 

Анализируя полученные данные совместно с результатами методик: мотивации к избеганию неудачи Т. Элерса мы можем сделать следующие выводы:

-в группе чрезмерно мотивированных на успех, куда вошли студенты мужского пола, наблюдается наличие стресса, проявляющегося в страхе не справиться с работой, не выполнить обязательства, не достичь поставленных целей.

-в умерено  высокой мотивированной  на успех группе студентов при высокой мотивации на успех склонны опасаться неудач, предпочитают малый, либо, наоборот, слишком большой уровень риска, чтобы либо гарантированно достичь успеха, либо иметь в запасе механизм психологической защиты.

- в группе  средне мотивированных студентов  в основном входят женщины.  Студенты этой группы проявляют  социальную леность и  отсутствие  инициативы, они пассивны, их можно  назвать «эгоистами» хорошая ориентация в социальном пространстве взаимодействий с людьми используется исключительно в собственных интересах, пренебрегая интересами других людей.

-в группу «низко мотивированных» на достижение успеха студентов входят студенты только женского пола. У них как правило невысокая самооценка. Эти студенты избегают неудач, стремятся сделать дело «чужими руками», саморегуляция в эмоциональной сфере развита чрезвычайно слабо.

Вывод: Исследования показали, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху. К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска. Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя данную работу, мы убедились в том, что  существует связь между выраженным мотивом достижения успеха имотивации избегания неудач у людей, в данном случае испытуемых студентов.

В наше время  очень остро стоит проблема мотивации  достижения успеха. Мотив - это одно из главных понятий, с помощью  которого раскрывается природа человеческих действий, их сущность. Мотивы формируются  в раннем детстве и значительное влияние на их формирование имеют  школа, класс, общественная мысль коллектива и семья. Он выступает важным компонентом  психологической структуры любой  деятельности, ее движущей силой.

При индивидуальном действии мотив достижения и соответственно чувство успеха постепенно вступает в связь с естественным по генезису чувством самолюбия, больше того, чувство  успеха подпитывает это ведущее  отношение человека к самому себе, и оно становится ядром личности, центром его образа "Я".

Информация о работе Мотивация и мотивы поведения