Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:41, реферат
Например, по В. Штерну, интеллект - некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям. Приспособительный акт - решение жизненной задачи с помощью интеллекта, осуществляется посредством действия с мысленным эквивалентом объекта, посредством «действия в уме». Благодаря этому, решение проблемы может быть осуществлено здесь и сейчас без внешних поведенческих проб. Пробы, проверка гипотез осуществляется во «внутреннем плане действия».
Введение……………………………………………………………...…………..3
1. Факторные модели……………………………………………………………4
2. Когнитивные модели………………………………………………………10
3. Модель множественных интеллектов……………………………………..10
4. Модель ментального опыта…………………………………………………11
5. Заключение………………………………………………………………...…13
6. Литература…………………………………………………………………14
Когнитивные модели.
Они имеют косвенное отношение к психологии способностей, так как представители когнитивной психологии под термином «интеллект» подразумевают некую систему познавательных процессов, которые обеспечивают решение задач. Когнитивно ориентированные исследователи очень редко обращаются к проблемам индивидуальных различий и прибегают в своих работах к данным измерительной психологии.
Наибольшая известность среди моделей этого направления принадлежит концепции интеллекта Роберта Стернберга, сформировавшего свою модель в последнем десятилетии 20 века. Ее обычно называют «теорией триумвирата в интеллекте». Автор в своей теории пытался представить взаимоотношения между интеллектом и внутренним миром индивида, интеллектом и внешним миром индивида интеллектом и внутренним миром индивида, интеллектом и опытом индивида. Для объяснения природы интеллекта он обращается к экологическому и культурному обоснованию.
Интеллект Стернберг предлагает измерять в тех областях, где задачи являются для индивида относительно новыми, а когнитивные навыки находятся в стадии автоматизации. Если задачи будут совершенно новыми, то они будут непонятными, а хорошо известные решаться на уровне автоматизмов и, следовательно, не потребуют интеллектуальных усилий.
Модель множественных интеллектов.
Предложена Гарвардом Говардом Гарднером. По его представлениям существует несколько различных интеллектов, независимых друг от друга. Согласно этой теории каждый человек обладает определенной комбинацией интеллектов:
1. Языковой – искусное владение языком, любовь к словам и стремление их исследовать.
2. Логико-математический – рассмотрение и оценка предметов и понятий в их взаимоотношениях и взаимосвязях.
3. Музыкальный – способность не только сочинять и исполнять произведения в разной тональности, ритме и тембре, но также и воспринимать их. Может быть связан с другими видами интеллекта – такими, как языковой, пространственный и телесно-кинестетический.
4. Пространственный – способность точно воспринимать зрительные объекты, трансформировать их и модифицировать зрительные образы и перестраивать их даже в отсутствие физических стимулов.
5. Телесно-кинестетический – совершенное владение телом и искусное манипулирование предметами.
6. Интраперсональный – умелое распознавание своих собственных чувств и настроений.
7. Интерперсональный – умелое распознавание чувств, настроение, душевных состояний других людей, а также использование этой информации для управлением поведением.
8. Интеллект естествоиспытателя – распознавание и классификация природных объектов.
Теория Г. Гарднера в отличие от других теорий структуры интеллекта не опирается на исследование экспериментальных данных, полученных на обычных выборках, а целиком основана на анализе необычных случаев, отклонений от нормы как в одну, так и в другую сторону. Его теоретические выкладки заслуживают самого пристального внимания, однако пока они не являются доказанными как экспериментально, так и «естественной фактологией».
Модель ментального опыта.
Одна из таких моделей принадлежит М.В. Холодной, разработавшей теорию ментального опыта в рамках когнитивного подхода.
В представлении М.В. Холодной интеллект – это особая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта.
В структуру ментального опыта включаются способы кодирования информации, понятийные психические структуры, «архетипичные» и семантические структуры.
Таким образом, как и другие представители когнитивного подхода, автор подходит к расширительной трактовке понятия интеллекта. Включает в систему интеллектуальных способностей многочисленные внешние факторы.
Заключение
Итак, рассмотрев основные подходы к определению интеллекта и выявлению его структуры, моделей, отметим многообразие теорий, концепций, взглядов, объясняемых как сложностью самого объекта изучения, так и уровнем и конкретными условиями развития психологии, и влиянием на нее других наук (естествознания, философии, педагогики), и требованиями практики. Следует подчеркнуть, что все исследователи интеллекта делали акцент на особенностях мышления и на зависимости от него успешности обучения и решения разного типа проблем. Эти представления отразились на методологии измерения интеллекта. Так интеллектуальные тесты стали рассматриваться в качестве средства измерения некоторой психологической реальности, о сущности которой имелись смутные представления. На протяжении полувека область исследований интеллекта характеризовалась смещением фокуса внимания в сторону измерения, диагностики интеллекта в ущерб изучению его сущности.
Литература
1. Акимова, М.К. Психологическая диагностика. - Спб.: Питер, 2005.
2. Бурлачук, Л.Ф Психодиагностика: учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2006.
3. Дружинин, В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей. - М.: Наука, 1994.
4. Пономарев, Я.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976.
14