Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:41, реферат
Например, по В. Штерну, интеллект - некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям. Приспособительный акт - решение жизненной задачи с помощью интеллекта, осуществляется посредством действия с мысленным эквивалентом объекта, посредством «действия в уме». Благодаря этому, решение проблемы может быть осуществлено здесь и сейчас без внешних поведенческих проб. Пробы, проверка гипотез осуществляется во «внутреннем плане действия».
Введение……………………………………………………………...…………..3
1. Факторные модели……………………………………………………………4
2. Когнитивные модели………………………………………………………10
3. Модель множественных интеллектов……………………………………..10
4. Модель ментального опыта…………………………………………………11
5. Заключение………………………………………………………………...…13
6. Литература…………………………………………………………………14
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
РЕФЕРАТ ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ
Модели интеллекта.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Факторные модели……………………………………………………………4
2. Когнитивные модели………………………………………………………10
3. Модель множественных интеллектов……………………………………..10
4. Модель ментального опыта…………………………………………………11
5. Заключение……………………………………………………
6. Литература……………………………………………………
Введение.
Существует множество определений интеллекта.
Например, по В. Штерну, интеллект - некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям. Приспособительный акт - решение жизненной задачи с помощью интеллекта, осуществляется посредством действия с мысленным эквивалентом объекта, посредством «действия в уме». Благодаря этому, решение проблемы может быть осуществлено здесь и сейчас без внешних поведенческих проб. Пробы, проверка гипотез осуществляется во «внутреннем плане действия».
Согласно Л. Полани, интеллект - один из видов приобретения знаний.
Развитый интеллект, по Ж. Пиаже, проявляется в универсальной адаптивности, структурировании равновесных отношений между индивидом и средой.
Любой интеллектуальный акт предполагает активность человека, и наличие саморегуляции при его выполнении. По мнению М.К. Акимовой, основой интеллекта является именно активность. Между тем как саморегуляция играет вспомогательную роль обеспечения необходимого для решения задачи уровня активности. К этой точке зрения примыкает Э.А. Голубева, полагающая, что активность и саморегуляция являются базовыми факторами, обеспечивающими интеллектуальную продуктивность.
Дж. Томпсон также полагает, что интеллект лишь абстрактное понятие, которое упрощает и суммирует ряд поведенческих характеристик.
В настоящее время так же существует большое количество моделей, структур интеллекта. Основные из них: факторные модели, когнитивные, модель множественных интеллектов, модель ментального интеллекта, модель ментального опыта. Рассмотрим каждую модель по отдельности.
Факторные модели.
Наиболее фундаментальным, с которого начиналось научное исследование интеллекта, считается психометрический подход, в русле которого сформировались факторные модели интеллекта. Все модели объединяет общий методологический подход.
В них выделяются разные способности (факторы) и с помощью определенной математической процедуры (факторного анализа) исследуется взаимозависимость между этими факторами. Есть модели одноуровневые, предполагающие, что каждый фактор независим от другого, фактора есть модели иерархические, или многоуровневые. Наибольшую известность в психологии и в области прикладного использования данных психологии получили наибольшую известность факторные модели Ч. Спирмена, Л. Терстоуна, Дж. Гилфорда и Р. Б. Кэттелла.
Условно все факторные модели интеллекта можно разбить на четыре основные группы по двум признакам:
1) что является источником модели - эмпирические данные;
2) как строится интеллект - от отдельных свойств к целому или от целого к отдельным свойствам.
Модель может строиться исходя из некоторых априорных теоретических посылок, а затем проверяется (верифицируется) в эмпирическом исследовании. Типичным примером такого рода является модель интеллекта Д. Гилфорда.
Классификация факторных моделей интеллекта:
1. априорные (Д. Гилфорд);
2. апостериорные (Л.Терстоун);
3. иерархические (Д. Векслер, К. Спирмен).
Ч. Спирмен, исследуя профессиональные способности, предположил, что успех в деятельности определяется взаимодействием общего фактора, общей способности, и факторов, специфичных для конкретной деятельности. Общий фактор он назвал генеральным (G-фактор), а работающие на определенную деятельность – специальными способностями (S-факторы). Общий фактор часто латентен. Для его выявления Спирмен создал специальный математический метод – факторный анализ. G-фактор определялся Ч. Спирменом как общая «умственная энергия», которой наделены все люди, но она в разной степени влияет на успех каждой конкретной деятельности.
К. Спирмен предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяют:
1) некий общий фактор, общая способность;
2) фактор, специфический для данной деятельности.
Соответственно, при выполнении тестов успех решения зависит от уровня развития у испытуемого общей способности (генерального G - фактора) и соответствующей специальной способности (S - фактора).
«G – фактор» определяется как общая «умственная энергия», которой в равной мере наделены люди, но которая влияет на успех выполнения любой деятельности.
Исследования соотношений общих и специфических факторов при решении различных задач позволили Спирмену установить, что роль «G – фактора» максимальна при решении сложных математических задач и задач на понятийное мышление и минимальна при выполнении сенсомоторных действий.
Факторы, обнаруженные Л. Терстоуном, оказались зависимыми. «Первичные умственные способности» коррелируют друг с другом, что говорит в пользу существования единого «G»-фактора.
Однако в многочисленных исследованиях открывались и открываются все новые и новые «первичные умственные способности».
Л. Терстоун полагал, что не существует общего фактора, а определенный интеллектуальный акт протекает благодаря взаимодействию множества отдельных факторов. Сначала он выделил 12 факторов, затем список был сведен до семи: словесное понимание, речевая беглость, числовой фактор, пространственный фактор, ассоциативная память, скорость восприятия и индуктивный фактор (нахождение правила и завершение последовательности). На основе этой теории было разработано большое количество тестов структуры способностей. Факторы, обнаруженные Терстоуном при дальнейших проверках, оказались зависимыми, что говорит в пользу иерархических моделей.
Самой «многофакторной» иерархической моделью интеллекта является модель, предложенная Дж. Гилфордом.
Дж. Гилфорд предложил модель «структуры интеллекта (SI)», систематизируя результаты своих исследований в области общих способностей. Однако эта модель не является результатом факторизации первичных экспериментально полученных корреляционных матриц, а несет все черты априорных моделей, поскольку основывается на тестовых теоретических попытках и выходит в своих прогнозах за пределы экспериментального материала. По своей имплицитной структуре модель является необихевиористской, основанной на схеме стимул - латентная операция - реакция. Место стимула в модели Дж.Гилфорда занимает «содержание», «операция» - способность испытуемого, а «реакция» - результат применения операции к материалу. Факторы в модели независимы. Таким образом, модель является трехмерной, хотя мерности модели - шкалы наименований. Под операцией Дж. Гилфорд понимает умение испытуемого, психические процессы: понятие, память, дивергентная продуктивность, конвергентная продуктивность, оценивание.
Содержание определяется природой материала или информации, с которой производится операция: изображение, символы (буквы, числа), семантика (слова), поведение (сведения о людях).
Результаты - форма, в которой информация обрабатывается испытуемым: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы.
Каждый фактор характеризуется сочетанием категорий из каждого измерения. Всего в классификационной схеме Дж. Гилфорда 120 факторов.
В настоящее время идентифицировано более 100 факторов, т.е. подобраны соответствующие тесты для их диагностики. Концепция Дж. Гилфорда широко используется в США, особенно в работе педагогов с одаренными детьми и подростками. На ее основе созданы программы обучения, которые позволяют рационально планировать и направлять его на развитие способностей. Модель «SOI» апробирована в Иллинойском университете при обучении 4-5-летних детей.
Главным достижением Дж. Гилфорда многие исследователи считают разделение дивергентного и конвергентного мышления. Первое связано с порождением множества решений на основе однозначных данных. Второе - конвергентное мышление - направлено на поиск единственно верного результата и диагностируется традиционными тестами интеллекта.
Предложенная Р. Кэттеллом модель может быть лишь условно отнесена к группе пространственных иерархических априорных моделей. Он выделяет три вида интеллектуальных способностей: общие, парциальные и факторы операции.
Два фактора Р.Кэттелл назвал «связанным» интеллектом и «свободным» (или «текучим») интеллектом. Фактор «связанного интеллекта» определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, приобретенных в ходе социализации: с раннего детства до конца жизни и является мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит индивид.
Фактор связанного интеллекта коррелирует с вербальным и арифметическим факторами, проявляется при решении тестов, требующих обученности. Фактор «свободного» интеллекта коррелирует с фактором «связанного» интеллекта, так как «свободный» интеллект определяет первичное накопление знаний. С точки зрения Р.Кэттелла, «свободный» интеллект независим от приобщенности к культуре. Его уровень определяется общим развитием "третичных" ассоциативных зон коры больших полушарий головного мозга и проявляется он при решении перцептивных задач, когда от испытуемого требуется воспринять и найти отношение элементов.
Парциальные факторы определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон коры больших полушарий. Р. Кэттелл выделил лишь один парциальный фактор - визуализации, который способствует манипулированию зрительными образами.
Монометрический (одномерный) подход к интеллекту характерен для концепции Г.Ю. Айзенка. Он говорит о наличии «биологического интеллекта», «психометрического интеллекта» и «социального интеллекта». Основным параметром, который Айзенк предлагает рассматривать как индикатор уровня интеллекта, является индивидуальная скорость переработки информации, т.е. время реакции выбора из множества альтернатив. По данным других исследователей уровень интеллекта характеризуется не просто скоростью мыслительных операция, но и способностью работать со множеством альтернатив.
Модель Д. Векслера включает в себя три уровня:
1) уровень общего интеллекта;
2) уровень групповых фаторов, а именно, - интеллекта действий и вербального интеллекта;
3) уровень специфических факторов, соответствующих отдельным субтестам.
Д. Векслер определил интеллект как способность индивида к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром. Д.Векслер показал, что успешность решения интеллектуальных тестов зависит как от интеллектуальных параметров, так и от приобщения к культуре, любознательности, двигательной активности и т.д. Личностные особенности человека прямо детерминируют любой интеллектуальный акт.
Д.Векслер считал, что вербальный интеллект отражает приобретенные индивидом способности, а невербальный интеллект - его природные психофизиологические возможности.
Одна из наиболее старой априорной иерархической модели интеллекта является модель, предложенной Сирилом Бартом.
Его функциональная модель структуры интеллекта включает в себя 5 уровней. Критерием выделения уровня является сложность когнитивного процесса:
1) уровень общего интеллекта;
2) уровень концептуальных отношений;
3) уровень ассоциаций;
4) уровень восприятия;
5) уровень ощущений.
Р. Джегер, используя 70 тестов на разных подгруппах испытуемых, выделил 6 главных факторов, которые были описаны им так:
- наглядное мышление;
- языковое мышление;
- математическое мышление;
- формально-логическое мышление;
- мотивация достижения.
Р. Мейли, проанализировав процесс мышления с позиций гештальт-теории, выдвинул гипотезу о том, что структуру интеллекта составляют четыре основных фактора:
1) сложность;
2)пластичность;
3)глобализация;
4) беглость.