Модели и механизмы производства речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:53, реферат

Краткое описание

Психолингвистика — наука относительно молодая. Но она прочно завоевала научное пространство не только благодаря своей междисциплинарности, но и новизне подходов и, главное, результативности исследований. Рассматривая производство речи, психолингвистика описывает, как языковая система и правила построения речи позволяют человеку выражать свои мысли, как образы сознания фиксируются с помощью языковых знаков.

Оглавление

Введение………………………………………………………….3
Модели производства речи………………………………..……4
Механизм речи……………………………………………..… .16
Заключение…………………………………………………..…18
Литература……………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 40.22 Кб (Скачать)

Семантическая запись имеет  «характер свёрнутого речевого высказывания,  которое в дальнейшем должно быть превращено в систему последовательно связанных друг с другом слов». Исходная схема, или «семантическая запись» высказывания в обязательном порядке содержит в себе две части — тему и рему,  которые  «и образуют исходную мысль,  т.е.  систему тех связей,  которые потенциально должны фигурировать в будущем речевом высказывании». Превращение же исходной схемы,  которая является симультанной,  «в сукцессивно развёртывающееся,  последовательно организованное речевое высказывание осуществляется при помощи внутренней речи».  Говоря иначе,  имеющаяся в начале процесса порождения схема очень свёрнута и нерасчленена,  и лишь потом она разворачивается (становится последовательным набором единиц).

2. Внутренняя речь.

На этом этапе формирования речевого высказывания происходит перевод  внутреннего смысла в «систему развернутых синтаксически организованных речевых значений».  Симультанная схема«семантической записи»  перекодируется в организованную структуру будущего развёрнутого синтаксического высказывания.

3. Формирование развёрнутого  речевого высказывания.

По мнению А.Р. Лурии,  развёрнутое речевое высказывание,  с одной стороны,  включено в процесс общения и передачи информации,  а,  с другой, —  «в его состав входит не одно предложение,  а целая цепь взаимосвязанных предложений». Как важный для отечественной психолингвистики момент особо отметим мнение Лурии о том, что фразы или предложения, входящие в состав развёрнутого речевого высказывания нельзя изучать вне зависимости от контекста, «практического или речевого». Кроме того,  предложения,  входящие в состав развёрнутого высказывания имеют,  помимо референтного значения,  ещё и социально-контекстное значение, формирующееся в общении.  Именно поэтому,  «один лишь лингвистический анализ процесса формирования высказывания недостаточен и должен быть включён как частное звено в более широкий психологический (а может быть и социально-психологический)  анализ,  учитывающий ситуацию общения,  мотивы говорящего,  содержание информации, отношение к ней слушающего и т.д.».Все эти перечисленные особенности давали А.Р.  Лурии основание рассматривать речевое высказывание как особый вид речевой деятельности, имеющий такую же психологическую структуру, как и любая другая форма психической деятельности. В свою очередь, это предполагает, что порождение развёрнутого речевого высказывания необходимо должно включать в свой состав не только создание исходной схемы, определяющей последовательность звеньев этого высказывания,  но и  «постоянный контроль за протеканием всплывающих компонентов высказывания, а в наиболее сложных случаях и сознательный выбор нужных речевых компонентов». Таким образом,  по мнению А.Р.  Лурии,  процесс порождения речевого высказывания не есть воплощение  «готовой мысли в столь же готовую систему речевых формулировок и далее —  в схему развёрнутого речевого высказывания. Речевое высказывание — это определённый вид деятельности со своим мотивом, исходной задачей или замыслом и контролем».

 

Модель А.А. Леонтьева

А.А.  Леонтьев критически рассмотрел существовавшие модели производства речи и использовал теоретическую концепцию деятельности как общего понятия и теорию речевой деятельности в частности,  опираясь при этом и на идеи Л.С. Выготского, и на идеи А.Р. Лурии. Он утверждает,  что процесс производства речи необходимо рассматривать как сложное,  поэтапно формируемое речевое действие, входящее составной частью в целостный акт деятельности. А.А.  Леонтьев предлагает следующую теорию порождения речи.  Первым этапом производства является внутреннее программирование высказывания.  Внутренняя программа соответствует содержательному ядру будущего высказывания. Представляя собой иерархию пропозиций, она связана с его предикативностью и темо-рематическим членением ситуации.  В основе внутреннего программирования лежит образ,  имеющий личностный смысл.  С единицами программирования производятся операции включения, перечисления и сочленения. На этапе грамматико-семантической реализации выделяется ряд подэтапов:

— тектограмматический (перевод на объективный код),

— фенограмматический (линейное распределение кодовых единиц),

— синтаксическое прогнозирование (приписывание элементам грамматических характеристик),

— синтаксический контроль (соотнесение прогноза с ситуацией).

Вслед за внутренним семантико-грамматическим программированием высказывания происходит его

моторное программирование. Затем осуществляется выход речи — реализация. На каждом этапе порождения речи действует механизм контроля за её осуществлением.

Модель Левелта

Достаточно общепринятой в современной психолингвистике является модель производства речи, предложенная в 1989 г. Вилемом Левелтом (Levelt). Процесс производства речи включает,  по его мнению,  намерение,  отбор информации,  которая должна быть выражена,  упорядочение информации,  увязывание со сказанным ранее. Эти ментальные44

 роцессы Левелт называет концептуализацией,  а систему,  которая позволяет это реализовывать, — концептуализатором. Продуктом концептуализации является доречевое сообщение (preverbal message). Для производства сообщения говорящий должен иметь доступ к нескольким типам информации. Во-первых, это процедурное знание (типа «если → то»). Во-вторых, это декларативное знание (типа «что содержит что»). В-третьих, ситуационное знание — информацию о наличной ситуации, о собеседниках и об окружении, в контексте которого происходит говорение. Помимо этого, говорящий должен следить за тем, что он сам и другие говорящие сказали в ходе взаимодействия. Следующим компонентом после концептуализатора является так называемый формулировщик.  В качестве основной информации формулировщик использует доречевое сообщение,  а в качестве результата выдаёт фонетический или артикуляторный план.  Иными словами,  формулировщик переводит некоторую концептуальную структуру в некоторую языковую структуру.  Сначала происходит грамматическое кодирование сообщения, затем — фонологическое кодирование. Говоря об этом, Левелт вводит понятие леммы, под которой он понимает нефонологическую часть лексической информации слова.  В лемму входит всё,  кроме фонологического аспекта слова — концептуальная информация и морфосинтаксические характеристики.  Посредством процесса грамматического кодирования говорящий извлекает нужные леммы и располагает их в правильном порядке. Важно, что грамматическое кодирование, согласно Левелту, предполагает выбор подходящих лексических понятий и составление синтаксического каркаса.  Всё это подготавливает формирование поверхностной структуры. На следующем этапе производства речи происходит извлечение фонологических форм для лемм и говорящий строит артикуляторный план высказывания.  Это осуществляется с помощью так называемого артикулятора. Этот компонент механизма производства речи извлекает последовательные блоки внутренней речи из артикуляторного буфера и передаёт их на исполнение.  Продуктом артикуляции является внешняя речь. Модель В.  Левелта предполагает также,  что говорящий является своим собственным слушателем. Имеющаяся у говорящего система понимания речи включает в себя как понимание внешней речи, так и доступ к своей внутренней речи (мониторинг). Эта система позволяет представлять входящую речь в её фонологическом, морфологическом, синтаксическом и семантическом аспекте. Таким образом, в самом общем виде процесс производства речи заключается в том, что говорящий по определённым правилам переводит свой замысел в речевые единицы конкретного языка. В целом же, многие теории и модели речепроизводства близки и, в сущности, больше дополняют и уточняют друг друга, чем противоречат друг другу.

 

 

 

 

 

 

Механизмы речи.

Одно и то же слово  выступает в трех видах: как видимое, слышимое и произносимое. Психологи, изучающие механизмы речи, доказали, что первоначально слово усваивается  нами через слуховой канал и закрепляется в речедвигательных центрах (мы одновременно слышим и артикулируем — проговариваем хотя бы во внутренней речи), — это единая нерасторжимая естественная система. Если человек не слышит, он будет немым. Зрительный, буквенный код, хотя и играет громадную роль в накоплении словарного запаса, все же вторичен. Все три анализатора речи — слуховой, речедвигательный и зрительный — тесно взаимосвязаны.Чтобы в процессе популяризации не нарушить научную точность тех или иных положений, будем придерживаться по возможности ближе к тексту теории механизмов речи известного ученого доктора психологических наук Н.И. Жинкина.Рассматривая всю систему механизма речи, следует прежде всего выяснить, как и где формируется словарный запас и как производится отбор нужных слов для передачи сообщения.Мы минуем подробное описание важнейших этапов построения слов из отбираемых речедвигательным анализатором звуков речи, удержания этих слов в слуховом анализаторе головного мозга и перейдем сразу к последующим процессам — построению фраз и текста в целом.Накоплением словаря управляет речедвигательный анализатор головного мозга, который, как бы просеивая звуковые и зрительные облики слов через проговаривание (прочтение), подает их в свой «запасник» — долговременную память, где они держатся в весьма приблизительной форме. Под влиянием речевого стимула слова восстанавливают свою полную форму, требуемую для высказывания, и транспортируются в слуховую и зрительную память. При этом мозг мгновенно подбирает их в соответствующие словосочетания по синтаксическим и семантическим правилам, а также по логическим критериям истинности или ложности.Бесконечный ряд возможных слов и словосочетаний для выражения мысли ограничивается, во-первых, кругом знаний говорящего и слушающего (уровнем компетенции) и, во-вторых, общей задачей сообщения.Собственно, логические правила вступают в действие лишь после того, как состоялся отбор предмета сообщения.Говорящий обращается к людям с расчетом сообщить нечто такое, что способно перестроить их поведение. Для осуществления этого необходим учет постоянно меняющихся текущих жизненных ситуаций. Говорящий совершает речевой поступок, который вызывает разнообразные поступки со стороны лиц, принимающих его речь. При этом говорящий исходит из предположения, что передаваемое им сообщение неизвестно слушающим, что оно является ответом на возникшие у них вопросы и способно удовлетворить их определенные потребности. Возникший у слушателя вопрос может содержать полную неопределенность, поэтому ответ на него отбирается из бесконечного числа возможных сообщений…

Каков бы ни был  ответ, даже отрицательный, он является законченным сообщением, содержащим полные слова с определенным звуковым составом, определенной их семантикой и объединенным в определенную грамматическую форму и интонацию. Это и есть данное конкретное законченное сообщение.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Наукой с четко очерченными  границами психолингвистика не стала  и к настоящему времени, так что  дать исчерпывающий ответ на вопрос,  какие аспекты языка и речи эта наука изучает и какими методами с этой целью пользуется, едва ли возможно.Для подтверждения этого достаточно открыть любой учебник по психолингвистике. В отличие от учебника по лингвистике, где обязательно будет говориться о фонетике, лексике, грамматике и т.п., или учебника по психологии, где непременно будут освещаться проблемы восприятия, памяти и эмоций, содержание учебного пособия по психолингвистике в решающей степени определяется тем, в какой научной и культурной традиции написан данный учебник.С позиций европейской (в том числе отечественной) гуманитарной традиции можно охарактеризовать сферу интересов психолингвистики, описав сначала подход, который чужд изучению психики. Это понимание языка как «системы чистых отношений», где язык в исследовательских целях отчуждается от психики носителя.Психолингвистика же изначально ориентирована на изучение реальных процессов говорения и понимания, на «человека в языке» (выражение французского лингвиста Э.Бенвениста).В последние три десятилетия, особенно в последние 10-15 лет, в "традиционной" лингвистической среде заметно растет интерес к психолингвистической проблематике. Не случайно с 1985 года в официальной номенклатуре лингвистических специальностей, утвержденной Высшей аттестационной комиссией, есть специальность, определенная как "общее языкознание, социолингвистика, психолингвистика". Психолингвистика становится наукой все более популярной среди исследователей.  Многие лингвисты, исчерпав возможности традиционных подходов к изучению языка, именно в психолингвистике ищут ответы на волнующие их вопросы.Сейчас многие исследователи (например, А.А. Залевская) пишут о необходимости комплексного подхода к исследованию закономерностей функционирования языкового механизма человека. При его изучении исследователь  демонстрирует очевидные преимущества выхода за рамки лингвистики и использования достижений смежных наук, в частности – психолингвистики.Глобализация мировых культурных процессов, массовые миграции и расширение ареалов регулярного взаимопроникновения разных языков и культур (мультикультурализм), появление мировых компьютерных сетей – эти факторы придали особый вес исследованиям процессов и механизмов овладения чужим языком.Все перечисленные моменты существенно расширили представления об областях знания, исследовательские интересы которых пересекаются с психолингвистикой.  Данная наука активно развивается и является весьма перспективной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.   Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., «Сов. Энциклопедия», 1966.

2.   Залевская А.А. О Комплексном подходе к исследованию закономерностей функционирования языкового механизма человека //Сервер дистанционного обучения психолингвистике www.csa.ru 

3.   Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: "Смысл", 1999.

4.   Леонтьев А.А. Психолингвистика и проблема функциональных единиц речи // Вопросы теории языка в современной зарубежной лингвистике. М., 1961.

5.   Леонтьев А.А. Психолингвистика.  Л., 1967.

6.   Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.

7.   Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику: Курс лекций. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та., 1989.

 


Информация о работе Модели и механизмы производства речи