Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:50, реферат
В последние десятилетия во всем мире все новые ученые включаются в разработку комплекса проблем, составляющих психологию познания людьми друг друга. Каждый ученый интересуется, как правило, отдельными и частными вопросами, относящимися к этому большому комплексу, но все вместе они создают предпосылки для глубокого проникновения в существо процесса формирования у человека знания других людей, а также для подлинного постижения роли этих знаний в поведении и деятельности человека. Исследуются общие особенности формирования образа другого человека и понятия о его личности, выясняется значение пола, возраста, профессии и принадлежности человека к той или социальной общности для образования у него знания о других людях, выявляются типичные ошибки, которые допускает человек, оценивая окружающих его людей, прослеживаются связи между познанием им самого себя и пониманием других лиц. Ранее неизвестными фактами обогащаются многие отрасли психологической науки, а практики получают дополнительные возможности для более эффективного руководства организацией взаимоотношений людей, оптимизации процесса их общения в сфере труда, учения, быта.
1 Введение
2 Понятие межличностных отношений
3 Проблемы межличностных отношений
4 Чувства как системы поведения
5 Структура типических чувств
6 Личностные различия в чувствах
7 Заключение
Сверх того, есть люди, которые не способны понять определенных чувств со стороны других. Даже когда они наблюдают соответствующие поступки, они не могут поверить, что другие действительно так ориентированы.
Чувства
– это ориентации, основанные на
персонификациях, которые конструируются
главным образом путем
Индивидуальные
особенности в способности
Существует
немало спекуляций относительно основ
дружбы; были проведены некоторые
исследования о формировании клик,
но полученные до сих пор данные
не убедительны. Было показано, например,
что развитие общих интересов, особенно
выходящих за пределы необходимого
взаимодействия облегчает установление
дружественных связей. Но может быть
предложена другая иная гипотеза: формирование
любой частной сети межличностных
взаимоотношений, а также ее устойчивость
зависят от того, насколько включенные
в нее личности в каком-то отношении
взаимно дополняют друг друга. Два
агрессивных и властолюбивых
человека вряд ли будут испытывать
взаимную привязанность: каждый нуждается
в своей собственной группе зависимых
последователей. Иногда такие люди
оказываются связанными конвенциальными
нормами – когда они
Некоторые
чувства, подобные воображаемой рыцарской
любви к кинозвездам, односторонне.
Их структура развивается в
Наблюдения этого рода привели Винча к созданию теории выбора супругов с точки зрения «дополняющих потребности» («complementary needs»). Он полагал, что хотя область выбора партнера для брака ограничена конвенциальными барьерами и обычно партнеры принадлежат к одной и той же культуре, но внутри этой области каждый человек стремится к тем, чьи личностные черты облегчают консуммацию импульсов, присущих ему как уникальной личности. Винч интересовался, конечно, только обществами, в которых молодые люди сами себе избирают супругов. В предварительном исследовании 25 супружеских пар он обнаружил значительное подтверждение своей теории. Действительно, ему удалось выделить четыре часто повторяющиеся комбинации:
а)
семьи, имеющие сходство с конвенциальными
взаимоотношениями матери и сына,
где сильная и способная
б) семьи, где сильный, способный муж опекает пассивную и уступчивую жену, во многом похожую на маленькую куклу, которая нуждается в том, чтобы ее нянчили;
в) семьи, имеющие сходство с конвенциальными взаимоотношениями хозяина и служанки, в которых снисходительный муж обслуживается способной женой;
г) семьи, в которых деятельная женщина господствует над запуганным и разочарованным мужем.
Степень корреляции, обнаруженная статистическим анализом, достаточна, хотя и не высока; в этом нет ничего удивительного, поскольку при выборе супруга принимаются в расчет многие другие соображения. Возможно, что результаты были бы более удовлетворительными, если бы Винч сосредоточил внимание на браках, которые сохраняются, в отличие от тех, которые распадались.
Итак,
чувства создающие какие-то частные
сети межличностных отношений, могут
быть односторонними, двухсторонними
или взаимными. В большинстве
случаев чувства двухсторонни; каждая
сторона подходит к другой несколько
по иному. Например, в какой-нибудь семье
мать может быть альтруистически
ориентирована по отношению к
своему мужу и детям; напротив ее муж
испытывает собственнические чувства
по отношению к дочерям и не
любит своего сына, относясь к нему
как к сопернику, конкурирующему
с ним за внимание жены. Одна из их
дочерей может любить свою сестру,
которая, однако, будет относиться к
ней с презрением. Мальчик может
подходить к сестрам как к
полезным орудиям для достижения
его целей, относиться к матери с
глубоким чувством и смотреть на отца
как на героя, который время от времени
бывает суровым и неприятным. Это не такая
уже и необычная картина. Продолжительность
таких связей зависит, по-видимому, от
механизмов, обеспечивающих какого-то
рода взаимное удовлетворение для тех,
кто вовлечен в данную сеть отношений.
7 Заключение
По существу, все распространенные подходы к социальной психологии объясняют человеческое поведение почти исключительно с точки зрения биологических свойств людей, какими они отлились в культурной матрице. Ребенок появляется на свет в организованном обществе и, взаимодействуя с другими, усваивает различные модели подобающего поведения. То, что человек делает, часто рассматривается как реакция на потребности, одни из которых унаследованы органически, а другие приобретены в процессе участия к какой-то группе. Но может возникнуть серьезный вопрос о том, адекватны ли такие концептуальные схемы. Вступая в устойчивые ассоциации, люди часто оказываются вовлеченными в сети межличностных отношений, которые налагают на них особые обязанности по отношению друг к другу. Чувства – это системы поведения, которые не наследуются биологически и которым не научаются. Они принимают форму и кристаллизируются входе приспособлений друг к другу, осуществляемых индивидуальными человеческими существами.
Каждое
чувство неповторимо, ибо это
своеобразное отношение одного человеческого
индивида к другому. Но среди людей,
находящихся в устойчивой ассоциации,
неизбежно возникают одни и те
же проблемы. По мере того как человек
научается взаимодействовать с
окружающими, развиваются типические
персонификации, и специфические
значения – любовь, ненависть, героепочитание,
ревность – оказывается достаточно
определенными, чтобы сделать возможным
рассмотрение типичных чувств. Каждый
участник совместного действия симпатичен
некоторым из окружающих и вызывает
неприязнь у других. Была предпринята
попытка описать некоторые
Поскольку
люди, занимающиеся изучением интимных
контактов, обладают различной интеллектуальной
подготовкой, не приходиться удивляться
что в этой области царит большая
путаница. Быстро накапливается обширная
литература, но не существует согласия
не в чем, кроме того, что предмет,
о котором идет речь, заслуживает
серьезного исследования. Одно из главных
препятствий для
В
процессе межличностных отношений
люди не просто общаются, они не просто
действуют сообща или рядом друг
с другом, они оказывают влияние
друг на друга, формируют определенный
стиль отношений. Стремясь подражать
хорошему, избегать плохого, сравнивая
себя с окружающими, человек «строит
себя и свои отношения с окружающим
миром».
Приложение
1: Структура межличностных