Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 22:35, курсовая работа
Актуальность изучения этнических конфликтов является то что с расширением культурных связей и объединением в различные союзы государств происходит распад многонациональных государств, которое сопровождается агрессивным национализмом и межэтническими войнами. Проблемой настоящего исследования является поставленные конфликтологией - предотвращение, анализ, прекращение конфликтов.
Целью курсовой работы является изучение основ этнических конфликтов, изучить и понять природу и модели конфликтов, найти пути решения к управлению конфликтными ситуациями, разработка рекомендаций по их предотвращению и разрешению.
Введение…………………………………………………………………………..3
I. Теоретические аспекты межэтнических конфликтов:
Этнос как субъект конфликта………………………………………………
Факторы и причины межэтнических конфликтов………………………...
Формы межэтнических конфликтов и пути решения……………………..
II. Практическая часть:
Исследование отношений отдельных категорий граждан к этнонациональным конфликтам …………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы……………
МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТУЙМАЗИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
КАФЕДРА ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА
АХЪЯНОВ АРТУР АНАТОЛЬЕВИЧ
ПСКб-314
030504.52.51 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
О.А.ФАРРАХОВА.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПРАВА
И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО
ТУЙМАЗЫ 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Теоретические аспекты межэтнических конфликтов:
II. Практическая часть:
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Один из важных аспектов исторического развития состоит в неуклонном расширении межэтнических контактов. Развитие коммуникаций, рост мобильности населения, совершенствование средств массовой информации - все это разрушает замкнутость этносов, расширяет сферу их взаимодействия и взаимозависимости. Наряду с этим наблюдается и противоположная тенденция. Происходит увеличение численности этносов и уменьшение малочисленных народов. Этнические общины стремятся сохранить себя, свой исторический опыт, культуру, самобытность.
Несмотря на уже довольно долгую историю науки этнологии общепризнанного понятия «этнос» так и не выработано. Этничность утверждает себя вполне определенно как устойчивая совокупность поведенческих норм или социально-нормативной культуры, которая поддерживается определенными кругами внутриэтнической информационной структуры.
Этнические конфликты нашедшие свое выражение в больших и малых войнах на этнической и территориальной почве привели к многочисленным жертвам среди мирного населения. Это также стало причиной широкомасштабной стихийной миграции и недобровольных перемещений населения, которые затронули миллионы людей.
Актуальность изучения этнических конфликтов является то что с расширением культурных связей и объединением в различные союзы государств происходит распад многонациональных государств, которое сопровождается агрессивным национализмом и межэтническими войнами.
Проблемой настоящего исследования является поставленные конфликтологией - предотвращение, анализ, прекращение конфликтов.
Тема исследования: «Межэтнические конфликты»
Объект исследования: конфликты между этносами.
Предмет исследования является природа возникновения этноконфликтов.
Целью курсовой работы является изучение основ этнических конфликтов, изучить и понять природу и модели конфликтов, найти пути решения к управлению конфликтными ситуациями, разработка рекомендаций по их предотвращению и разрешению.
Для достижения
заявленной цели необходимо
Теоретическая значимость и элементы новизны курсовой работы заключается в том, что данное исследование расширяет научные представления о межэтнических конфликтах. При освещении темы использованы работы современных авторов.
Методы исследования: исследования: анализ, обобщение, конкретизация.
Теоретико–методологическая база исследования: И.В. Брылина, А.К. Соловьева, В.В. Шушкова, И.Р Топунова.
Практическая значимость исследования. Материалы и выводы работы могут быть использованы студентами при изучении конфликтологии.
Структура курсовой работы соответствует логике и состоит из введения, двух основных глав основной части, заключения и списка литературы.
1.1Этнос как субъект конфликта
Этнос определяется как сложившаяся общность людей, объединяемых внутригрупповыми нормами поведения, особенности которых фиксируются языковыми, психологическими, нравственными, эстетическими и другими средствами культуры.
Наряду с понятием «этноса» для характеристики отношений между народами используется понятие «нация». В мировой практике оно означает союз граждан одного государства. В этом смысле данное слово используется, например, в названии - Организация Объединенных Наций. Это организация не каких-то экономических или культурных сообществ, а именно суверенных государств, которые принято называть национальными потому, что, как правило, государства Нового времени формировались на базе одного или нескольких крупных этносов. Поэтому, определяя соотношение понятий «этнос» и «нация», можно было бы сказать, что нация - это этнос, обретший свою государственность.
Только при этом надо обязательно подчеркнуть, что границы между государствами никогда точно не совпадали с границами локального проживания представителей конкретных этносов. Многие этносы вообще часто оказывались разделенными границами государств. А логика становления крупных государств диктовала необходимость объединения множества этносов под одну государственную «крышу».
Нация - это продукт буржуазной эпохи. Ведущие современные нации сложились в XVI-XIX вв. в пору крушения абсолютистских монархий и ликвидации феодально-сословной социальной организации. До этого времени этническая принадлежность человека особого значения не имела. По той простой причине, что социальная среда его обитания была замкнута, обособлена от остального мира и географически, и экономически, и духовно. Поэтому, например, французы вплоть до XVIII в. французами то есть единой нацией себя не осознавали и не называли. Тогда в ходу были другие признаки социальной идентичности: сословный, религиозный (принадлежность к той или иной конфессии) и т. д.
Ситуация изменилась с наступлением буржуазной эры. Становление единства хозяйственной жизни на больших территориях, появление новых средств и форм организации труда, потребность в свободной рабочей силе, формирование гражданского общества, способного контролировать политическую власть породили идею нации как некоей гражданской общности, создающей суверенное государство. Эта идея помогла буржуазно-демократическим движениям начала Нового времени осуществить свои цели, в процессе достижения которых крупные этно-территориальные общности и в самом деле начали осознавать себя как единое целое - нацию.
Некоторые ученые предлагают гражданско-государственный признак нации в качестве основного. В зарубежной, особенно англо-американской, этнологии этот подход является признанным, однако так называемая немецкая школа трактует нацию в качестве объединения людей, где главными считаются такие признаки, как язык, культура, характер и др., свойственные каждому этносу, но уже на довольно высоком уровне развития государства, экономики и культуры. К последней школе близки и воззрения представителей марксистского направления.
Ситуация с определением нации становится еще более сложной, когда делаются попытки определить некоторые исходные посылки.
Выяснилось, что понятие этноса довольно аморфно и различные подходы к его определению лишь подчеркивают это. Некоторые исследователи берут за основу «объективные» данные (язык, территория, религия, образ жизни и пр.), другие - поведение, третьи - ощущение принадлежности к определенной группе (самоидентификация). Как бы то ни было, все согласны с тем, что этнос представляет собой исторический итог особой организации группы, прошедшей несколько этапов эволюции - от малых изолированных «примитивных» до так называемых постнациональных общностей. Кроме того, согласие достигнуто и в определении роли государства в качестве необходимого условия развития этноса.
С учетом необходимости определения сторон конфликта различия в трактовке этносов и наций имеет принципиальное значение. Например, если брать за основу тезис «нация представляет собой совокупность граждан современного государства» («государство-нация»), то трудно объяснить национальную принадлежность русского этноса в Украине. Если для некоторых этнологов он украинец, то самоидентификация в качестве такового для каждого русского в этом, недавно ставшем независимым государстве представляется сомнительной.
В РФ жители, считая себя гражданами России, одновременно полагают себя русскими, татарами, украинцами. Разумеется, при большом желании их можно считать «россиянами», но сами жители чаще всего идентифицируют себя со своими этносами.
В социальной реальности, как свидетельствует история, действовали и продолжают действовать, налагаясь частично друг на друга и сталкиваясь между собой, различные тенденции образования, укрупнения и развития человеческих общностей. Они представляют собой особые социальные организмы, которые можно называть «этносами», «народами», «народностями», «нациями» и т.д.
При этом надо учитывать не только различие эпох и типов социальных общностей, им присущих, но также процесс концентрации людских общностей в более крупные объединения.
Первоначально эта концентрация действовала на базе кровнородственных отношений и обусловила перерастание родов и мелких племен в крупные племена и их коалиции. Затем определяющей становится тенденция складывания новых народностей и наций на основе общности экономической жизни на определенной территории, сопровождаемого становлением общего языка и культуры. Эта тенденция и поныне действует в Африке, Азии, Латинской Америке, отчасти в Европе.
И все же, несмотря на
различные трактовки, можно констатировать,
что термин «этнос» призван
Национально-этнические стереотипы усваиваются человеком с детства и впоследствии функционируют преимущественно на подсознательном уровне. Поэтому для этнических конфликтов свойственны такие особенности бессознательного поведения, как алогичность, символизм и слабая обоснованность рациональными доводами совершаемых действий. В силу этих особенностей, возникновение, развитие и разрешение межэтнических конфликтов в любой сфере жизнедеятельности общества и на любом уровне имеет свою специфику.
Межэтнические конфликты происходят между отдельными представителями, социальными группами различных этносов. Этносом движет потребность в самосохранении, защите своих ценностей и традиций. Наиболее болезненны и эмоционально насыщенны конфликты, возникающие в результате ущемления ценности этноса. Ценностные конфликты могут иметь место в любой сфере жизнедеятельности общества. Но более четко специфика ценностных межэтнических конфликтов проявляется в противоречиях, связанных с различиями в культуре, языке, религии и других социально-культурных особенностях этносов. Например, главным мотивом гражданской войны в экс-Югославии, по мнению специалистов, стала религия, которая, в силу определенных исторических причин, разделила народ с едиными этническими корнями на несколько религиозных субкультур (православную, католическую и мусульманскую).
На бытовом уровне
могут возникнуть этнические конфликты,
вызванные социально-
Часто конфликты между нормами и ценностями и между ценностями разных культур происходят на бытовом уровне, в ходе повседневного общения.
Некоторые исследователи
рассматривают межнациональные
конфликты как следствие
Именно поэтому системный подход к межэтническим конфликтам можно рассматривать лишь в качестве одного из направлений в исследованиях (разработки технологии этнических конфликтов, выяснение ситуативных влияний и т.д.). Основным же направлением, на наш взгляд, может считаться традиционный подход, связанный, как правило, с выяснением роли противоречий в отношениях между этносами.
Таким образом, трактовка этноса и нации отображает взаимодействие всех рассмотренных выше тенденций в исторической перспективе, специфику их переплетения в данном месте и в данное время и, наконец, их противоречивость. Зачастую именно эти противоречия (при их обострении) приводят к национальным, государственным, этническим и другим конфликтам самого разного рода как во всем мире, так и в нашей стране.
Факторы и причины межэтнических конфликтов.
Конфликт - факт человеческого существования. Как и множества других понятий, у конфликта имеется множество толкований и определений. Одним из них является такое: конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами так и целыми нациями, этносами