Межэтнические конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучения этнических конфликтов является то что с расширением культурных связей и объединением в различные союзы государств происходит распад многонациональных государств, которое сопровождается агрессивным национализмом и межэтническими войнами. Проблемой настоящего исследования является поставленные конфликтологией - предотвращение, анализ, прекращение конфликтов.
Целью курсовой работы является изучение основ этнических конфликтов, изучить и понять природу и модели конфликтов, найти пути решения к управлению конфликтными ситуациями, разработка рекомендаций по их предотвращению и разрешению.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
I. Теоретические аспекты межэтнических конфликтов:
Этнос как субъект конфликта………………………………………………
Факторы и причины межэтнических конфликтов………………………...
Формы межэтнических конфликтов и пути решения……………………..
II. Практическая часть:
Исследование отношений отдельных категорий граждан к этнонациональным конфликтам …………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 174.00 Кб (Скачать)


МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ТУЙМАЗИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

КАФЕДРА ЮРИДИЧЕСКИХ  ДИСЦИПЛИН

 

 

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

АХЪЯНОВ АРТУР АНАТОЛЬЕВИЧ

ПСКб-314

030504.52.51 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ  СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

 

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

О.А.ФАРРАХОВА.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПРАВА  И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

 

 

ТУЙМАЗЫ 2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

I. Теоретические аспекты межэтнических конфликтов:

    1. Этнос как субъект конфликта………………………………………………
    2. Факторы и причины межэтнических конфликтов………………………...
    3. Формы межэтнических конфликтов и пути решения……………………..

II. Практическая часть:

    1. Исследование отношений отдельных категорий граждан к этнонациональным конфликтам …………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………….............

 

Введение

 

Один из важных аспектов исторического развития состоит  в неуклонном расширении межэтнических контактов. Развитие коммуникаций, рост мобильности населения, совершенствование средств массовой информации - все это разрушает замкнутость этносов, расширяет сферу их взаимодействия и взаимозависимости. Наряду с этим наблюдается и противоположная тенденция. Происходит увеличение численности этносов и уменьшение малочисленных народов. Этнические общины стремятся сохранить себя, свой исторический опыт, культуру, самобытность.

Несмотря на уже довольно долгую историю науки этнологии общепризнанного понятия «этнос» так и не выработано. Этничность утверждает себя вполне определенно как устойчивая совокупность поведенческих норм или социально-нормативной культуры, которая поддерживается определенными кругами внутриэтнической информационной структуры.

Этнические конфликты  нашедшие свое выражение в больших  и малых войнах на этнической и  территориальной почве привели  к многочисленным жертвам среди  мирного населения. Это также  стало причиной широкомасштабной стихийной  миграции и недобровольных перемещений населения, которые затронули миллионы людей.

Актуальность изучения этнических конфликтов является то что с расширением культурных связей и объединением в различные союзы государств происходит распад многонациональных государств, которое сопровождается агрессивным национализмом и межэтническими войнами.

Проблемой настоящего исследования является поставленные конфликтологией - предотвращение, анализ, прекращение конфликтов.

Тема исследования: «Межэтнические конфликты»

Объект исследования: конфликты между этносами.

Предмет исследования является природа возникновения этноконфликтов.

Целью курсовой работы является изучение основ этнических конфликтов, изучить и понять природу и модели конфликтов, найти пути решения к управлению конфликтными ситуациями, разработка рекомендаций по их предотвращению и разрешению.

 Для достижения  заявленной цели необходимо решение  следующих задач:

  1. Дать понятие этноса и межэтнических конфликтов
  2. Выявить причины и факторы межэтнических конфликтов
  3. Охарактеризовать формы и способы разрешения конфликтов

Теоретическая значимость и элементы новизны курсовой работы заключается в том, что данное исследование расширяет научные представления о межэтнических конфликтах. При освещении темы использованы работы современных авторов.

Методы исследования: исследования: анализ, обобщение, конкретизация.

Теоретико–методологическая база исследования: И.В. Брылина, А.К. Соловьева, В.В. Шушкова, И.Р Топунова.

Практическая  значимость исследования. Материалы и выводы работы могут быть использованы студентами при изучении конфликтологии.

Структура курсовой работы соответствует логике и состоит из введения, двух основных глав основной части, заключения и списка литературы.

 

 

1.1Этнос как субъект  конфликта

 

 

Этнос определяется как  сложившаяся общность людей, объединяемых внутригрупповыми нормами поведения, особенности которых фиксируются языковыми, психологическими, нравственными, эстетическими и другими средствами культуры.

Наряду с понятием «этноса» для характеристики отношений  между народами используется понятие «нация». В мировой практике оно означает союз граждан одного государства. В этом смысле данное слово используется, например, в названии - Организация Объединенных Наций. Это организация не каких-то экономических или культурных сообществ, а именно суверенных государств, которые принято называть национальными потому, что, как правило, государства Нового времени формировались на базе одного или нескольких крупных этносов. Поэтому, определяя соотношение понятий «этнос» и «нация», можно было бы сказать, что нация - это этнос, обретший свою государственность.

Только при этом надо обязательно подчеркнуть, что границы  между государствами никогда  точно не совпадали с границами  локального проживания представителей конкретных этносов. Многие этносы вообще часто оказывались разделенными границами государств. А логика становления крупных государств диктовала необходимость объединения множества этносов под одну государственную «крышу».

Нация - это продукт буржуазной эпохи. Ведущие современные нации сложились в XVI-XIX вв. в пору крушения абсолютистских монархий и ликвидации феодально-сословной социальной организации. До этого времени этническая принадлежность человека особого значения не имела. По той простой причине, что социальная среда его обитания была замкнута, обособлена от остального мира и географически, и экономически, и духовно. Поэтому, например, французы вплоть до XVIII в. французами то есть единой нацией себя не осознавали и не называли. Тогда в ходу были другие признаки социальной идентичности: сословный, религиозный (принадлежность к той или иной конфессии) и т. д.

Ситуация изменилась с наступлением буржуазной эры. Становление  единства хозяйственной жизни на больших территориях, появление  новых средств и форм организации  труда, потребность в свободной рабочей силе, формирование гражданского общества, способного контролировать политическую власть породили идею нации как некоей гражданской общности, создающей суверенное государство. Эта идея помогла буржуазно-демократическим движениям начала Нового времени осуществить свои цели, в процессе достижения которых крупные этно-территориальные общности и в самом деле начали осознавать себя как единое целое - нацию.

Некоторые ученые предлагают гражданско-государственный признак нации в качестве основного. В зарубежной, особенно англо-американской, этнологии этот подход является признанным, однако так называемая немецкая школа трактует нацию в качестве объединения людей, где главными считаются такие признаки, как язык, культура, характер и др., свойственные каждому этносу, но уже на довольно высоком уровне развития государства, экономики и культуры. К последней школе близки и воззрения представителей марксистского направления.

Ситуация с определением нации становится еще более сложной, когда делаются попытки определить некоторые исходные посылки.

Выяснилось, что понятие  этноса довольно аморфно и различные  подходы к его определению  лишь подчеркивают это. Некоторые исследователи  берут за основу «объективные» данные (язык, территория, религия, образ жизни  и пр.), другие - поведение, третьи - ощущение принадлежности к определенной группе (самоидентификация). Как бы то ни было, все согласны с тем, что этнос представляет собой исторический итог особой организации группы, прошедшей несколько этапов эволюции - от малых изолированных «примитивных» до так называемых постнациональных общностей. Кроме того, согласие достигнуто и в определении роли государства в качестве необходимого условия развития этноса.

С учетом необходимости  определения сторон конфликта различия в трактовке этносов и наций имеет принципиальное значение. Например, если брать за основу тезис «нация представляет собой совокупность граждан современного государства» («государство-нация»), то трудно объяснить национальную принадлежность русского этноса в Украине. Если для некоторых этнологов он украинец, то самоидентификация в качестве такового для каждого русского в этом, недавно ставшем независимым государстве представляется сомнительной.

В РФ жители, считая себя гражданами России, одновременно полагают себя русскими, татарами, украинцами. Разумеется, при большом желании их можно считать «россиянами», но сами жители чаще всего идентифицируют себя со своими этносами.

В социальной реальности, как свидетельствует история, действовали  и продолжают действовать, налагаясь частично друг на друга и сталкиваясь между собой, различные тенденции образования, укрупнения и развития человеческих общностей. Они представляют собой особые социальные организмы, которые можно называть «этносами», «народами», «народностями», «нациями» и т.д.

При этом надо учитывать  не только различие эпох и типов  социальных общностей, им присущих, но также процесс концентрации людских  общностей в более крупные  объединения.

Первоначально эта концентрация действовала на базе кровнородственных  отношений и обусловила перерастание родов и мелких племен в крупные племена и их коалиции. Затем определяющей становится тенденция складывания новых народностей и наций на основе общности экономической жизни на определенной территории, сопровождаемого становлением общего языка и культуры. Эта тенденция и поныне действует в Африке, Азии, Латинской Америке, отчасти в Европе.

И все же, несмотря на различные трактовки, можно констатировать, что термин «этнос» призван характеризовать  общность людей, выступающую в своих конкретно-исторических формах, своеобразных проявлениях. Этносы, возникнув еще в первобытном обществе, консолидируясь и развиваясь, представлены в мировой истории такими типами, как племя, народность, нация. Такая последовательность выражает не только внутреннее прогрессивное развитие каждой этнической общности, но и ее укрепление, расширение путем ассимиляции и слияния родственных, близких групп и общностей в процессе их интеракции, взаимовлияния, общения в ходе истории1. В современном обществе этническая общность обычно выступает как национальная общность, т.е. как более высокий и развитый тип этноса.

Национально-этнические стереотипы усваиваются человеком  с детства и впоследствии функционируют  преимущественно на подсознательном  уровне. Поэтому для этнических конфликтов свойственны такие особенности бессознательного поведения, как алогичность, символизм и слабая обоснованность рациональными доводами совершаемых действий. В силу этих особенностей, возникновение, развитие и разрешение межэтнических конфликтов в любой сфере жизнедеятельности общества и на любом уровне имеет свою специфику.

Межэтнические конфликты  происходят между отдельными представителями, социальными группами различных  этносов. Этносом движет потребность  в самосохранении, защите своих ценностей и традиций. Наиболее болезненны и эмоционально насыщенны конфликты, возникающие в результате ущемления ценности этноса. Ценностные конфликты могут иметь место в любой сфере жизнедеятельности общества. Но более четко специфика ценностных межэтнических конфликтов проявляется в противоречиях, связанных с различиями в культуре, языке, религии и других социально-культурных особенностях этносов. Например, главным мотивом гражданской войны в экс-Югославии, по мнению специалистов, стала религия, которая, в силу определенных исторических причин, разделила народ с едиными этническими корнями на несколько религиозных субкультур (православную, католическую и мусульманскую).

На бытовом уровне могут возникнуть этнические конфликты, вызванные социально-психологическими факторами - общей подсознательной неприязнью к представителям определенного этноса. В ходе длительного противоборства, какими бы не были его причины, у конфликтующих этносов такая неприязнь по отношению друг к другу приобретает массовый характер.

Часто конфликты между нормами и ценностями и между ценностями разных культур происходят на бытовом уровне, в ходе повседневного общения.

Некоторые исследователи  рассматривают межнациональные  конфликты как следствие рассогласования  всей системы взаимоотношений (А.М. Юсуповский). Однако на общую природу тех или иных конфликтов, на конкретные принципы и формы столкновений различных этносов могут и оказывают воздействие внесистемные явления.

Именно поэтому системный  подход к межэтническим конфликтам можно рассматривать лишь в качестве одного из направлений в исследованиях (разработки технологии этнических конфликтов, выяснение ситуативных влияний и т.д.). Основным же направлением, на наш взгляд, может считаться традиционный подход, связанный, как правило, с выяснением роли противоречий в отношениях между этносами.

Таким образом, трактовка этноса и нации отображает взаимодействие всех рассмотренных  выше тенденций в исторической перспективе, специфику их переплетения в данном месте и в данное время и, наконец, их противоречивость. Зачастую именно эти противоречия (при их обострении) приводят к национальным, государственным, этническим и другим конфликтам самого разного рода как во всем мире, так и в нашей стране.

 

Факторы и причины межэтнических конфликтов.

 

 

Конфликт - факт человеческого существования. Как и множества других понятий, у конфликта имеется множество толкований и определений. Одним из них является такое: конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами так и целыми нациями, этносами

Информация о работе Межэтнические конфликты