Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:53, реферат
Существует несколько взглядов на классификацию методов психологического исследования. Например Г. Пирьов, разделил "методы" на:
собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование и пр.);
методические приемы;
Введение……………………………………………………………………3
Основная часть…………………………………………………………….4
А. не экспериментальные психологические методы………………….4
1. наблюдение
2. анкетирование
3. беседа
4. «архивный метод»
5. контент-анализ
6. монографический метод
Б. диагностические методы…………………………………………….10
1. тест (различные виды тестов)
В. экспериментальные методы…………………………………………13
1. естественный
2. моделирующий
3. лабораторный
Г. формирующие методы………………………………………………14
Заключение………………………………………………………………..16
Список использованной литературы…………………………………….17
длительный, пролонгированный эксперимент;
эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной общетеоретической концепции в определенной области психологии (возрастной, детской, педагогической и других отраслях);
эксперимент комплексный, требующий совместных усилий психологов-теоретиков, психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др. И поэтому это есть эксперимент, протекающий в особых учреждениях, где все это можно организовать.
Таким образом, формирующий
эксперимент является существенной перестройкой
психолого-педагогической практики (как
совместной деятельности исследователя
и испытуемого) и, в первую очередь, перестройкой
ее содержания и методов, приводящей к
существенным видоизменениям хода психического
развития и характерологических особенностей
испытуемых. Именно в силу этих своих характеристик
данный тип исследовательских методов
различных отраслей психологии выявляет
резервы психического развития и одновременно
конструирует, создает новые психологические
особенности испытуемых. Поэтому формирующие
и обучающие эксперименты входят в особую
категорию методов психологического исследования
и воздействия. Они позволяют направленно
формировать особенности таких психических
процессов, как восприятие, внимание, память,
мышление.
В заключении необходимо отметить, что
в процессе развития психологии изменяются
не только теории и понятия, но и исследовательские
методы: они утрачивают созерцательный,
констатирующий характер, становятся
формирующими или, точнее, трансформирующими.
Ведущим типом исследовательского метода
в экспериментальной области психологии
становится формирующий эксперимент.
Итак, развитие методического арсенала
современной психологии заключается в
особой консолидации всех исследовательских
методов, результатом которой является
образование нового комплекса исследовательских
методов - формирующего эксперимента.
Заключение
Итак, в этой работе рассмотрены основные методы психологических исследований и их классификация. Надо полагать, что разные авторы приводят в своих трудах множество вариантов классификации этих методов. Результатом анализа стал этот реферат, который по мнению автора отражает наиболее доступную и полную картину по данной теме.
Список использованной литературы
Хрестоматия по курсу
введение в психологию. Учебное пособие
для студентов факультетов
Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности.- М.: Просвещение, 1985.
Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: 1990.
Немов Р.С Психология / Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн 3. - 2-ое изд. - М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995.
Соколова Е.Е. Введение
в психологию. Краткий конспект лекций
и методические указания к курсу:
Учебно-методическое пособие для
студентов факультетов
Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Изд-во Моск ун-та, 1988.